Основная цель профессионального обучения связана с профессиональным становлением и развитием личности, сопровождающихся овладением знаний, умений и навыков по конкретной профессии и специальности (т.е. это подготовка человека к профессиональной деятельности).
Задачи:
1. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, характерных для изучаемой профессии.
2. Воспитание профессиональной культуры (включает в себя воспитание профессиональной этики, эстетики, культуры труда, трудовой дисциплины).
3. Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности.
4. Воспитание творческого отношения к труду (т.е. способность совершенствовать, изобретать, вносить рационализаторские предложения).
5. Ознакомление с новейшими достижениями науки и техники в области выбранного профессионального направления.
Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего системой специальных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта. Профессия, как правило, объединяет ряд родственных специальностей.
|
|
Специальность – вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии, выделившийся в результате разделения труда (например, профессия – учитель, специальность - учитель химии, физики и т.д.).
Специализация – совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.
Например:
Профессия – педагог
Специальность – педагог профессионального образования
Специализация – 1) эксплуатация и ремонт автомобиля и 2)обеспечение безопасности дорожного движения.
Квалификация – степень, уровень овладения профессией. Она может характеризоваться разрядом, классом, категорией.
Квалификационные характеристики разрабатываются на основе ЕТКС по соответствующим профессиям. В них указывается:
Наименование профессии (специальности).
Социально-экономическое и народохозяйственное значение профессии (т.е. ее характеристика, основные тенденции развития).
Производственно-технические условия труда (предметы и объекты труда, средства труда, технологии, условия).
Содержание труда (трудовые функции, организация труда).
Требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду.
Уровень квалификации (разряд, класс, категория).
Психофизиологические особенности профессии.
Профессиограмма - научное описание характеристики профессии. В профессиограмме указываются:
условия труда;
права и обязанности работника;
необходимый объем знаний, умений, навыков;
профессионально значимые качества;
|
|
противопоказания по состоянию здоровья;
психограмма – это психологический портрет профессии.
Схема профессиограммы:
1. Паспорт профессии:
Тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
Уровень образования и категории квалификации;
Смежные специальности и профессии;
Социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
Форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
Уровень получаемой квалификации;
Перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности:
Функции;
Конкретные виды деятельности;
Типовые профессиональные задачи;
Профессиональные умения.
4. Психограмма:
Ведущая деятельность;
Профессиональная направленность;
Профессиональная компетентность;
Профессионально важные качества;
Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.
5. Санитарно – гигиенические условия труда:
Режим труда;
Медицинские противопоказания