Цель занятия: Изучение важнейших конституционных документов, выработанных в период борьбы североамериканских колоний Англии за независимость. Выявление и анализ основных политических идей и государственно-правовых принципов, воплощенных в этих документах. Рассмотрение основных проблем государственного развития США в XVIII–XIX вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г.
2. «Статьи конфедерации» 1781 г.
3. Конституция США 1787 г. и ее принципы. Правовое положение:
а) Конгресса;
б) Президента;
в) Верховного суда.
4. Билль о правах 1791 г.
5. Гражданская война 1861–1865 гг. Законодательство и принятие ХIII, ХIV и ХV поправок к Конституции.
Методические указания:
1. В первом вопросе следует выяснить причины и характер войны за независимость. Анализируя Декларацию независимости, предлагается обратить внимание на обстоятельства ее принятия, раскрыть теоретическую основу и важнейшие буржуазно-демократические идеи (теория «естественного права», теория «общественного договора», теория «народного суверенитета»).
|
|
2. Во втором вопросе необходимо остановиться на общей характеристике основных положений Статей конфедерации, процедуре формирования и полномочий конгресса и комитета штатов. Проанализировать дискуссионную проблему о сущности формы государственного единства по Статьям конфедерации.
3. Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо выяснить соотношение между «Декларацией независимости» и Конституцией 1787 г., затем раскрыть теоретическую основу и принципы Конституции (показать смысл и содержание «разделения властей» и системы «сдержек и противовесов», принцип федерализма), наконец, проанализировать структуру, порядок формирования, компетенцию Конгресса, ограничения его законодательных полномочий; порядок избрания и полномочия президента, его взаимоотношения с Конгрессом; порядок формирования и компетенцию Верховного суда США, его взаимоотношения с Конгрессом и президентом, доктрину «конституционного надзора».
4. В четвертом вопросе нужно выяснить причины принятия Билля о правах и проанализировать основные идеи первых десяти поправок к конституции США. Почему права и свободы человека сформулированы в данном документе как императивные нормы-запреты, обращенные к различным органам власти?
5. В последнем вопросе необходимо проанализировать причины войны Севера с Югом. Особо следует остановиться на принятии правительством
А. Линкольна «Прокламации об освобождении рабов» и «Акта о гомстедах».
В завершение ответа требуется дать характеристику поправок к конституции, последовавших после окончания Гражданской войны, проследить значение данных поправок в истории США. В чем проявлялась в США фактическая и правовая сущность сегрегации?
|
|
Основная литература:
Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 11.
Дополнительная литература:
1.Курицын В. М. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М.: Академ. Проспект, 2004.
2. Мишин А. А. Конституция США. Политико-правовой комментарий., М.: Международные отношения, 1985.
3.Мишин А. А. Государственное право США. М.,1976.