Практическое занятие 12. Конституционно-правовое развитие США в XVIII–XIX вв

Цель занятия: Изучение важнейших конституционных документов, выработанных в период борьбы североамериканских колоний Англии за независимость. Выявление и анализ основных политических идей и государственно-правовых принципов, воплощенных в этих документах. Рассмотрение основных проблем государственного развития США в XVIII–XIX вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г.

2. «Статьи конфедерации» 1781 г.

3. Конституция США 1787 г. и ее принципы. Правовое положение:

а) Конгресса;

б) Президента;

в) Верховного суда.

4. Билль о правах 1791 г.

5. Гражданская война 1861–1865 гг. Законодательство и принятие ХIII, ХIV и ХV поправок к Конституции.

Методические указания:

1. В первом вопросе следует выяснить причины и характер войны за независимость. Анализируя Декларацию независимости, предлагается обратить внимание на обстоятельства ее принятия, раскрыть теоретическую основу и важнейшие буржуазно-демократические идеи (теория «естественного права», теория «общественного договора», теория «народного суверенитета»).

2. Во втором вопросе необходимо остановиться на общей характеристике основных положений Статей конфедерации, процедуре формирования и полномочий конгресса и комитета штатов. Проанализировать дискуссионную проблему о сущности формы государственного единства по Статьям конфедерации.

3. Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо выяснить соотношение между «Декларацией независимости» и Конституцией 1787 г., затем раскрыть теоретическую основу и принципы Конституции (показать смысл и содержание «разделения властей» и системы «сдержек и противовесов», принцип федерализма), наконец, проанализировать структуру, порядок формирования, компетенцию Конгресса, ограничения его законодательных полномочий; порядок избрания и полномочия президента, его взаимоотношения с Конгрессом; порядок формирования и компетенцию Верховного суда США, его взаимоотношения с Конгрессом и президентом, доктрину «конституционного надзора».

4. В четвертом вопросе нужно выяснить причины принятия Билля о правах и проанализировать основные идеи первых десяти поправок к конституции США. Почему права и свободы человека сформулированы в данном документе как императивные нормы-запреты, обращенные к различным органам власти?

5. В последнем вопросе необходимо проанализировать причины войны Севера с Югом. Особо следует остановиться на принятии правительством
А. Линкольна «Прокламации об освобождении рабов» и «Акта о гомстедах».
В завершение ответа требуется дать характеристику поправок к конституции, последовавших после окончания Гражданской войны, проследить значение данных поправок в истории США. В чем проявлялась в США фактическая и правовая сущность сегрегации?

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 11.

Дополнительная литература:

1.Курицын В. М. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М.: Академ. Проспект, 2004.

2. Мишин А. А. Конституция США. Политико-правовой комментарий., М.: Международные отношения, 1985.

3.Мишин А. А. Государственное право США. М.,1976.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: