Опыт 1. Изменения диуреза под влиянием питуитрина и алкоголя

Цель опыта: изучить изменения диуреза под влиянием различных веществ.

Ход работы. Взвешивают трех крыс. Вводят двум из них через полиэтиленовый зонд воду в желудок из расчета 5-7 % веса тела. Сразу же вслед за водной нагрузкой 1-й крысе вводят п/к раствор питуитрина в дозе 20 МЕД/100 г веса, 3-й крысе вводят через зонд 12,5 % этиловый спирт в дозе 5? веса тела. Вторая крыса служит контролем. Крыс помещают в стеклянные воронки на 40 мин., собирают мочу в стаканчики. По окончании опыта количество мочи измеряют.

Делают вывод о влиянии питуитрина и алкоголя на процессы мочеобразования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Механизмы выведения мочи и мочеиспускания.

2. Особенности регуляции мочеобразования при стрессе..

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии”, занятие № 3.

Занятие № 4.

ТЕМА: Механизмы регуляции водно-солевого обмена и гомеостатическая функция почек.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):

Студент должен знать: значение воды и минеральных веществ для организма; сущность понятия водный и солевой баланс; основные звенья регуляции водно-солевого обмена; что такое дегидратация организма и факторы, ее обусловливающие; виды дегидратации; локализацию осмо- и натриорецепторов; важнейшие приспособительные реакции организма при дегидратации; локализацию центра осморегуляции; механизмы формирования чувства жажды, дипсогенные факторы; локализацию питьевого центра; локализацию волюморецепторов, их значение в процессе водно-солевого обмена; что такое гипергидратация и факторы, способствующие ее возникновению; последствия воздействия на организм гипергидратации.

Студент должен уметь: объяснить механизмы гомеостатической регуляции водно-солевого обмена при де- и гипергидратации; объяснить механизмы возникновения жажды.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологической системе регуляции водно-солевого и осмотического гомеостазиса (ПК-2), закономерностях изменения систем регуляции гомеостазиса при изменении внешней среды и деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров систем регуляции водно-солевого и осмотического гомеостазиса организма (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Назовите основные характеристики водно-солевого баланса.

2. Перечислите водные пространства организма.

3. Какие факторы могут привести к дегидратации организма?

4. Назовите виды дегидратации.

5. Где располагаются рецептивные поля осморегулирующих рефлексов?

6. Укажите место локализации центра осморегуляции.

7. Что такое жажда?

8. Где находится питьевой центр?

9. Какие дипсогенные факторы вы знаете?

10. Какие условия могут привести к гипергидратации организма?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Выделение как один из компонентов функциональной системы, обеспечивающей постоянство водно-солевого баланса организма.

2. Значение осмо - и волюморецепторов в осуществлении гомеостатической функции почек.

3. Роль ионорецепторов в регуляции водно-солевого обмена и значение натрийуретического гормона.

4. Значение и формирование чувства жажды. Дипсогенные факторы и механизм их действия. Дегидратация, гипергидратация.

5. Функциональная система, обеспечивающая постоянство объема жидкости в организме и осмотическое давление.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

1. Развитие волюмо- и осморегуляции в онтогенезе.

2. Действие АДГ в разные возрастные периоды.

3. Питьевой режим новорожденного, связанный с особенностями регуляции процессов мочеобразования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: