Цель опыта: научиться рассчитывать относительную величину канальцевой реабсорбции воды.
Ход работы. Показатели величины клубочковой фильтрации, полученные на предыдущем занятии, используются для подсчета относительной реабсорбции (R) вещества по формуле:
F - V
R = ------------------------ * 100 = %
F
где F - скорость клубочковой фильтрации
V - объем минутного диуреза
Задачи. 1) Скорость клубочковой фильтрации равна 120 мл/мин, а объем минутного диуреза составляет 1,4 мл. Чему равна канальцевая реабсорбция воды?
2) Содержание сахара в крови составляло у человека 110 мг%, сколько сахара при этом выделяется с мочой?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Осмотическое давление интерстиция почек и канальцевая реабсорбция воды.
2. Роль почек в поддержании кислотно-основного гомеостазиса.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии”, занятие № 2.
Занятие № 3.
ТЕМА: Регуляция деятельности почек. Участие почек в регуляторных процессах организма.
|
|
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):
Студент должен знать: механизмы регуляции процессов фильтрации; механизмы регуляции канальцевой реабсорбции воды и электролитов; основные факторы, влияющие на реабсорбцию воды; механизмы регуляции канальцевой секреции; состав и свойства конечной мочи; механизмы участия почек в регуляции физиологических функций организма.
Студент должен уметь: объяснить механизмы регуляции процессов мочеобразования
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологических механизмах регуляции основных процессов мочеобразования (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности регуляторных систем организма (ПК-32)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие механизмы поддерживают постоянство кровотока в клубочках и фильтрационное давление?
2. Какие влияния регулируют скорость клубочковой фильтрации?
3. Где находятся V1-рецепторы, что их активирует, какой при этом отмечается эффект?
4. Назовите пути регуляции канальцевой реабсорбции.
5. Какое вещество является основным регулятором реабсорбции воды в дистальных отделах нефрона?
6. Где локализуются V2-рецепторы и какой гормон осуществляет через них свое влияние?
7. Какие гормоны, кроме вазопрессина, оказывают регулирующее влияние на процессы реабсорбции воды?
|
|
8. Назовите механизмы регуляции канальцевой секреции веществ.
9. Какие эффекты вызывает симпатическая нервная система на процессы мочеобразования?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Виды регуляции деятельности почек. Механизмы регуляции клубочковой фильтрации.
2. Регуляция канальцевой реабсорбции веществ:
а) гормоны, регулирующие реабсорбцию воды и механизм их действия;
б) регуляция канальцевой реабсорбции электролитов.
3. Регуляция канальцевой секреции.
4. Нервная регуляция деятельности почек.
5. Инкреторная функция почек. Значение эритропоэтина. Влияние ренина, кининов, простагландинов на процессы мочеобразования и величину артериального давления. Роль почек в регуляции артериального давления.
6. Метаболическая функция почек.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Развитие механизмов регуляции функций почек в онтогенезе.
2. Реакция почек на гормоны щитовидной железы, альдостерон, вазопрессин в разном возрасте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ