Политика «военного коммунизма» означала национализацию промышленности, централизацию руководства, распределение всех жизненно важных товаров, продразверстку, карточную систему снабжения, всеобщую трудовую повинность, уравнительную оплату труда.
В декабре 1919 г. по инициативе В. И. Ленина принято решение о строительстве железной дороги Александров Гай - Эмба, чтобы соединить Урало-Эмбенский нефтяной район с Центральной Россией; Семиреченской железной дороги и линии Петропавловск- Кокчетав - для обеспечения хлебом голодающих областей страны.
В январе 1919 г. монополия на заготовку и распределение хлеба дополнилась продовольственной разверсткой. Мобилизация людских и материальных ресурсов края достигалась методами приказов, реквизиции, принуждения. Была введена трудовая повинность по ирригации полей, строительству дорог, заготовке дров, перевозке грузов. В 1920-1921 гг. в крае трудовая армия насчитывала около 6 тыс. человек.
Политика военного коммунизма в крае проявилась в ликвидации местных бюджетов, слиянии их в единый государственный бюджет, образовании единой казны, национализации мелкой и отчасти кустарной промышленности.
Велась заготовка хлеба - из центра прибыло около 11 500 продовольственных работников. Кустанайский уезд поставил 6 млн. пудов хлеба. Предприятия Казахстана изготовляли полушубки, шинели и другое обмундирование для Красной Армии. В начале 1920 г. в Казахстане проводилась «Неделя фронта», во время которой были собраны тысячи пудов хлеба, много одежды. Водным транспортом из Гурьева было вывезено более 600 тыс. пудов нефти.