Экономические средства регулирования

Экономические средства регулирования базируются на использовании в основном финансовых механизмов. Они осуществляются посредством банковской, бюджетной и налоговой систем, ценовой политики, государственного сектора экономики и т. д.

К числу наиболее эффективных финансовых регуляторов в настоящее время относят: налоги, инвестиции, кредиты, цены, ставки учетного процента, государственное предпринимательство и т. д.

К основным экономическим методам государственного регулирования экономики на уровне региона относятся:

1. Регулирование путем налоговой политики. Маневрируя ставками налогов и налоговыми льготами, региональные власти могут существенно регулировать предпринимательскую деятельность, создавая или отменяя финансовые стимулы. Это осуществляется путем предоставления налоговых льгот, дифференциации налоговых ставок и сроков уплаты налогов, путем обложения или освобождения от налогов, введения специальных налогов и т. д.

Налоги, как известно, делятся на две большие группы: налоги с населения и налоги с корпораций. Главный налог с населения – подоходный. Регулируя его величину, можно оказывать значительную поддержку определенным слоям населения. Поэтому его величина в большом диапазоне. Объектом налога на корпорацию служит прибыль, а также часть издержек производства и обращения. Регулируя ставки этого налога, а также изменяя составляющие издержек, можно существенно стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей.

Налоги в экономике играют двойную роль:

1) основной источник бюджетных доходов;

2) мощный инструмент ГРЭ.

А это означает, что задача органов государственной власти в сфере налогообложения тоже двойная:

– с одной стороны, обложить экономику системой налогов так, чтобы получить в бюджет больше доходов для выполнения государственных или региональных задач и при этом не допустить налоговой перегрузки предприятий (налогового надрыва);

– с другой стороны, создать эффективный механизм воздействия на экономику, т. е. выстроить из налогов такую систему стимулов и ограничителей, которые позволяли бы развивать экономику в заданном направлении.

При регулировании экономики используют систему действующих налогов или вводят новые.

Например, при недостатке рабочей силы некоторые регионы вводят налог на занятость, им облагается заработная плата предприятия: чем больше объем зарплаты, тем больше налог на работодателей. Это оказывает сильное влияние на структуру затрат компании. Предприниматели вынуждены экономить на живом труде и активно проводить модернизацию, механизацию и автоматизацию производства, одновременно сокращая число занятых. Такой налог вводился в послевоенные годы в регионах ФРГ. Иногда его применяют в северных регионах, испытывающих недостаток трудовых ресурсов, а также там, где имеет место перенаселение города и в то же время испытывается недостаток рабочих рук (например, Москва).

Для увеличения числа paбoчиx мест регионы используют метод освобождения предприятий от региональных и местных налогов или резкое их понижение. Например, в середине 90-х годов ряд регионов Сибири освобождали на определенный срок вновь создаваемые предприятия сельских районов от уплаты региональных и местных налогов. В результате в отдельных населенных пунктах, особенно там, где этому решению была дана необходимая реклама, началось возрождение промышленности.

Иногда в целях получения новых источников доходов и новых рабочих мест региональные власти помогают предпринимателям создавать высокорентабельные предприятия. Так, известно, что ликеро-водочные заводы и заводы по производству спирта выгодны для регионов не только потому, что имеют высокую рентабельность, но и потому, что их продукция облагается так называемыми «косвенными» налогами – акцизами, 50 % которых остается в регионах. При значительных объемах производства алкогольной продукции открывается возможность получить мощный источник доходов.

Велика роль налогов в регулировании структуры народного хозяйства. Так, в Сибири, в условиях кризиса, ряд отраслей (в том числе легкая промышленность, потребительская кооперация, лесозаготовительная промышленность и т. д.) давно были бы свернуты, если бы регионы не применяли здесь меры ГРЭ,в частности снижение региональной части налогов на имущество, на пользователей автодорог, на приобретение автотранспорта, а также снижение тарифов на электроэнергию.

Выборочное снижение налоговых ставок или полная отмена их для отдельных отраслей стали в настоящее время предметом постоянной заботы региональных властей. Такой способ регулирования часто применяют и федеральные органы власти с целью поддержки экономического развития отдельных регионов. Например, налоги при организации добычи нефти, газа и других полезных ископаемых в малоосвоенных, экономически слаборазвитых регионах часто устанавливают значительно ниже, чем в освоенных.В результате удается заметно увеличить темпы добычи полезных ископаемых в трудных природных условиях.

Гибкое использование налоговой системы, а иногда и просто одних и тех же налогов дает высокий экономический результат. При этом понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, т. е. создает мощный стимул для активизации хозяйственной деятельности, для роста капвложений, для повышения занятости населения. Повышение налогов снижает хозяйственную активность, это эффективный метод борьбы с перегревом конъюнктуры, перегревом экономики, с экономическим бумом.

Проводя ГРЭ, надо иметь в виду, что стимулировать бизнес можно и нужно только тогда, когда есть реальный практический интерес для страны или региона. Смысл регулирующей функции налогов состоит не в том или не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы компаний от налогов (и создать таким образом общие или селективные стимулы), сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот и местом компании в решении проблем страны или региона, например в решении проблем занятости населения, создании в городах и районах новых источников бюджетных доходов и т. д.

Налоговое регулирование проводится иногда и с целью упорядочения самой налоговой системы, упрощения сбора налогов, сокращения их числа (налог на вмененный доход), в поисках новых источников доходов (налог с оборота и т. д.).

2. Регулирование путем амортизационной политики. В системе мер экономического регулирования часто применяется амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации основных фондов. Он используется главным образом для стимулирования накопления капитала.

В России региональные власти пока слабо применяют этот инструмент ГРЭ. В последнее время его планируется активно использовать только при создании свободных экономических зон. Так, предполагается разрешить российским и иностранным инвесторам, участвующим в создании СЭЗ, ускоренную амортизацию вещественных элементов основного капитала по удвоенным нормам амортизации (по отношению к применяемым в России), что вызывает большой интерес как иностранных, так и отечественных предпринимателей. На Западе этот метод применяется довольно широко. За счет него компании имеют возможность быстро накапливать капитал, обновлять основные фонды, расширять производство. Благодаря этому доля самофинансирования компаний в последние десятилетия возросла до 70–85 %.

3. Регулирование путем инвестиционной политики и дотаций. Важным регулятором экономики регионов являются инвестиции и дотации.

Регулирование путем инвестиций и региональных госзаказов. В результате наличия в регионах собственных бюджетов региональные власти имеют возможность распоряжаться крупными денежными суммами, что позволяет им проводить самостоятельную инвестиционную политику, в ходе осуществления которой открывается возможность воздействия на поведение частных компаний, особенно тех, кто получает региональные инвестиции и заказы. Госзаказы создают гарантированный рынок сбыта, в чем заинтересовано каждое предприятие.

Отдавая или отзывая заказы, можно воздействовать на структуру целых отраслей (строительство, сельское хозяйство, топливные отрасли и т. д.). Этот рычаг можно использовать также для социальной перестройки экономики (развитие частного сектора: фермерства, малого предпринимательства и т. д.).

Являясь постоянным и основным потребителем определенных товаров и услуг частных компаний, государство или регионы используют это обстоятельство для регулирования цен потребляемых товаров. Например, регионы заказывают предприятиям сельского хозяйства произвести 100 тыс. т продовольственного зерна и заранее (зимой или весной) договариваются о конкретных осенних ценах за тонну. Весной акционерным обществам выплачивается аванс на посевную кампанию, а осенью урожай приобретается по договорным ценам, хотя фактические рыночные цены могут существенно превышать договорные. Закупая дешевое зерно, регионы могут сдерживать цены на хлеб в течение длительного периода. Таким образом региональные власти не только поддерживают уровень жизни населения, но и сохраняют важнейшие отрасли экономики региона.

Регулирование путем дотаций. Дотации используются для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное или народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным (например, угольная промышленность, сельское и коммунальное хозяйство и т. д.).

За счет дотаций поддерживаются и относительно низкие цены на отдельные товары (хлеб, молоко и т. д.). Однако дотации не должны превращаться в «универсальное» средство решения экономических проблем, так как резко сокращаются возможности бюджета для решения других социально-значимых проблем.

4. Регулирование посредством ценовой политики. Вопреки распространенному мнению, что в условиях рыночной экономики ценообразование происходит свободно и стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства и регионов.

Посредством цен решаются многие экономические и социальные задачи, главная из которых – обеспечить социальную стабильность в обществе, избежать крупных потрясений. А это выполнимо только при условии поддержания цен на обоснованном, социально справедливом уровне.

Главными объектами регулирования на уровне регионов являются цены на некоторые виды продовольствия (хлеб, молочные продукты), тарифы на электроэнергию, услуги связи, железнодорожные пригородные перевозки пассажиров в электропоездах, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров в автобусах, тарифы на услуги коммунального хозяйства (газ, отопление, вода, канализационные стоки, банно-прачечное хозяйство, ритуальные услуги и т. п.) и т. д.

Поскольку сохранение доступных цен по этим видам товаров и услуг является важнейшей социальной задачей, то региональные власти чаще всего решают ее за счет различного рода дотаций из регионального бюджета производителям или потребителям товаров и услуг. Осуществляется это путем прямых перечислений или путем финансирования капитальных затрат этих предприятий. Например, в ряде регионов в период перехода на рыночные отношения с целью сохранения цен на хлеб, молоко, газ ежегодно производились доплаты хлебозаводам, молокозаводам и предприятиям газового хозяйства. В результате цены на эти товары были стабилизированы, их повышение производилось постепенно.

5. Регулирование экономики через государственный сектор. При проведении ГРЭ важную роль играет государственный сектор экономики. Он представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих государству (федеральным или региональным органам власти).

Как регулятор экономики он используется в основном для освоения или ускорения развития регионов, для стимулирования частного сектора, для поддержки и сохранения в регионах наиболее важных отраслей производства, для привлечения иностранных инвестиций, особенно во вновь создаваемые свободные экономические зоны и т. д.

Так, для того чтобы привлечь частный и иностранный капитал во вновь осваиваемые регионы, государство или региональные власти предварительно создают там набор объектов и коммуникаций производственной и социальной инфраструктуры. При появлении таких объектов регион становится доступным и притягательным для частного капитала, появляется стимул для вложения инвестиций в производственную и социальную сферу. Например, строительство за счет государственных средств Байкало-Амурской железной дороги позволило привлечь в северо-восточные регионы страны (Иркутскую и Читинскую области, Якутию, Хабаровский край) не только частных отечественных, но и иностранных инвесторов.

В Швеции для ускорения развития северных районов государство берет на себя затраты по строительству заправочных станций, тупиковых автодорог, гостиниц, домов престарелых, жилья, станций технического обслуживания автомобилей, мастерских и т. д. с последующей передачей построенных объектов частникам. Наиболее активно государство поддерживает такие сферы и регионы, куда частник не идет, где у него нет стимула.

Для стимулирования частного сектора за рубежом практикуется сооружение государством промышленных предприятий «под ключ», т. е. со 100%-ной готовностью, с последующей передачей их частному капиталу в аренду или с правом выкупа в течение 20 и более лет.

Государственный сектор играет огромную роль и тогда, когда необходимо выводить экономику из депрессии и кризиса, когда ухудшается конъюнктура, когда частные вложения сокращаются и необходим противовес – резкий рост государственных инвестиций, что позволяет противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Для поддержки и сохранения в регионах наиболее важных отраслей производства и сферы обслуживания часто применяется метод дотаций государственному сектору за счет регионального бюджета (пищевая промышленность, рыборазведение, потребительская кооперация, птицефабрики, свиноводческие комплексы и т. п.).

Государственный сектор экономики широко используется для привлечения иностранных инвестиций во вновь создаваемые экономические зоны, где государство и региональные органы власти обустраивают площадки СЭЗ, используют государственные морские порты и аэропорты.

Государственный сектор экономики используется и тогда, когда необходимо «сбить» высокие цены на отдельные товары и услуги, в том числе тарифы на перевозку грузов и пассажиров, на электроэнергию и т. д. В этом случае убытки государственных предприятий покрываются за счет госбюджета, который, естественно, несет потери, но экономика регионов в целом выигрывает.

Государственный сектор часто используется для внешней торговли и вывоза капитала за рубеж, а также для внедрения национального капитала в какую-либо страну. Так, Гepмaния помогает частным фирмам внедряться в экономику стран Восточной Европы, Китай через строительные фирмы внедряется в экономику России.

Итак, государственный сектор экономики является мощным регулятором развития не только на уровне страны, но и регионов.

Размеры госсектора и его доля в экономике постоянно меняются (в результате нового строительства, приватизации и других экономических процессов). Но он должен сохраняться в каждом регионе как регулятор хозяйственной жизни, как дополнение к частному хозяйственному сектору, как основа для создания и развития производственной и социальной инфраструктуры каждого региона.

Регулирование – это эффективный рычаг воздействия региональной власти на экономические процессы. Чем активнее используются средства и методы ГРЭ, тем эффективнее экономика региона, тем успешнее решается главная задача региональной власти – повышение уровня жизни народа.

4. Прогнозирование и планирование экономического развития в регионе

4.1. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года (далее - Стратегия)

Территория Хакасии, несмотря на еще недостаточную (около 20 %) изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов.

Здесь найдены уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов, в том числе меди, молибдена, вольфрама, кобальта, золота, серебра, свинца, цинка, железа, урана. Много месторождений нерудного сырья (гипс, асбест, голубой асбест, жадеит, мрамор, гранит, наждак, пески, глины, известняки, фосфориты, барит, мирабилит). Распространены месторождения золота, как рудные, так и рассыпные. Территория республики считается перспективной для поисков нефти и газа, алмазов (по этим ресурсам необходима доразведка).

Геологические запасы угля, сосредоточенные в Аскизском, Бейском, Изыхском и Черногорском месторождениях Минусинского бассейна, составляют свыше 32 млрд. т (Аскизское месторождение зарезервировано, остальные разрабатываются).

Угли бассейна – каменные, энергетические, с высокой теплотворной способностью, небольшой зольностью, в них мало серы и фосфора, большой выход летучих веществ. Они способны выдерживать длительное хранение и перевозки. Открытым способом можно добывать около 4 млрд. т. Объем современной добычи невелик – около 7 млн. т в год. Из углей бассейна можно извлекать целый ряд ценных элементов.

Запасы железных руд оцениваются примерно в 1,5 млрд. т. Этого достаточно, чтобы обеспечить рудой на период амортизации (в среднем около 40 лет) два таких металлургических гиганта, как Кузнецкий металлургический комбинат или Западно-Сибирский металлургический комбинат. Основные железорудные месторождения: Абаканское, Тейское, Анзасское, Волковское и ряд других.

Запасы древесины составляют свыше 500 млн. м3.

Имеющиеся природные ресурсы позволяют создать в Хакасии большую группу горнорудных предприятий (рудников, шахт, разрезов, карьеров, старательских предприятий, обогатительных фабрик), десятки леспромхозов и деревообрабатывающих комбинатов, ряд производств по добыче нефти и газа, многократно нарастить мощности по производству и переработке сельхозпродукции.

Мощные гидроэнергетические ресурсы позволяют создавать новые ГЭС на Абакане, его притоках и притоках Енисея мощностью, равной мощности Саяно-Шушенской ГЭС. Это означает, что действующие ныне крупные гидроэнергетические возможности региона можно еще удвоить.

Прекрасные ресурсы имеются и для создания новых ТЭЦ. Кстати, строительство мощных ТЭЦ на местных углях позволяет организовать извлечение из шлаков тепловых станций некоторых редкоземельных элементов, в частности германия.

Большие возможности для создания новых производств открываются и при улучшении использования земельных, водных, биологических и других природных ресурсов, особенно для развития легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Природные ресурсы позволяют размещать в широких масштабах водоемкие предприятия. Для коммунально-бытовых нужд возможно более широкое использование подземных вод (подрусловых, артезианских и др.), запасы которых могут обеспечить потребности экономики и населения еще многие века.

Земельные ресурсы позволяют развивать не только отрасли и производства сельского хозяйства, но и промышленность. Имеется много площадок для промышленного и гражданского строительства, которые находятся в непосредственной близости к городам и удобны для градостроительства.

Сопоставляя данные о природных ресурсах Хакасии с экономическим потенциалом республики, можно сделать вывод, что современный уровень экономического развития региона – это только начальный этап интенсивного экономического роста. Во всяком случае, экономические ресурсы (природные, трудовые, финансовые) для этого в регионе имеются

Правительство РХ разработала стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года (далее - Стратегия). Под стратегическим планированием в свете последних законодательных актов принято понимать определение основных перспективных целей развития социально-экономической системы на среднесрочный и долгосрочный период от 5 до 25 лет. Данная Стратегия, разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, Энергетической стратегией России на период до 2030 года, Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Концепцией федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", Законом Республики Хакасия от 30.06.2004 № 39 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Хакасия" с целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в республике.

Стратегия необходима для разработки Программы социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года, увязывающей различные элементы государственной экономической и социальной политики с имеющимися ресурсными и финансовыми возможностями региона.

В связи с этим основные направления Стратегии определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития республики, основанную на ресурсном потенциале региона и возможностях его использования в современных условиях.

Главной целью Стратегии является определение основных направлений развития Республики Хакасия, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни населения республики на основе динамично развивающейся экономики.

Это должно выразиться в:

- финансовой сфере - обеспечение бездотационности республиканского бюджета Республики Хакасия к 2017 году;

- экономике - вхождение Республики Хакасия в 30 регионов-лидеров с уровнем экономического развития выше среднего;

- социальной сфере - достижение Республикой Хакасия среднероссийского значения индекса развития человеческого потенциала.

Основные разделы Стратегии:

Введение

1. Цель и задачи Стратегии

2. Анализ рисков и ресурсных возможностей региона

3. Стратегические ориентиры социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года

3.1. Развитие промышленного сектора экономики

3.2. Развитие агропромышленного комплекса

3.3. Развитие транспорта и дорожного хозяйства

3.4. Инвестиционное развитие

3.5. Развитие малого и среднего предпринимательства

3.6. Развитие строительного комплекса

3.7. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

3.8. Развитие потребительского рынка

3.9. Государственные финансы Республики Хакасия

3.10. Эффективное управление государственной собственностью

3.11. Развитие административной реформы

3.12. Развитие информационного общества

3.13. Экологическая безопасность и рациональное природопользование

3.14. Развитие туризма

3.15. Улучшение демографической ситуации

3.16. Развитие трудового потенциала

3.17. Развитие межнациональных отношений

3.18. Развитие системы образования и науки

3.19. Развитие системы здравоохранения

3.20. Социальная поддержка населения

3.21. Развитие культуры

3.22. Развитие физической культуры и спорта

3.23. Реализация молодежной политики

3.24. Обеспечение безопасности жизнедеятельности

3.25. Развитие муниципальных образований Республики Хакасия

4. Механизмы реализации Стратегии

4.1. Программно-целевое планирование

4.2. Создание зон экономического благоприятствования и «полюсов роста»

4.3. Развитие институтов государственно-частного партнерства

4.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства

4.5. Комплексное инвестиционное планирование

4.6. Среднесрочное и текущее индикативное планирование

4.7. Комплексное социально-экономическое планирование развития муниципальных образований

4.8. Сбалансированная подготовка кадров для региона

4.9. Формирование кластеров

4.10. Мониторинг социально-экономического развития республики

5. Плановые индикаторы социально-экономического развития Республики Хакасия.

4.2. Стратегический план развития г.Абакана до 2014г.

Администрация г.Абакана разработала проект второго среднесрочного Стратегического плана развития города Абакана до 2014 г.

Основные разделы Стратегического плана:

Введение

1. Историческая справка

2. Земли города

3. Население города

4. Городская экономика

5. Муниципальный сектор экономики

6. Предпринимательский сектор экономики

7. Потребительский рынок

8. Бюджет города

9. Градостроительство

10. Занятость населения

11. Социальная защита

12. Здравоохранение

13. Образование

14. Молодежная политика

15. Культура и искусство

16. Физическая культура и спорт

17. Коммунальное хозяйство

18. Транспорт

19. Жилищный фонд

20. Обеспеченность жильем

21. Экология

22. Укрепление правопорядка

23. Правовая база местного самоуправления, общественный порядок и безопасность

В введении определены цели и задачи плана.

Главной стратегической целью плана является создание условий для улучшения качества жизни горожан и определение ориентиров устойчивого развития города Абакана на перспективу.

Достижение главной цели предполагает реализацию ряда стратегических подцелей, таких как:

- повышение социально-экономической устойчивости городского сообщества;

- рост экономического потенциала, расширение производства товаров и услуг;

- улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и системы жизнеобеспечения города, улучшение архитектурного облика г. Абакана и др.

Каждый раздел плана состоит из двух подразделов: анализа состояния и программы мероприятий на перспективу.

Так в разделе земли города отмечается, что существующие границы города и территория города неизменны с 1995 г. Общая площадь земли города составляет 11 238 га.

К основным источникам поступления доходов муниципалитета от использования земли относятся - земельный налог, арендная плата за землю, средства от приватизации земельных участков под объектами недвижимости и средства от продажи земельных участков или права их аренды под застройку.

Основной целью муниципального управления земельными ресурсами определен, как эффективное и рациональное использование земли, создание условий для увеличения ее социального, инвестиционного и производительного потенциала для обеспечения интересов граждан и общества, а также устойчивого развития поселения. В соответствии с этим доходы от использования земли должны направляться на развитие инфраструктуры поселения – социальной, культурной, инженерной.

В разделе население города определяется условия жизни населения, анализируются основные показатели уровня жизни: денежные доходы населения; обеспеченность жильем; рождаемость, смертность, миграция; продолжительность жизни; уровень безработицы и другие демографические показатели.

Проанализировав демографические показатели за 5 лет, можно отметить, что с 2007 года незначительно снизилась смертность, выросла рождаемость населения, демографическая ситуация в городе требует дальнейшего улучшения.

Основной целью программы является увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества жизни населения. В течение всего периода планируется наращивание инвестиций в здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды.

В разделе городская экономика представлен сравнительный анализ социально-экономической устойчивости административных столиц регионов Сибири и Дальнего Востока. Рассмотрены информационные индикаторы, описывающие социальную устойчивость населения муниципальных образований – это рождаемость, смертность, уровень занятости и безработицы, среднемесячной заработной платы, обеспеченность жильем и др.

В этом же разделе анализируется промышленный комплекс Абакана и муниципальный сектор экономики. На территории Абакана на 01.01.2008 г. зарегистрировано 4 051 предприятие и организация. На долю частной собственности приходится 73,6%, муниципальной – 3,6%, государственной – 7,0%, смешанной – 15,8%.

В муниципальном секторе города находятся 110 предприятий и организаций, в том числе: 17 муниципальных предприятий из них 10 - предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта; 93 муниципальных учреждения в том числе: 61- учреждение образования, 19 - культуры, 9 – здравоохранения, по одному учреждению в сферах градостроительства, торговли, охраны общественного порядка и правовой службы.

Численность работающих в муниципальном секторе экономики составляет около 10 тыс. человек или 14% от занятого населения в городе Абакане. Кроме того, муниципальное образование Абакана участвует в деятельности 23 коммерческих организаций с долей в уставном капитале от 1 до 75%.

Программа развития муниципального производственного сектора экономики предполагает формирование системы стратегических направлений развития хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, поиск возможных путей достижения оптимальных условий жизнедеятельности населения города и средств реализации механизма управления муниципальным хозяйством.

Реализация мероприятий по реформированию муниципального сектора экономики должна привести к ежегодному стабильному росту основных показателей его финансовой и хозяйственной деятельности. Такими показателями являются: объем произведенной продукции (работ, услуг), должна достигнуть к 2014 г. до 2373 млн. руб. и по сравнению с 2008 г. вырасти почти в 1,7 раза.

Потребительский рынок. В городе потребительский рынок– один из сегментов локального рынка, на который муниципальное образование может влиять путем контроля за поведением поставщиков товаров и услуг, оказывая косвенное воздействие с помощью нормативного регулирования.

Состояние инфраструктуры потребительского рынка находится в прямой зависимости от местоположения города, от его социальной и экономической структуры и тесно связано с деятельностью всех отраслей экономики.

Отрасли потребительского рынка обеспечивают занятость более 12% трудовых ресурсов в экономике города, но доля государственной и муниципальной собственности в отраслях потребительского рынка практически приблизилась к нулю.

Развитие сферы потребительского рынка до 2014 г. предусматривает насыщение рынка качественными услугами ценовой доступности, создание максимально комфортных условий и высокого уровня обслуживания потребителей, с учетом активного содействия Администрации города Абакана субъектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Градостроительство – сложнейшая из систем управления, которая комплексно охватывает экономические, социальные, экологические и другие проблемы обустройства и развития территории. Его задача - создание эстетически полноценных, экономически эффективных населенных мест, находящихся в равновесии с природой.

Регулирование территориальных изменений и всей градостроительной деятельности должно вестись на основе утвержденной градостроительной документации.

Градостроительная документация – это система документов, необходимых для принятия управленческих решений в области градостроительного развития территории муниципальных образований и обеспечивающих реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления.

Градостроительным кодексом градостроительная документация подразделяется на документы территориального планирования и документацию по планировке территории.

Документы территориального планирования для муниципального образования г. Абакан является Генеральный план.

Документы территориального планирования устанавливают функциональное назначение территории, исходя из совокупности социальных, экологических, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Основные направления градостроительной политики Администрации города Абакана:

1. Градостроительное планирование.

2. Транспортная инфраструктура.

3. Архитектура.

4. Инженерная инфраструктура.

5. Строительный комплекс.

6. Доступное жилье.

Все эти направления ведет Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана.

Селитебная территория по проекту Генерального плана города представлена четырнадцатью жилыми районами. Десять жилых районов расположены в существующей городской среде. На сегодняшний день наличие земельных участков в границах городской черты уже ограничено, в связи с чем дальнейшая реализация Генерального плана может осуществляться только за счет сноса усадебной застройки, присоединение земель поселковых администраций сел, непосредственно примыкающих к существующим границам города, и развития многоэтажной застройки на территории Красноярского водохранилища.

Развитие улично-дорожной сети является одним из главных факторов обеспечения комфортного и экологического благополучия города. В соответствии с транспортной схемой Генерального плана г. Абакана предусматривается:

Строительство и расширение ул. Некрасова, Торосова, Чертыгашева, Кирова, Жукова, Катанова, Ярыгина и др.

Инженерная инфраструктура.

Без развитой инженерной инфраструктуры невозможно осуществление и развитие любого города. В 2008г. по заказу Администрации г.Абакана ФГУП «Институт «Абакангражданпроект» выполнен «Проект развития тепловых сетей г, Абакана на 2010-2015 гг.», согласно которому к 2015 г. суммарный максимальный расчетный поток составит 1029,8 Гкал/ч. Программой предусматривается строительство новых мощностей на «Абаканской ТЭЦ», реконструкция существующих магистральных теплосетей с заменой диаметров трубопроводов на больший, а также строительство новой магистрали.

Для дальнейшего развития энергосистемы города разрабатывается «Проект развития электроснабжения г. Абакана», что позволит снять проблему энергодефицита для развития города.

Модуль 5. Организация регионального управления и планирования на примере Республики Хакасия

5.1.Управление и планирование социально-экономического развития на территории Республики Хакасия

Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2012 – 2014 годы разработан в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» и Правительства Республики Хакасия от 24.08.2010 № 423 «О составлении прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год».

Прогноз разрабатывается Министерством ежегодно, базой для разработки служат материалы комплексного анализа современного состояния экономики и социальной сферы, а также сценарные условия функционирования российской экономики.

Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годы разработан по второму варианту сценарных условий развития экономики с учетом основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Хакасия на среднесрочную перспективу, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.

Министерство экономики Республики Хакасия в работе над прогнозом руководствовалось Стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, основными положениями Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года, действующими в настоящее время законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Хакасия, методическими материалами Министерства экономического развития Российской Федерации. Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Хакасия на среднесрочную перспективу представлен в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в перспективе все основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годы возрастут.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годы

Таблица 1

Показатели Ед. измерения          
Численность постоянного населения (среднегодовая) Тыс. чел. 532,1 532,5 532,9 533,3 533,8
Валовой региональный продукт – всего млрд. руб. (в ценах соответствующих лет) 99,0 113,9 126,4 139,3 155,7
Индекс физического объема валового регионального продукта в % к предыдущему году   107,9 105,3 103,6 105,3
Индекс промышленного производства в % к предыдущему году 105,1 110,6 104,6 103,0 104,7
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – РАЗДЕЛ С: Добыча полезных ископаемых млрд. руб. в ценах соответствующих лет 20,16 24,8 26,7 29,0 31,2
Индекс производства – РАЗДЕЛ С: Добыча полезных ископаемых в % к предыдущему году       102,8 101,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – РАЗДЕЛ D: Обрабатывающие производства млрд. руб. в ценах соответствующих лет 46,1 55,5 58,2 62,3 66,7
Индекс производства – РАЗДЕЛ D: Обрабатывающие производства в % к предыдущему году 87,1 113,4 105,0 106,3 103,3
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – РАЗДЕЛ E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млрд. руб. в ценах соответствующих лет 17,9 22,5 26,9 30,5 36,7
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категориях млрд. руб. в ценах соответствующих лет 7,5 8,5 9,3 10,1 11,10
Индекс производства продукции сельского хозяйства в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,8   103,1 103,7 104,0
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования – всего млн. руб. в ценах соответствующих лет          
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования – всего в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 133,5 100,0 101,0 101,5 102,0
Ввод в действие жилых домов тыс. кв. метров общей площади 140,6 192,0 210,0 216,0 260,0
Оборот розничной торговли млн. руб. в ценах соответствующих лет          
Объем платных услуг населению млн. руб. в ценах соответствующих лет          
Индекс потребительских цен в % декабрь к декабрю предыдущего года 108,4 107,9 117,1 105,9 105,2
Уровень безработицы (по методологии МОТ) % 9,1 9,0 9,0 8,8 8,8
Фонд начисленной заработной платы всех работников млн. рублей          
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц рублей          
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц рублей          
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению в % ко всему населению 16,7 16,7 16,3 16,4 16,0

Консолидированный бюджет Республики Хакасия

(млн. руб.)

         
факт прогноз
Доходы всего        
Из них: налог на прибыль организации        
налог на доход физических лиц        
акцизы по подакцизным товарам        
налоги на совокупный доход        
налоги на имущество        
налоги, сборы за пользованием природными ресурсами        
государственная пошлина        
задолженность и перерасчеты по отмеченным налогам        
доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности        
безвозмездные поступления        
Расходы всего        
Из них на: общегосударственные вопросы        
Национальную безопасность и правоохранительная деятельность        
Национальную экономику        
из них общеэкономические вопросы        
Сельское хозяйство и р6ыболовство        
Транспорт        
Другие вопросы в области национальной экономики        
Жилищно-коммунальное хозяйство        
Охрану окружающей среды        
Образование        
Культуру, средства массовой информации        
Здравоохранение и спорт        
Социальную политику        
Результат использования бюджета (дефицит -, профицит +) -737 -2582    
             

5.2. Управление и планирование социально-экономического развития в муниципальном образовании г. Абакана

Для обоснования бюджета города Абакана на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. проводится анализ основных показателей социально-экономического развития города за 2012 г.

Бюджетные и имущественные права, которыми наделены местные органы власти, дают им возможность утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться находящимися в их ведении субъектами хозяйствования и получать от них доходы.

Бюджет 2012 г. Администрацией г. Абакана был составлен в соответствии с действующим бюджетным законодательством, «Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г, Абакане, стратегическим планом развития г. Абакана до 2014 г. и Законом Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления».

В расходной части городского бюджета были отражены направления бюджетных средств на выполнение основных функций, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению жизнедеятельностью бюджетной сферы и городского коммунального хозяйства, исполнению государственных функций на реализацию общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, обеспечения содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.

Бюджетные средства были определены по распорядителям кредитов, по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов функциональной классификации расходов, что обеспечило прозрачность в расходовании бюджетных средств. Также были включены в городской бюджет субвенции из бюджетов других уровней на реализацию государственных функций.

Доходная часть бюджета в 2012 г. составила 2841,5 млн. руб., а расходная часть 2983,2 млн. руб.

Выполнение поступлений от прогнозируемых доходов городского бюджета позволило Администрации города своевременно выплачивать заработную плату, оплачивать расходы на приобретение работникам бюджетной сферы книгоиздательской продукции и периодической печати, по коммунальным услугам (теплоэнергия, электроэнергия, вода), питанию, медикаментам, приобретение медицинского оборудования, мебели, по содержанию учреждений бюджетной сферы, продолжить строительство социально значимых объектов и ремонт объектов социальной сферы, ремонт муниципального жилья и решать задачи по благоустройству города.

Социально-экономические показатели города Абакана в течение 2012 года характеризовались стабильностью и сохранением положительной динамики роста промышленного производства, производства товаров и услуг, среднемесячной заработной платы работающих.

В 2012 г. капитальные вложения инвесторов в муниципальные объекты основных средств города Абакана составили почти 598 млн. руб., из них доля бюджетных средств Республики Хакасия составила 7,1%, доля средств бюджета города Абакана – 92,9%.

В течение 2012 г. специалисты городского заказчика – муниципального казенного учреждения «Архитектура и градостроительство» после проведения процедуры открытых торгов либо запроса котировок заключили муниципальные контракты со 130 подрядчиками и осуществляли контроль хода выполнения работ по капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту либо благоустройству на 128 городских объектах.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления», Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Абакане», Уставом города Абакана Совет депутатов города Абакана утвержден общий объем доходов городского бюджета на 2013 г. в сумме 3259,9 млн. руб., а расходов городского бюджета в сумме 3360,4 млн. руб. (табл. 2, приложения 1 и 2).

Бюджет г. Абакана отчетный за 2012 г., плановый на 2013 г. и прогнозный на 2014 – 2015гг.

(млн. руб.)

Таблица 2

  факт план      
прогноз  
Доходы всего 2841,5 3259,0 2957,8 3154,0  
В том числе по собственным доходам 1841,5 2566,3      
Получено из республиканского бюджета 1001,0 675,6      
Расходы всего 2983,2 3360,4 3027,3 3154,0  
В том числе: на социальную сферу 2198,5        
В том числе на:          
- учреждения образования          
- учреждения культур, молодежи и спорта          
- учреждения здравоохранения          
на социальное обеспечение населения          
На реализацию инвестиционной программы по всем направлениям 675,3 776,0      
Результат использования бюджета (дефицит -, профицит +)   251,4 69,5 51,9  
  Приложение № 1 к Решению Совета депутатов города Абакана от 25 декабря 2012 г. № 499 ПЕРЕЧЕНЬ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ИЗ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА НА 2013 ГОД тыс.руб.
№ п/п целевая статья Наименование сумма (тыс. руб.)
1.   Городская целевая программа "Дети - Абакана" на 2013 год  
    в том числе:  
1.1   Подпрограмма "Здоровые дети"  
1.2   Подпрограмма "Одаренные дети"  
1.3   Подпрограмма "Каникулы"  
1.4   Подпрограмма "Безопасное детство"  
2.   Городская целевая комплексная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Абакане на 2009-2013 годы"  
    в том числе:  
2.1   Подпрограмма "Развитие массовой физической культуры"  
2.2   Подпрограмма "Развитие спорта"  
2.3   Подпрограмма "Развитие технических и военно-прикладных видов спорта"  
2.4   Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья"  
2.5   Подпрограмма "Функционирование и развитие сети плоскостных сооружений на территории г.Абакана"  
3.   Городская целевая программа "Молодежь Абакана" на 2013 год  
4.   Городская программа "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Абакан на 2011-2013 годы"  
5.   Городская целевая программа "Капитальный ремонт учреждений, подведомственных Управлению культуры, молодежи и спорта Администрации г. Абакана на 2013 год".  
6.   Программа "Развитие образования в г. Абакане на 2009-2013 гг."  
7.   Городская целевая комплексная программа "Профилактика правонарушений на территории города Абакана на 2011-2014 годы"  
8.   Программа "Повышение безопасности дорожного движения в городе Абакане на 2013 год."  
9.   Муниципальная целевая программа "Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам на 2010-2013 гг."  
10.   Городская программа "Основные направления поддержки и содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2011-2013 годы"  
11.   Муниципальная целевая программа " Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 гг. "  
12.   Городская программа "Общественные работы» на 2012-2014 годы"  
13.   Городская адресная программа "Переселение жителей г.Абакана из аварийного жилищного фонда" на 2013 год  
14.   Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Абакане на 2010-2015годы."  
15.   Городская целевая программа "Развитие спортивных сооружений и сооружений дополнительного образования детей сферы культуры в городе Абакане на 2012-2014 годы"  
16.   Городская целевая программа "Развитие культуры в городе Абакане на 2012-2014 годы"  
17.   Городская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в г. Абакане на 2013 год"  
18.   Муниципальная целевая программа "Субсидирование части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам медицинским работникам на 2013 год"  
ИТОГО ПРОГРАММЫ ПО ГОРОДУ АБАКАНУ  
                 

Приложение № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: