Развлечения и аттракционы в воде

1. «Чехарда». Глубина по пояс. Играющие становятся в колон-ну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Стоящий по­следним перепрыгивает через игрока, стоящего впереди, а под следующего ныряет.





2. «Корзина» (глубина по грудь). 4—5 играющих, держась за руки, образуют круг. Это «корзина». В 1,5—2 м от «корзи­ны» становятся попарно, держась за руки, 4 игрока. Пятый ложится сверху им на руки, на грудь. По команде четверо подбрасывают лежащего вперед-вверх, а он должен нырнуть в «корзину».

3. «Тир на воде». На расстоянии 10 м на воде лежит неподвиж­ный предмет. Играющие по очереди бросают в него камеш­ками. Выигрывает тот, кто из 10 брошенных камешков будет иметь большее количество попаданий.

4. «Кто сильнее». Двое играющих, захватив друг друга нога­ми, гребут руками в противоположные стороны, стараясь увлечь за собой противника.

5. «Перетяни в воду». Играющие, разбившись на пары, си­дят на плечах друг у друга (как при «бое всадников»). Расстояние между парами — 2—3 м. У верхних в руках ве­ревка. Перетягивая веревку, они стараются стащить друг друга в воду.

6. «Гонка в мешках» (глубина по грудь). Двое соревнующихся залезают ногами в мешки и завязывают их на поясе верев­кой. По команде каждый плывет, стараясь первым пройти заданное расстояние.

7. «Борьба» (глубина по пояс). Играющие соревнуются в па­рах. Делая захваты за руки, голову, плечи и подставляя ногу, противники стараются заставить один другого окунуться в воду с головой.

8. «Достань первым» (глубина по грудь). Два игрока стоят боком друг к другу, держась за руки. Ступни их ног сопри­касаются. По сигналу каждый из игроков тянет за руку дру­гого, стараясь первым достать со дна предмет. Побеждает тот, кому это удается сделать первым.

9. «Столкни с круга». Два участника, сидя на спасательных кругах, подплывают друг к другу и стараются столкнуть один другого в воду. Проигрывает тот, кто первым свалится с круга в воду.

Необходимо заранее оговорить условия борьбы.

10. «Подводная лодка». Проскользив под водой на спине, пло­вец поднимает одну ногу вверх и в таком положении, делая гребковые движения руками, всплывает на поверхность.

11. «Мачта». Лежа на воде в положении на спине, пловец дела­ет движения руками, стараясь гнать воду под себя. Приняв устойчивое положение, он поднимает ноги из воды и, вы­прямляя, ставит их как мачту.


12. «Винт». В скольжении на груди пловец резким движением поворачивается на спину и снова возвращается в положение на грудь, стараясь при этом сохранить горизонтальное по­ложение.

13. «Змея». Пловцы, построившись в колонну в воде, доходя­щей им до подбородка, держат друг друга за пояс. Участвует несколько команд с количеством участников в ко­манде не более четырех. Последний участник команды касается борта бассейна.

По сигналу пловцы принимают в воде горизонтальное поло­жение и, не отпуская своих партнеров, проплывают задан­ное расстояние (брассом), работая только ногами, за исклю­чением направляющего, который может работать и руками. Результат оценивается по порядку прихода команд на финиш; можно за соответствующие занятые места начислять очки. Если команда разрывает цепочку, то из полученных очков можно вычитать столько, сколько участников осталось в ото­рванной цепочке (начисляя, к примеру, за 1-е место — 10 очков, за 2-е — 9 и т. д.).

Возможен и другой вариант: команда продолжает движение к финишу лишь в том случае, если игроки (участники) дер­жатся друг за друга, как это предусмотрено условиями соревнования.

Допустимы и прочие варианты. 14. «Великан». Участвующие делятся на пары, и каждая пара получает по доске, которую пловцы в воде удерживают сле­дующим образом: первый кладет на доску ноги, зацепляясь за нее ступнями, второй держится за доску руками. Первый плывет, работая руками, второй — ногами. Перед началом следует указать, каким стилем плывут учас­тники соревнования.

Участвует несколько пар. Выигрывает та пара, которая бы­стрее всех преодолеет заданное расстояние. Возможны и другие варианты соревнования:

а) один — на груди, другой — на спине;

б) несколько досок в одной команде, порядок взаимодей­
ствия такой же;

в) можно участников распределить на заплывы и фиксиро­
вать время каждого заплыва;

г) взять большую доску и подобрать 4 участников (более
сложное задание).

15. «Соревнование плавающих досок». Для проведения игры необходимы несколько одинаковых досок.


Каждую доску в воде толкают два, три, четыре и более плов­цов.

В соревнованиях участвует несколько таких команд. По сигналу участники стартуют в заданном направлении. Выигрывает команда, которая первой доставит свою доску к финишу.

16. «Кроль винтом». Плывя способом кроль на груди, пловец под гребок одной рукой переворачивается на спину, а под гребок другой — на грудь И т. д.

17. «Волчок». Плывя на спине, пловец прижимает ноги к под­бородку, а стопы выводит на поверхность воды. Производя плавательные движения руками под себя, он быстро враща­ется в одну сторону.

18. «Котел». Участники становятся в круг и захватывают друг друга за плечи. По команде ложатся на спину, ногами к цен­тру, и начинают работать ногами способом кроль.

19. «Цепочка». Участвуют две команды (красные и синие). Каж­дая из них делится на две половины, и все игроки получают порядковые номера. Четные номера красных и нечетные номера синих строятся в колонну так, чтобы каждый игрок был между двумя игроками команды противника. При по­строении необходимо соблюдать порядок номеров. Нечетные номера красных и четные номера синих строятся в другую такую же колонну. В колоннах играющие держат друг дру­га за пояс (в каждой колонне должно быть не менее восьми играющих).

По сигналу направляющий колонны старается коснуться за­мыкающего своей же колонны. Если ему это удастся, он пе­реходит в хвост колонны и становится замыкающим. Таким образом игра продолжается до тех пор, пока колонна не вер­нется к своему первоначальному построению, то есть пока первый направляющий вновь не займет свое первое место. Продолжительность игры планируется из расчета 30 с на одного играющего.

Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Можно разыгрывать очки, ограничив игру строгим времен­ным интервалом. Возможны и другие варианты.

20. «Кто быстрее?» Участвуют две команды. Они располагают­
ся на бортике бассейна, желательно напротив друг друга.
Участники садятся на бортик, можно — в упор присев.

По сигналу замыкающие каждой колонны ударяют рукой по плечу сидящего перед ними, затем сами прыгают в воду (произвольно). Следующий проделывает то же самое и т. д.


Побеждают команды, игроки которой быстрее выполнят это задание.

Примечание.

Если размеры плавательного бассейна небольшие (скажем, трехдорожеч-ный), эту эстафету можно провести, располагая участников на противо­положных продольных бортиках.

21. «Кто быстрее?»

На поверхности воды разбрасывается несколько разноцвет­ных плавающих игрушек.

Кто быстрее их соберет по сигналу и доставит на бортик. Такую же игру (или соревнование) можно провести среди не­скольких участвующих команд.

22. «Проплывание между ногами партнера и построение в ко­
лонну».

Организация. Участвуют несколько команд, все пловцы которых имеют порядковые номера. Команды выстраивают­ся в колонны на бортике бассейна. Напротив каждой команды на воде, в наиболее глубоком месте бассейна, стоит пловец — «заграждение». По сигналу первые номера ныря­ют в воду и, двигаясь под водой, проплывают между ногами своего товарища — «заграждение» своей команды, а затем занимают место непосредственно за ним и поднима­ют руку, что служит сигналом к старту следующего участ­ника. Все пловцы проделывают то же самое. Выигрывает команда, первой построившаяся в воде в колонну.

23. «Кто скорее найдет?»

Преподаватель забрасывает в воду какой-либо предмет с та­ким расчетом, чтобы он упал на глубину не более 1 м. По команде: «Кто скорее найдет?» преподаватель вместе с уча­стником вбегает в воду, и они начинают искать предмет. Вариант: участник один вбегает в воду; фиксируется время. Вариант: соревнование провЬдится в парах.

24. «Пленные».

Каждая из двух участвующих команд образует круг, все иг­рающие получают порядковые номера. Они держат друг дру­га за руки. Каждая команда выделяет трех пленных, кото­рые становятся в середину круга команды противника. Продолжительность игры ограничивается одной минутой. Каждый игрок, которому удастся вырваться из круга, при­носит своей команде одно очко. К концу игры все участники должны обязательно по одному разу побывать пленными. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.





Варианты игры:

а) участники стоят в круге неподвижно;

б) участники перемещаются в заданном направлении.

25. «Ястреб в воде».

Участники строятся в воде в шеренгу спиной к борту бассей­на. У каждого за пояс плавок заткнут платок. Посередине бассейна на поверхности держатся три пловца. По сигналу пловцы принимают старт и переплывают бассейн, стараясь, чтобы один из трех, находящихся в середине участников (яс­требов), не выхватил у них платок. Если ястребу это удалось, пловцы меняются местами, и игра продолжается. Возобнов­ляется она только по сигналу.

Победителями игры становятся участники, которым на про­тяжении нескольких попыток удалось сохранить платок.

26. «Бег за кладом».

Две участвующие команды становятся спиной к борту бас­сейна и лицом друг к другу.

По сигналу все играющие как можно быстрее устремляются к середине бассейна, где они должны достать со дна различ­ные предметы, разбросанные руководителем (желательно не более пяти). Предметы бросают одновременно с подачей сиг­нала о старте. Каждый предмет оценивается определенным количеством очков, обратно пропорциональным его величи­не (например, самый маленький предмет (монета) получает наибольшее количество очков). Выполняется несколько попыток.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество оч­ков.

Методы обучения

При обучении используются основные методы: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы. Метод играет ведущую роль в педагоги­ческом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объ­яснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы орга­низации коллектива занимающихся и т. д. — в основе этих про­цессов — слово.

Слово необходимо для описания предмета обучения, которым чаще всего становится сущность того или иного движения.

Известно, что процесс обучения имеет три составляющие:

— формирование знания о предмете изучения, предмете пре­подавания;


— трансформация знания в предмет преподавания;

— превращение знания самим учащимся в предмет учения. Во всех случаях слово лежит в основе формирования образа

предстоящего двигательного действия.

В существующих современных концепциях обучения двига­тельному действию обучающемуся предлагается устная или письменная инструкция, на основе которой формируется ООД. Она включает в себя:. — задачу обучения;

— сущность двигательной задачи;

— описание способов ее решения;

— перечень основных опорных точек (ООТ) и описание ощу­
щений, возникающих при правильном выполнении;

— описание возможных ошибок и способов их устранения.
Обучаемый многократно проговаривает вслух инструкцию,

особенно ощущения при выполнении движения, и лишь после того, как запомнит ее, делает попытку практического выполне­ния. С этой точки зрения на каждое движение в плавании, име­ющее вполне самостоятельное значение, должен существовать «словесный портрет», который в процессе обучения уточняет­ся, дополняется и корректируется.

Психологический образ есть отражение объективной реаль­ности и одновременно — важнейшее звено в системе регуляции действий человека. Образ предметен: он отнесен к существую­щим, вне зависимости от сознания, предметам, которые состав­ляют его содержание; он субъективен по форме. Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное и глубокое «вычерпывание» информации из окружающей действительности.

Основными уровнями образного отражения являются сенсор­но-перцептивный и представленческий; в него включаются так­же вербально-логические процессы, играющие существенную роль в контроле и интеграции сенсорных данных.

В практике плавания часто используются образные выраже­ния. По-настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обу­чаемого. Мастерство педагога, тренера заключается в том, что­бы найти сходные, знакомые занимающимся черты между за­данием и их двигательным опытом. Используются, например, такие выражения:

«Держите ногу, как балерина»;

«Рука входит в воду жестко, как нож в масло»;

«Выполняя захват, представьте, что перед вами лежит брев­но и вы пытаетесь обхватить его руками»;





«Туловище лежит на воде ровно, как будто вы проглотили лом»;

«Взяли больше, положили дальше»;

«Голова неподвижна настолько, что если на лоб поставить стакан с водой, не прольется ни капли»;

«Представьте, что вы вылезаете из трубы: не выйдет, если оставить локти внизу» и т. д.

Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении упражнений в плавании: плеск воды, эхо и др. Это затрудняет восприятие команд и указаний преподавателя, тем более что уши занимающихся закрыты ре­зиновыми шапочками, поэтому речь преподавателя должна быть кратка, точна, выразительна.

Слово играет важнейшую роль не только в работе с новичка­ми и юными спортсменами, но и в спортивной тренировке вы­сококвалифицированных спортсменов-пловцов. Так, в одном из оригинальных исследований (Т.Г. Меньшуткина и др., 1989), проведенных с группой мастеров спорта и мастеров спорта меж­дународного класса, использовались следующие двигательные установки для выполнения поворота:

— обычный вариант выполнения;

— с толчком от стенки в положении на груди;

— с толчком в положении на спине;

— подплывание и вход в поворот на максимальной скорости;

— выполнение вращения в плотной группировке;

— мощный толчок от стенки бассейна;

— максимально быстрый толчок от стенки бассейна;

— длинный выход после толчка со скольжением в обтекае­мом положении;

— короткое скольжение и ранний выход на поверхность воды.
Регистрировалось время прохождения 15-метрового отрезка,

традиционно, как это делается в плавании.

Результаты при выполнении всех 9 поворотов оказались раз­ными. Любопытно, что ни у одного из спортсменов обычный вариант поворота не вошел в число лучших. Это убедительно показывает важность двигательной установки.

Наглядные методы. Зрительный анализатор играет важней­шую роль не только в жизнедеятельности организма вообще, но и при организации и управлении движениями, в частности. Значительная часть информации из окружающей среды посту­пает через зрительный анализатор.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование


наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учеб­ных фильмов, видеозаписей.

Наглядные методы способствуют дополнению, уточнению, коррекции образа двигательного действия; с их помощью ак­тивно формируется образ.

Наглядные методы обучения могут широко использоваться в теоретической подготовке школьников и юных спортсменов.

Демонстрация целого движения и его отдельных частей (показ) на воде может быть выполнена лучшими спортсменами-пловцами как в начале изучения, так и непосредственно в про­цессе него. Показ может выполняться замедленно, с выделени­ем отдельных, главных частей движения; с остановкой и т. д.

Показ всегда должен быть представлен в отличном исполнении.

Реже, но все же может быть использован показ ошибок.

Однако, чтобы воспроизвести движение, недостаточно его просто увидеть даже в самом хорошем исполнении: требуются объяснения, комментарии, которые помогут понять суть дви­жения, облегчат его освоение, поэтому наглядные и словесные методы обучения зачастую используются вместе.

Для формирования двигательных представлений применя­ются как традиционные, так и специально разработанные ме­тоды (подходы) целенаправленного воздействия на сознание занимающихся. Так, к примеру, выполняются упражнения с использованием средств дополнительной информации: зада­ется шаг; для этого вдоль плавательной дорожки бассейна на глубине 70— 100 см натягивается канат, размеченный рисками разного цвета, соответствующими задаваемому для каждого пловца шагу; используются специальные очки для выключения зрительного анализатора. Примером нетрадиционного воздей­ствия может быть использование программной установки: с ее помощью можно вести звуковую трансляцию и демонстрировать изображение. Содержание занжгий в определенной последова­тельности записано на видеопленку. Как показывает практика использования программных установок, обучение при этом идет более эффективно.

К числу наглядных методов обучения относятся специаль­ные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним при­выкают.

Метод упражнения относится к числу основных практичес­ких методов.

При обучении плаванию используются специальные физи­ческие упражнения, приходится многократно выполнять каж-





дое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, за­тем соединяя их в целостные движения и, наконец, в способ плавания. Неоднократные выполнения упражнений для освое­ния, закрепления техники плавания и совершенствования в ней способствуют развитию опорно-двигательного аппарата занима­ющихся, совершенствованию процессов управления движени­ями, развитию физических качеств.

С помощью метода упражнений задается необходимая на­грузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых.

Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

Метод строго регламентированного упражнения. Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регули­руется с возможно полной регламентацией, включающей сле­дующее:

— твердо предписанную программу движений (заранее обус­ловленные состав движений, порядок их повторения, измене­ния и связи друг с другом);

— возможно точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, а также нормирование ин­тервалов отдыха и строго установленное их чередование с на­грузками;

— создание или использование внешних условий, облегчаю­щих управление действиями занимающихся (построение и рас­пределение группы на местах занятий, использование вспомо­гательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, до­зированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптималь­ные условия для освоения новых двигательных умений, навы­ков и (или) гарантировать точное направленное воздействие на развитие физических качеств.

Методы строго регламентированного воздействия имеют мно­жество конкретных вариантов, выбор которых зависит от со­держания занятий, этапов обучения и т. д. Примером данного метода в плавании является целостно-раздельный метод обуче­ния спортивным способам плавания, технике прикладного пла­вания. В процессе совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств аналогичные по методичес­кому смыслу подходы воплощаются в методах двух типов: ме­тодах избирательно-направленного воздействия (упражнения), методах сопряженного упражнения; по признаку стандартиза-


ции или вариативности действий — методах стандартно-повтор­ного упражнения и методах вариативного упражнения. Эти и многие другие методы широко известны в практике спортив­ной тренировки в плавании.

Игровой метод. Игровой метод — это не обязательно какая-либо подвижная или спортивная игра (к примеру, водное поло); в принципе, он может быть применен на любом материале, лю­бых физических упражненях, если соответствует определенным признакам, характеризующим этот метод. Такими признака­ми являются: отсутствие жесткой регламентации действий, ве­роятностные условия их выполнения, широкие возможности для проявления самостоятельности и творческих начал, сюжет-но-ролевая основа. Разумеется, метод не исключает точного педагогического управления, оно лишь усложняется и приоб­ретает особые формы. Метод используется даже не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершен­ствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Соревновательный метод. Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятель­ности пловца. Соревнование — всегда противоречие, это сопер­ничество, состязание, борьба за первенство или за высокое достижение.

Любые соревнования сопровождаются высокой эмоциональ­ной окраской, высоким уровнем функциональной активности организма.

Соревновательный метод характеризуется унификацией тре­бований. Это напрямую отражено в постоянно существующих и видоизменяющихся правилах соревнований.

Исключительно велико значение метода для воспитания мо­рально-волевых качеств: целеустремленности, инициативнос­ти, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания* самоотверженности и т. д. Вместе с тем метод может способствовать и закреплению отрицатель­ных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщес­лавия и т. д.). Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство.

Методы тренировки

Равномерный метод. Предусматривает непрерывное продол­жительное плавание. Метод используется на протяжении всех периодов тренировки, помогает выработать экономичную тех-




нику движений, осуществлять чередование нагрузки и расслаб­ления работающих мышц. Несмотря на то что применение ме­тода требует огромных энергетических затрат и продолжитель­ного времени для тренировки, он достаточно эффективен.

ЧСС при выполнении упражнений — 140—150 уд/мин.

Переменный метод —предусматривает чередование нагрузок раз­ной интенсивности. Это чередование может быть ритмичным (оди­наковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью аритмичного чередования является так называемый «фартлек» («играскоростей»).

Интервальный метод — это многократное повторение рабо­ты «порциями». Время, затрачиваемое пловцом на преодоле­ние рабочего отрезка и паузы между отрезками, может быть задано строго и достаточно произвольно, это имеет определен­ные организационные преимущества; однако его недостаток — монотонность, поэтому в ряде случаев его следует применять очень осторожно, особенно в работе с начинающими пловцами.

Повторный метод. Предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 м с максимальной, субмаксимальной и реже — с большой интенсивностью. Скорость преодоления отрезков — соревновательная или выше соревновательной. Па­узы отдыха сравнительно продолжительные.

Комбинированный метод. Имеет элементы вышеперечислен­ных методов.

 

Контрольно-соревновательный метод. Предусматривает про­хождение на время с соревновательной скоростью основной соревновательной дистанции или контрольного отрезка..










 
 

























Глава VI

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

И ТРЕНИРОВКИ В ПЛАВАНИИ

Хорошая организация учебно-спортивной работы — важней­шее условие учебного и тренировочного процесса.

«Плавать раньше, чем ходить»

В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться груп­пы по обучению детей первого года жизни плаванию при детс­ких поликлиниках, в до-школьных учреждениях. Определен­ная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.

Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трех­недельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возра­сту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.

Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5—6 раз в неделю.

Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средства­ми, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфи­цируются также все игрушки и инвентарь, который будет необ­ходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39°С. Температуру на протяже­нии всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.

Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребен­ка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересо­ванность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций — стра-


ха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие про­водить не следует.

Во время занятий с ребенком следует постоянно разговари­вать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Мо­лодец!», «Какойхороший мальчик!..» (девочка), «Гребиручка­ми... Двигай ножками!..» и т. д.

Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая ме­лодия.

На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состояни­ем ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.

В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.

Для проведения занятий нужны:

— песочные часы;

— термометр;

— кувшин, ведерко или ковш;

— разноцветные плавающие игрушки;

— яркие тонущие игрушки;

— вспомогательные надувные нарукавники;

— чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.

Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать лег­кий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы по­глаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процеду­ры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.

Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.

В течение первого месяца выполняются упражнения с под­держками: покачивания, проводки, погружения.

Поддержки выполняются следующим образом.

Первая поддержка — «солдатиком». Уложив ребенка на спи­ну, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.

Вторая поддержка — «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину ма-





лыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачи­вания в стороны.

Третий способ поддержки — «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания — вниз-вверх, а также боковые.

На первых пяти занятиях выполняются самые простые про­водки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зиг­заги», «винты» и т.д.

После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных сус­тавах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и не­много проскользить.

Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.

Примерно в это же время используется и другая поддерж­ка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведен­ный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.

От занятия к занятию продолжительность проводок увели­чивается.

С 20-го занятия можно приступать к выполнению погруже­ний. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плава­тельные движения руками и ногами.

В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность за­нятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьша­ется, сама помощь становится минимальной, на 2—5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются,


вслед за ними — скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, го­товность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испы­тывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увели­чивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пе­нопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.

В возрасте 3,5—4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо исполь­зовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движе­ния ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.

Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое после­дующее задание. Следует учитывать, что плавание способству­ет не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.

Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно про­должить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.

Когда ребеноку исполнится полгода — он уже пловец со ста­жем, — последующие два-три месяца можно уделить совершен­ствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развле­чениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде — в условиях гипогравитации —может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голо­ву, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом — за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку





ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уве­ренным движениям в воде — резиновый круг. В возрасте 7—8 ме­сяцев можно включать в программу плавания различные игры.

В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляет­ся много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и пры­гает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начина­ют следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к заня­тиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок ста­новится более понятливым, способным к подражанию. Эти осо­бенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием.

Наконец, ребенок ззаметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в до­машних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться усло­виями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях ста­нут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: