Особенности процесса профессионального обучения

Основная цель профессионального обучения связана с профессиональным становлением и развитием личности, сопровождающихся овладением знаний, умений и навыков по конкретной профессии и специальности (т.е. это подготовка человека к профессиональной деятельности).

Задачи:

1. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, характерных для изучаемой профессии.

2. Воспитание профессиональной культуры (включает в себя воспитание профессиональной этики, эстетики, культуры труда, трудовой дисциплины).

3. Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности.

4. Воспитание творческого отношения к труду (т.е. способность совершенствовать, изобретать, вносить рационализаторские предложения).

5. Ознакомление с новейшими достижениями науки и техники в области выбранного профессионального направления.

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего системой специальных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта. Профессия, как правило, объединяет ряд родственных специальностей.

Специальность – вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии, выделившийся в результате разделения труда (например, профессия – учитель, специальность - учитель химии, физики и т.д.).

Специализация – совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.

Например:

Профессия – педагог

Специальность – педагог профессионального образования

Специализация – 1) эксплуатация и ремонт автомобиля и 2)обеспечение безопасности дорожного движения.

Квалификация – степень, уровень овладения профессией. Она может характеризоваться разрядом, классом, категорией.

Квалификационные характеристики разрабатываются на основе ЕТКС по соответствующим профессиям. В них указывается:

Наименование профессии (специальности).

Социально-экономическое и народохозяйственное значение профессии (т.е. ее характеристика, основные тенденции развития).

Производственно-технические условия труда (предметы и объекты труда, средства труда, технологии, условия).

Содержание труда (трудовые функции, организация труда).

Требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду.

Уровень квалификации (разряд, класс, категория).

Психофизиологические особенности профессии.

Профессиограмма - научное описание характеристики профессии. В профессиограмме указываются:

условия труда;

права и обязанности работника;

необходимый объем знаний, умений, навыков;

профессионально значимые качества;

противопоказания по состоянию здоровья;

психограмма – это психологический портрет профессии.

Схема профессиограммы:

1. Паспорт профессии:

Тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

Уровень образования и категории квалификации;

Смежные специальности и профессии;

Социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

Форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

Уровень получаемой квалификации;

Перспективы профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности:

Функции;

Конкретные виды деятельности;

Типовые профессиональные задачи;

Профессиональные умения.

4. Психограмма:

Ведущая деятельность;

Профессиональная направленность;

Профессиональная компетентность;

Профессионально важные качества;

Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.

5. Санитарно – гигиенические условия труда:

Режим труда;

Медицинские противопоказания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: