Эволюция методов обучения

Используемые для обучения методы не всегда были такими, какими мы видим их сегодня в образовательных учреждениях. По мере развития человечества изменения целей обучения, менялись и сами методы. Например: в первобытном обществе и древние времена преобладали методы обучения, которые были основаны на подражании. Метод наблюдения и повторения действий взрослого оказывался преобладающим в процессе передачи подрастающему поколению накопленного взрослыми опыта. Обучение проходило в процессе непосредственного участия в жизни той социальной группы, которой принадлежат сами обучаемые.

По мере усложнения усвоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не обеспечивало уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек должен был прибегнуть к словесному объяснению.

Но развитие речи, обогащение словаря позволило перейти к словесным методам обучения. Это явилось большим достижением для человечества, т.к. за маленький промежуток времени можно передать большой объем знаний и опыта.

Основой преподавания была передача учителем готовой информации и это осуществлялось с помощью устной, письменной, а позднее и печатных слов. Ученик аккурат заучивает передаваемую информацию. Это обучение получило название догматическое (механическая зубрежка) и наибольшего расцвета достигло в период Средневековья.слово стало главным носителем информации, а обучение по книгам – главной задачей образования.

Человечество продолжает развиваться. В эпоху географических открытий получили развитие методы наглядного обучения, методы помогающие на практике применять полученные знания. Этот метод повышает эффективность процесса обучения, однако проблемы еще остались. В этот период происходит усиление мотивации учащихся к учению.

На рубеже 19-20 веков широкое применение получили практические методы обучения. Появилась заинтересованность в учебе и положительных результатах.наказание и окрик учителя постепенно уходят из школы.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к проблемным методам обучения.

Развитие гуманитарных наук и психологии привело в обществе к пониманию того, что ребенок нуждается в развитии своих индивидуальных способностях. Это послужило основой применения методов развивающего обучения.

Методы обучения очень полезны, т.к.:

- не один метод обучения, находящийся отдельно не может обеспечить результатов в полной мере;

- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;

- наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: