Этой системе развития присущ разумный подход Монагана к вознаграждению хороших работников, которые сами не могли собрать достаточный капитал для внесения авансового платежа за франшизу и могли быть переманены на руководящие должности к конкурентам. Это также удерживало лоялистов в пределах семьи «Доминоз». Лоялистом, истинным патриотом фирмы, считался работник «Доминоз», молитвой которого были слова «TMS — тридцатиминутное обслуживание».
Монаган полагал, что «гарантированная доставка» наиболее важная переменная в умах клиентов, когда они решали, где заказывать пиццу: «Конечно, качество, вкус и цена важны для потребителя. Но, если вы не могли доставить пиццу менее чем за тридцать минут, уже не имело значения, насколько хороша пицца на вкус или какая цена за нее уплачена. Я убежден, успех «Доминоз» опирается на гарантию, что пиццу можно получить дома за менее чем тридцать минут».
Борьба за сохранение названия компании — и удержание франшиз
На дворе стоял 1972 год, когда «Доминоз» подала заявление на перерегистрацию уставных документов с целью добавить к названию компании слово «пицца». С тех пор и навеки она будет называться Domino's Pizza, Inc. Монаган отметил этот момент следующей записью: «Никогда больше мне не придется извиняться за то, кем я являюсь — изготовителем пиццы. Я горжусь этим титулом, я горд, что «Доминоз» компания по производству пиццы».
|
|
Два года спустя, в 1974 году, когда в «Офишл газетт» Патентного управления США были опубликованы новые списки, корпорация «Амстар», производитель сахара «Домино шугар», подала иск в связи с нарушением ее прав на торговую марку. Сражение за название компании с другой мощной корпорацией станет вторым большим ухабом на пути Монагана в течение пяти лет. Едва впереди на горизонте показалась хоть какая-то прибыль, ему пришлось тратить драгоценное время и деньги, чтобы бороться с тем, что на поверхности казалось смехотворным иском — кто может перепутать розничную сеть пиццерий с пачками сахара на полках магазинов? Визуально не было и капли подобия между знакомой желтой упаковкой сахара и красно-синей картонной коробкой для пиццы. Однако «Амстар» полагала, что за многие годы рекламирования (54 млн. долл. с 1947 года до времени подачи иска) и продаж (примерно 300 млн. долл. в год) она создала названию «Домино» такой положительный актив, что любое сходство торговых марок — даже такого несопоставимого продукта как пицца — представляло ущемление ее законных прав.
По мнению Монагана, в «Амстар» думали, что он постарается уладить дело поскорее. Некоторое время он подумывал изменить название на «Рэд домино». Но расходы на замену каждой вывески, каждой салфетки и каждой ссылки в телефонной книге показались неподъемными. Монаган ломал голову, что же все-таки делать, тем более что у него было две команды юристов с разными мнениями. Наконец он сказал: «Мы не будем переходить на «Рэд домино». Мы будем бороться, чтобы зарегистрировать «Доминоз пицца», и, если мы проиграем, и «Амстар» вчинит нам иск, будем бороться с ними до последнего цента».15
|
|
В 1976 году, в разгар тяжбы с «Амстар», Монаган уволил своего исполнительного вице-президента, пытавшегося убедить Монагана продать компанию и уйти из нее. Вице-президент с превосходными организаторскими навыками не верил, что рестораны-франшизы максимизируют прибыль корпорации. Он хотел, чтобы все точки «Доминоз» находились в собственности компании. Естественно, когда владельцы франшиз узнали об этой попытке избавиться от них, они обратили свой гнев на Монагана. И вновь ему пришлось иметь дело с мятежом фран-шизников, и снова яд излился в судебном иске. Владельцы утверждали, что вносили лицензионные платежи за использование названия «Доминоз», которое компания не могла более использовать из-за иска «Амстар» по поводу торговой марки.
Для Монагана схватка с франшизами еще одно огромное препятствие, которое пришлось преодолевать, когда он еще не уладил проблему с торговой маркой. Но проблема франшиз представила собой и новую возможную потерю компании. Поэтому Монаган прыгнул в машину и принялся объезжать всех диссидентов, рассказывая им, что работа будет идти по-старому. Шестью месяцами позже «Доминоз» снова стала одной счастливой семьей, хотя еще и не ведающей, как она сможет юридически законно называть себя.
В ноябре 1978 года «Доминоз» открыла свой 200-й ресторан; всего в тот год в сети прибавилось 28 новых точек. Но в 1979 году упала гильотина — судья, занимавшийся разбором дела, постановил: победила «Амстар»; «Домино» навечно запрещалось использовать название «Домино». Монаган подсчитал, что изменение названия обойдется «Доминоз» в 2 миллиона долл.
По мере того, как дело разбиралось в апелляционном суде, компания оказалась в забавном неопределенном положении: она могла сохранять название «Доминоз» в тех штатах, где уже вела бизнес, но рестораны, открывавшиеся в новых штатах, должны были выступать под новым именем — «Пицца дис-пэтч». Через год апелляционный суд отменил решение первого судьи. «Доминоз пицца» могла оставить свое название. Монаган был в полном восторге; он рассказывал: «Я улыбнулся огромной улыбкой, а затем разрыдался. Я обнял Марджи и минут двадцать проплакал. Я был полностью измотан».16 Монагана преодолел два огромных препятствия, и для него настало время насладиться плодами своих трудов.
Щедрые траты на себя и корпорацию
Вступая в 80-е годы, Монаган еще не сформулировал каких-либо планов, что он купит для себя и своей жены, когда все его юридические и франшизные проблемы закончились. Но раз достав бумажник и начав покупать вещи, которые он хотел или о которых мечтал, он пустился в скандальные — иногда показные — материальные приобретения, которым, казалось, не будет конца. Человек, обладавший прикосновением Мидаса в том, что касалось пиццы, захотел иметь все богатства царя Мидаса и даже больше.
Вспомните, что Монаган владел 97 процентами компании. Поэтому, когда в течение 80-х гг. деньги начали стекаться в ее сейфы, миллионы миллионов из них перекочевали на его счет в банке. Он говорил: «Я не мог поверить в денежную реку того десятилетия. Я никогда не имел так много денег, поступающих из всех точек. Я чувствовал, пришло время потратить часть моих нелегко заработанных денег».
И он начал тратить. Он купил за 22 млн. долл. редкий спортивный автомобиль «бугатти» (Bugatti); собрание памятных вещей Фрэнка Ллойда Райта стоимостью в 40 млн. долл., включая «Снежинку» — дом в Плимуте, шт. Мичиган, спроектированный Райтом; витражные окна; мебельный гарнитур для столовой от
|
|
«Хассер хауз» в Чикаго; 173-футовое судно, названное «Эффект Домино». И затем, в окончательном утверждении «Смотри, мир, чего я добился!», купил мечту каждого мальчишки — бейсбольную команду. В 1983 году он за 53 миллиона долл. купил своих возлюбленных «Детройтских тигров» у их легендарного владельца Джона Фецера. Мальчик-сирота осуществил каждую мечту своей юности, и в финале, который не решились бы написать даже в Голливуде, «Детройтские тигры» выиграли чемпионат мира в 1984 году, всего через год после их приобретения Монаганом.
Любовь и почитание Монаганом Фрэнка Ллойда Райта вылились в строительство здания штаб-квартиры компании в Анн-Арборе, шт. Мичиган, в стиле великого архитектора, умершего в 1959 году. Сначала Монаган предполагал возвести головной офис как более крупную версию незаконченного дома Райта, предназначавшегося для Эдит Рокфеллер Маккормик в 1900 году. Но занимавшийся проектом архитектор Гуннар Бёркиттс указал, что тот дом никогда не предназначался для крупной корпорации.
Построенное здание стало компромиссом, некоей смесью Райта-Бёркиттса, более стройное, чем большинство домов Райта, и более сдержанное, чем предыдущие здания Беркиттса. Монаган почтил память Райта, назвав строение «Домом прерии». Монаганы владели в здании двойным номером, обошедшемся, как говорят, в 2,5 млн. долл. Стены были из африканского красного дерева, полы покрыты кожаными плитками, а сводчатый потолок — золотыми листьями. Комплекс включал рабочую ферму, музеи и центр пантомимы под режиссурой Марселя Марсо. Всего штаб-квартира компании обошлась в более 150 миллионов долл.
Монаган продолжал щедро тратить на себя и корпорацию. В конечном счете он соберет более 150 классических автомобилей стоимостью свыше 150 млн. долл. В Северном Мичигане появится вилла «Домино лодж», куда Монаган и его жена иногда будут приглашать гостей на трехдневные миллионодолларо-вые загулы; приглашенным будут дарить безделушки от Тиффа-ни. Один строительный проект, задуманный в 80-х годах, так и не был реализован. Это была идея Монагана «Пиццанская падающая башня» — 35-этажный конференц-центр с наклоном на 15 градусов в восточном направлении.
|
|
На вопросы обо всех его причудливых выходках Монаган отвечал: «Мне позволительно иметь хобби. То же относится и к моим франшизам. Я думаю, неплохо потрудился, чтобы мои хобби дополняли «Доминоз».
Одержимость Монагана Фрэнком Ллойдом Райтом нельзя объяснить просто неосуществленными юношескими мечтами. Чувства Монагана по отношению к мастеру носили более глубинный характер. Он говорил: «Трудно объяснить, что именно я люблю в архитектуре Райта. Просто от нее появляется хорошее настроение. Иногда она почти вызывает у вас слезы». Многие годы после этого Монаган вынашивал планы закончить незавершенные проекты Райта, но эти планы так и не осуществились.
В атмосфере отчаяния — решение продать компанию
В течение 80-х годов многомиллионные приобретения поместили Монагана в центр внимания общественности, что имело два различных последствия: средства массовой информации изображали его как капризного ребенка, попавшего в кондитерскую. Однако общественная реакция на нового миллионера, проявившего так много страсти и понимания в реализации своих мечтаний, была положительной. Все ожидали, что по мере роста состояния Монагана его приобретения будут увеличиваться.
Никто не ожидал, что произошло затем. Монаган прочитал одну книгу, и это изменило его жизнь. Стоял 1989 год, а книга называлась «Просто христианство» английского автора К. С. Льюиса. Глава о гордыне, «великом грехе», стала для Монагана «грубым пробуждением». Внезапно он почувствовал себя в плену своего огромного имущества. Он вспоминает: «Я практически всю ночь пролежал с открытыми глазами и понял, что имел больше гордыни, чем любой другой известный мне человек. Я дал клятву бедности миллионера».
Побуждаемый новообретенной и искренней преданностью Богу, Монаган решил продать свою 97-процентную долю «Доминоз». Если и можно было бы выделить единственное самое ужасное решение как наихудшее, то это, принятое в 1989 году, завоевало бы золотую медаль среди плохих решений всей жизни. Главная причина этой ошибки состояла в том, что в то время, как Монаган пытался выйти из бизнеса пиццы, «Пицца хат» старалась проникнуть в сегмент доставки, становясь прямым конкурентом «Доминоз». Этот кризис стал наивысшим испытанием способности Монагана возрождаться из пепла поражения; этот кризис больше, чем просто ухаб на дороге.
Монаган был уверен, что сможет продать свои акции и получить деньги, которые он хотел инвестировать в католическую благотворительность. Он использовал в качестве агентов наиболее авторитетные на Уолл-стрите фирмы, специализирующиеся на слиянии и приобретении компаний, — «Голдман Сачс» и «Дж. П. Морган». Как он говорил: «Я думал, что они найдут мне покупателя за менее чем два месяца. Я полагал, что за такое время никакого краткосрочного вреда бизнесу «Доминоз» причинено не будет».
Следующие два с половиной года оказались бедствием ужасных размеров: продажа так никогда и не материализовалась, а пока это дело тянулось, когда-то прибыльный бизнес начал клониться носом вниз. По словам Монагана, «самой большой причиной, по которой продажа не состоялась, было плохо выбранное время. Прошло всего два года после краха 1987 года, и в то время выкуп акций компаний с привлечением заемных средств особенно не практиковался».
Важно обратить внимание и на некоторые цифры: в 1989 году рыночная доля «Доминоз» в сегменте доставки пиццы составляла 54 процента, а тремя годами позже она решительно понизилась до 16 процентов, потеряв часть «Пицце хат», а также будучи подрезанной умной маркетинговой стратегией «Литтл Си-зар», предлагавшей две пиццы по цене одной.
Спокойно дожидаясь продажи, Монаган посвятил свое время филантропической работе в католических благотворительных организациях, оставив компанию под управлением команды своих высших руководителей. Но в его отсутствие «Доминоз» начала спотыкаться. По общему мнению финансовых аналитиков, частичной причиной отсутствия каких-либо предложений было то, что финансы и активы Монагана так перемешались с активами компании, что никакой бухгалтер не мог разобраться и дать реальные цифры, отражающие стоимость компании. Штаб-квартира Райта также оказалась бездонной бочкой. Арендная плата не покрывала закладной.
Эксперты по маркетингу также указывают, что капитан бросил руль судна и никто не знал, в каком направлении оно шло. Корпоративная команда была не склонна тратить миллионы долларов на продвижение и рекламу, не зная, кем окажется новый покупатель. Монаган сказал: «Все было приостановлено. Многие вещи, которые должны были быть сделаны, не делались, например, перспективное строительство и модернизация. Все в значительной степени остановилось, и не было никакой программы расширения. Наши рядовые сотрудники стали терять веру в «Доминоз».
Борьба с бедствием: закрытие ресторанов и продажа активов
В течение следующих двух с половиной лет «Доминоз» носило по неспокойным морям нерешительности в отсутствие собственника. Казалось, что в данный момент его жизни, имея большие кризисы, угрожавшие его богатству и репутации, Монаган мог бы сдаться и выйти из игры. Но он положился на свою вновь обретенную веру и вышел навстречу беде.
Коль скоро никакой продажи не предвиделось, Монагану не оставалось ничего иного, как снова взяться за руль и вернуться на должность главного управляющего. В 1992 году компания столкнулась с техническим дефолтом в виде долгов на сумму почти 200 млн. долл. Второй раз в истории «Доминоз» банки официально выразили сомнение, что компания сможет выжить. Продажи активов сокращали затраты, но большая стоимость банковского обслуживания из-за дефолта препятствовала способности компании оставаться на плаву.
«То, что заставляло меня работать каждый день, было верой, что рано или поздно все переменится к лучшему, — говорит Монаган. — Мне пришлось иметь дело с новой командой управленцев и франшизами, вступившими на тропу войны. Они не верили в систему или в меня. Продажи шли вниз, банки не позволяли ничего предпринимать. Я не мог брать деньги и перемещать их с одного счета на другой».
Его единственным утешением в эти тревожные времена стала бесконечная работа с блокнотами, в которых он строил прогнозы будущих денежных потоков, стараясь рассчитать, когда — через сколько лет — компания сможет снова стать прибыльной. Это ежедневное упражнение стало частью его спасения: «Я записывал различные сценарии всех ключевых индикаторов — средний объем продаж на точку, прибыль на точку, задолженность — все в настоящем времени. Затем проецировал на три месяца, шесть месяцев, на год, два года или пять лет вперед, пока не находил прибыль. Занимаясь этим, я смог жить в сложившейся ситуации, зная, что когда-нибудь компания выберется из убытков. И через какое-то время это действительно произошло и мои прогнозы сбылись».
Цель неохотно вернувшегося главного управляющего была двоякой: реструктурировать компанию и распрощаться со всеми своими личными активами. С болью в душе все игрушки и имущество уходили на рынок за частицу их первоначальной цены. Монаган установил новую систему программного обеспечения, позволявшую получать более совершенные данные по доходности. Новые данные привели к закрытию многих ресторанов компании, не достигавших целевых объемов продаж.
В разгар этого кризиса на «Доминоз» свалился иск одной женщины из Сент-Луиса, покалеченной водителем-курьером «Доминоз». Суд нашел, что, стремясь доставить пиццу за менее чем 30 минут, водитель проявил небрежность в вождении. Компенсация составила 78 миллионов долл., и, что более серьезно, «Доминоз» должна была отказаться от своего фирменного лозунга, гарантирующего доставку за менее чем 30 минут.
В ходе реструктуризации Монаган навсегда изменил свою жизнь, отказавшись от большинства многочисленных и невиданных материальных активов, накопленных им. К большому удивлению Америки, нынешний миллиардер лишал себя огромного собранного им состояния. Исчезли вертолет Сикорского S-76, корпоративный реактивный самолет, классические и дорогие автомобили, яхта, «Детройтские тигры», наконец, его возлюбленная коллекция Фрэнка Ллойда Райта. Никогда не ограничивавшийся полумерами, Монаган коротко постриг волосы и объявил миру: «Все во мне было гордыней, начиная с самого детства. Я всегда активно боролся в спортивных состязаниях. Почему? Потому что хотел произвести впечатление на людей. Я делал это не потому, что Бог хотел, чтобы я делал это. Я пришел к выводу, что должен стараться понравиться Богу, а не другим людям».
После пяти лет сокращения затрат и перестраивания компании «Доминоз» достигла устойчивого роста продаж. Монаган сотворил новое чудо, вырвав свою компанию из челюстей поражения.
«Просто не сдавайтесь»
В 1998 году Монаган успешно продал компанию за 1 миллиард долл. бостонской фондовой компании «Бэйн капитал», что оставило его с личным состоянием в 900 миллионов долл. В обстановке большой инвестиционной лихорадки экономического бума 90-х годов компания нашла покупателя, и Монаган смог, наконец, уйти с гордостью и прибылью.
Обладая большой суммой денег, он в последующие годы создал множество новых католических организаций, включая организацию корпоративных лидеров-католиков «Легатус»; Центр закона и правосудия имени Томаса Мора; еженедельный домашний католический журнал «Кредо»; юридический институт «Аве Мария»; миссии в Гондурасе для улучшения жизни людей в этой стране. Он никогда в жизни не был так занят и поглощен своим делом.
На вопрос, какой совет он дал бы предпринимателям, переживающим временный спад в своих делах, он ответил: «Просто не сдавайтесь. Продолжайте идти. Делайте расчеты снова и снова. Помечтайте, если это полезно. А затем, построив свои планы, старайтесь достигнуть результатов».
Теперь Том Монаган посвящает все свое время множеству основанных им католических организаций. Он стоит в очереди в аэропортах, подобно любому другому пассажиру эконом-класса, и старается прожить жизнь, служа другим и без гордости. Но компания, которую он создал, с гордостью выделяет 100.000 долл. на приз, присуждаемой ежегодно одной из новых франшиз «Доминоз». Он называется «Премия Томаса С. Мона-гана за предпринимательство».
Лэрри Эллисон |
глава 3 Лэрри Эллисон
Основатель и главный управляющий компании «Оракул»
«Когда мы врежемся в стену, мы врежемся в нее очень-очень сильно».
В 1991 году Лэрри Эллисон, соучредитель и главный управляющий невероятно успешной калифорнийской компании программного обеспечения «Оракул» и один из самых богатых людей в мире, решил провести зимний отпуск на Гавайях. Для него это был тяжелый год. Несмотря на все препятствия, компания «Оракул» утвердилась как передовая бизнес-структура в самой быстро растущей отрасли американской промышленности. Однако оставаться на вершине в Силиконовой Долине почти так же трудно, как добраться до нее. В течение последней пары лет Эллисон был по горло занят, затыкая разные дыры и решая иные проблемы, являющиеся результатом слишком быстрого роста и слабого управления. Удрав на время от убийственной конкуренции и внутренних проблем, Эллисон мечтал получить немного солнца, пляжа и поразвлечься со своей девушкой Кэтлин О'Рурк.
На Рождество 1991 года на Большом Гавайском острове Эллисон отправился покататься на волнах. Ему следовало обратить внимание на надписи, указывающие, что пляж закрыт, или на расставленные красные флаги, указывающие на опасность 12—15-футовых волн. Но Эллисон не занял бы свое место в жизни, если обращал бы внимание на правила или робел в потенциально рискованных ситуациях. Он любил быстрые автомобили, сам управлял своими реактивными самолетами. Его тело в 6 футов 1 дюйм было в замечательно хорошем физическом состоянии, учитывая, что ему было 47 лет.
Единственными, кто бросил вызов погоде в тот день, оказались три гавайских подростка. Но Эллисон решил, черт возьми, он не станет отступать. Он всегда проявлял такой подход и в бизнесе, и в личной жизни. Поэтому он вскочил на свою доску и направился в море. На какой-то краткий миг это было опьяняюще. 13-футовая волна поймала его вместе с доской и выстрелила вперед, как пулю. «В течение первой половины секунды я думал: это удивительно. Я не мог поверить, что волна может иметь такое ускорение», — вспоминал позднее Эллисон.
Опьянение внезапно исчезло. Огромная масса воды, увлекавшая Эллисона, начала толкать быстрее, сильнее, бросая его вперед практически бесконтрольно. «Святые дымы! Я знал, что должен соскочить с этой волны прежде, чем достигну берега, иначе костей не соберу. Поэтому ныряю. Сворачиваюсь и пытаюсь выбраться из-под волны. Волна бросила меня вниз. Она направляла мою голову прямо в песок и сломала бы мне шею как палку, но мне в конце удалось перевернуться и приземлиться на правое плечо».1
Это рефлексивное усилие спасло его жизнь, но огромной ценой. «Через пару секунд в моих ушах стали раздаваться звуки, как будто кто-то набрал горсть пшеничной соломки[5] и начал эту пшеничную соломку давить». На самом деле он слышал, как рвалось на куски его собственное тело. «Я слышал, как в моих плечах сломались три кости. Это было очень нереальное ощущение. Моя доска лопнула на три части, один из кусков въехал мне в шею и сломал ее — сломал шестнадцатый позвонок, — говорит он. — Затем я услышал, как одно за другим ломаются ребра, и, наконец, одно из них вошло в легкое и прокололо и разрушило его. Когда волна, наконец, спала, мое правое плечо оказалось где-то внизу, где должна быть талия».2
Эллисон даже не понимал, что его шея сломана, пока не прошло четыре дня после того злополучного серфинга. Его обработали в больнице, вправив сломанную ключицу. Доктора немногое могли сделать со сломанными ребрами. К счастью для магната программного обеспечения, его шея лишь треснула, что не ставило под угрозу его нейромоторное функционирование.
Вскоре после этого Эллисон снова появился в офисе, но был по-прежнему неспособен сопротивляться стремлению доводить дела до крайностей. Катаясь на велосипеде для режима физиотерапии травм, полученных во время неудачного серфинга, Эллисон не затормозил, выскочив на железнодорожные рельсы. При ударе о рельс его велосипед перевернулся. Эллисон взлетел в воздух. Когда он грохнулся на землю, внизу оказался его левый локоть, и большинство костей в локте и предплечье оказалось сломанным. Его вновь обработали в больнице, на сей раз в госпитале Университета Калифорнии в Дэвисе. «Доктор, собиравший мою руку, сказал, что она напоминает военную рану, как если бы в меня попали из мощной винтовки», — рассказывал Эллисон.
И снова удача — и компетентность врачей — на стороне Эл-лисона. Врачи тщательно восстановили разрушенную костную массу в его левой руке. Операция закончилась полным успехом. Эллисон полностью восстановил работу руки и был настолько счастлив работой хирургов Дэвиса, что пообещал университету 5 миллионов долл. на учреждение нового мускульно-скелетно-го института.
В обоих этих инцидентах Эллисон действовал в соответствии со своим характером, наслаждаясь испытанием судьбы в бизнесе и в физической деятельности. Примерно в то же время, когда он был побежден волнами и грохнулся на землю, корпорация «Оракул» — источник его обширного богатства, — которой он управлял подобно средневековому военачальнику, переживала худшие неудачи за всю историю своего существования. Многие из этих неприятностей можно было связать с его склонностью к крайнему риску. «Оракул» удваивала объемы своих продаж в течение 11 из первых 12 лет своего существования (она основана в 1977 году и отгрузила свой первый продукт в 1979 году) и удваивала и продажи, и операционную прибыль в течение каждого финансового года с 1983 по 1990 гг. Эллисон стал таким богатым в значительной части потому, что он всегда отказывался финансировать рост, продавая дополнительные акции, что означает, по сути дела, прием в долю новых партнеров. Но он не собирался замедлять рост только потому, что не хватало денег на адекватное финансирование. Он продолжал подстегивать своих людей и рисковать.
Они замахнулись на слишком многое. А в начале 90-х годов ударила большая волна — и кости компании начали ломаться, как пшеничная соломка. В первом квартале 1991 финансового года (закончившемся 31 августа 1990 года) компания зафиксировала свой первый убыток, примерно 36 млн. долл. Но это не было концом плохих новостей. По итогам всего 1991 финансового года, корпорация зарегистрировала свой первый годовой убыток — 12,4 млн. долл. Как и на том пляже на Гавайях, Элли-сон заплыл слишком далеко.
Акционеры предъявили иск; критики призывали к изгнанию Эллисона; SEC Кодовое имя: «Оракул» — создание нового бизнеса
В компании «Ампекс» Эллисон нашел свое истинное призвание: продажи и маркетинг. Одному из клиентов «Ампекса», Центральному разведывательному управлению, потребовалась
помощь «Ампекса» в проекте под названием «Оракул». Эллисо-ну, Майнеру и Оутсу поручили разработать программное обеспечение, которое сделало бы систему «Ампекс» пригодной для ЦРУ. ЦРУ не только невольно дало Эллисону название его будущей компании (и ее главного продукта), оно в 1977 году оказалось первым клиентом «Оракула».
Эллисон теперь явно шел на подъем. Метания юных лет остались позади. Он ушел из «Ампекса» и стал работать в «Пре-сижн инструмент» — компании, специализировавшейся на продуктах, используемых для хранения и извлечения информации. В «Пресижн инструмент» Эллисон получил повышение и стал вице-президентом по разработке систем. В то время, когда Эллисон пришел в «Пресижн инструмент», компания пыталась вывести на рынок устройство PI180. Оно должно было хранить данные визуально и делать это эффективнее, чем микрофильмы или микрофиши. Проблема состояла в том, что для надлежащего функционирования PI 180 требовалось соответствующее программное обеспечение. Однако никто в «Пресижн» не знал, как его создать.
Это стало главным поворотным моментом для Эллисона. Он позвонил Эду Оутсу и Бобу Майнеру, своим прежним коллегам по «Ампексу», и предложил создать компанию и попробовать получить этот заказ. Так они и поступили. Их молодая фирма «Софтвэа девелопмент лабораториз» (SDL) добилась успеха. Вскоре ее переименуют в «Рилэйшнл софтвэа». В конечном счете она станет «Оракулом», официально приступив к работе с 1 августа 1977 года. Вскоре Эллисон ушел из «Пресижн инструмент». SDL выпустила в момент своего создания 100.000 акций. Эллисон купил 60 процентов акций по 2 цента за штуку, или всего за 1.200 долл. Эти 1.200 долл. стали стартовым капиталом для компании, чьи доходы в 2000 году составили почти 10 млрд. долл. и рыночная капитализация превысила 200 млрд. долл. Но в момент основания SDL такие высоты, должно быть, казались недосягаемыми даже дерзкому Эллисону.
В июне 1970 года работавший в IBM исследователь Эдгар X. «Тэд» Кодд опубликовал в одном техническом журнале статью о базах данных. Содержание этой статьи в конечном счете подтолкнуло Эллисона к его звездному часу. Кодд в общих чертах предположил, что информация могла бы храниться в больших таблицах данных. Такие таблицы можно было бы связывать вместе, соотнося информацию в одной таблице с информацией в другой. Преимущество такой системы в том, что она позволяла преобразовывать сырые данные в пригодную для употребления информацию. Вы могли формулировать любые специфические запросы, а она быстро и надежно давала бы ответы. Сегодня такая «относительная» модель баз данных не производит особо сильного впечатления с учетом мощности нынешних компьютеров. Однако это было заметным улучшением — пока в теории — по сравнению с иерархическими и сетевыми базами данных того времени. Чтобы воплотить в реальность относительные базы данных, требовалось разработать более быстрые компьютеры, но ведь именно это и произошло.
К середине 70-х годов IBM достаточно заинтересовалась теорией Кодца, чтобы сформировать группу инженеров и программистов для создания работоспособной базы данных. Для этого группа IBM должна была придумать язык, чтобы пользователи могли общаться с компьютером. В конечном счете, они придумали новый простой язык, использовавший простые английские буквы. Они назвали этот новый компьютерный язык «языком структурированных запросов» (Structured Query Language, SQL). С помощью SQL пользователи могли задавать компьютеру, в котором находилась база данных, довольно прямые вопросы, и компьютер выдавал бы требуемую информацию. Относительная база данных хранит информацию в нескольких связанных таблицах, а не в одной большой таблице. Это делает информацию доступнее.
SQL оказался волшебной формулой, которая превратит Эл-лисона в миллиардера. Эллисон и его коллеги не изобретали ни SQL, ни идею относительных баз данных. Они просто взяли хорошую идею и использовали ее, не обращая внимания на препятствия и казавшуюся нахальность конкуренции с компаниями типа IBM. Хотя такое заимствование идей противоречит популярному мифу о Великом Изобретателе, в одиночестве трудящемся в лаборатории, оно на самом деле было весьма распространено в развитии компьютерных технологий. Билл Гейтс и его партнеры не изобретали дисковую операционную систему (DOS), ставшую источником первоначального успеха