Внешнеэкономические связи в региональной политике

Проблемы осуществления Федеральной региональной политики на современном этапе

Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- усиление процесса межрегиональной интеграции;

- снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации;

- обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

- создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

- законодательное определение и реализация принципов федеративных экономических отношений в процессе разграничения компетенций между уровнями государственной власти Российской Федерации.

Основными направлениями федеральной региональной политики по усилению межрегиональной экономической интеграции должны стать:

- инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства;

- создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интегрированности пространства;

- развитие правовой и институциональной базы интеграции.

Инвестиционная деятельность государства по улучшению качества экономического пространства. Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения наиболее приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.

Создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции. Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежной, кредитной, платежно-расчетной систем.

Постепенная переориентация межбюджетных финансовых трансфертов на стимулирование экономики регионовреципиентов будет способствовать их более активному включению в общероссийский рынок.

Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов.

Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Это подтверждает практика льготных тарифов (до 50% скидки) на перевозки топлива, рыбы и некоторых других грузов на Дальний Восток и с Дальнего Востока, а также на перевозку экспортируемого кузнецкого угля в западные морские порты.

В связи с реформированием МПС суживается сфера государственного регулирования железнодорожных тарифов. Однако естественная монополия на дальние и сверхдальние перевозки массовых грузов в значительной мере сохранится (особенно в широтном направлении, где нет водных путей, а в азиатской части и конкурентоспособных автодорог). Поэтому сохранится необходимость регулирования транспортных тарифов.

Аналогичные проблемы существуют при регулировании тарифов на электроэнергию, особенно в периферийных районах.

Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию.

Трансферты из ФФПР будут в дальнейшем использоваться, главным образом, для уменьшения наиболее острых проявлений дифференциации социального положения регионов и временной компенсации повышенных расходов в коммунальной сфере. Число регионов получателей трансфертов из ФФПР будет сокращаться.

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство Российской Федерации будет руководствоваться следующими подходами:

- использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

- наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

- ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;

- повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;

- обязательное долевое участие субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;

- обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров в виде запретов и ограничений на вывоз ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Формирование единого экономического пространства подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.

Необходимо усилить контроль за соблюдением федеративного налогового режима по недопущению осуществления субъектами Российской Федерации прямых или косвенных методов обложения налогами или создания специальных условий уплаты налогов за продукцию других субъектов федерации помимо тех налогов, которыми прямо или косвенно облагаются аналогичные товары, произведенные в данном субъекте Федерации.

Для обеспечения конституционных норм необходимо осуществить запрет на:

- введение количественных ограничений на ввоз товаров на территорию субъекта Российской Федерации и любые иные меры, приводящие к аналогичным последствиям, в отношениях между субъектами федерации и муниципальными образованиями;

- введение количественных ограничений на перемещение товаров или принятие мер, приводящих к аналогичным последствиям, в отношениях с другими субъектами федерации;

- введение количественных ограничений на вывоз товаров с территории субъектов федерации и любые меры, приводящие к аналогичным последствиям в отношениях между субъектами федерации.

Параллельно ужесточению требований к соблюдению законодательной базы обеспечения единого экономического пространства, усилия правительства будут сконцентрированы на развитии институтов, необходимых для эффективного функционирования правовой и финансовой инфраструктуры рынков, обеспечения равного доступа к системе кредитования хозяйствующих субъектов различных регионов Российской Федерации, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. В свою очередь, для развития финансовой инфраструктуры необходимо обеспечение по всей территории Российской Федерации финансовой прозрачности предприятий и организаций. Необходимо разработать программу перевода предприятий и организаций на международную систему стандартов учета и финансовой отчетности, а также обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства о прозрачности и открытости информации о финансово-экономической деятельности.

Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Обеспечение единого экономического пространства и благоприятной конкурентной среды во многом определяется поведением органов государственной власти по отношению к хозяйствующим субъектам на соответствующей территории.

Бесконтрольное и бессистемное предоставление помощи государством отдельным хозяйствующим субъектам нарушает конкурентные нормы и дезорганизует единую конкурентную среду на федеративном экономическом пространстве. В связи с широко распространенной в регионах Российской Федерации практикой предоставления неупорядоченных льгот, в том числе налоговых, в рассматриваемом периоде предстоит упорядочить условия и механизм предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации.

Предстоит совершенствовать принципы выделения из федерального бюджета средств на региональное развитие. Количество федеральных целевых программ существенно сократится. Будет продолжена реализация федеральных целевых программ - по Дальнему Востоку и Забайкалью (с выделением программы по Курильским островам), по Северному Кавказу (с выделением программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики), по Калининградской области.

Вместе с тем, каждый субъект Российской Федерации может разрабатывать свою программу социально-экономического развития (в соответствии с типовым макетом и по единой методике) с включением ряда мероприятий и проектов федеральной значимости, с соответствующим их финансированием за счет средств из федерального бюджета после одобрения Правительством Российской Федерации. Целесообразно предусмотреть повышение роли и ответственности регионов в реализации программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий.

Реформирование системы государственной помощи должно рассматриваться как часть целостной программы совершенствования системы регулирования экономики. Повышение эффективности государственной помощи, в том числе приведение ее в соответствие принципам равных условий конкуренции для всех участников рынка, требует принципиальных изменений практически во все сферах федеративной экономической политики. Необходим, в частности, радикальный пересмотр системы налоговых льгот, когда попытка создания лучших условий конкуренции в одном регионе приводит к снижению налоговой базы за счет перемещения деятельности объектов налогообложения в другие регионы.

Необходимым условием организации экономической деятельности является обеспечение в каждом регионе равных возможностей для конкуренции для резидентов и нерезидентов региональной экономики. Необходимо добиваться строгого выполнения Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Должны создаваться необходимые правовые и институциональные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала. С этих позиций следует критически подходить к попыткам заключения каких-либо эксклюзивных договоров и соглашений между федеральным центром и регионами. Необходимо ликвидировать особые бюджетные статусы некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, и внутренние оффшорные зоны.

Внешнеэкономические связи формируются в результате общественного и территориального разделения труда в международном масштабе. Разделение общественного труда, изучаемое экономической географией, выражается в том, что отдельные страны или районы специализируются в мировом хозяйстве на производстве тех или иных видов промышленной или сельскохозяйственной продукции.

Решающую роль в развитии разделения труда и экономических отношений между странами играют такие факторы, как уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств, а также различие в исторически сложившихся производственных навыках населения разных стран. На углубление международного разделения труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс. Международное разделение труда находится в определенной зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами.

Геополитическое положение России после распада СССР существенно усложнилось. Более сложными стали торгово-политические условия в отношении России. Ориентация внешнеэкономической деятельности России на страны дальнего зарубежья по существу не привела к расширению и совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Выход на мировой рынок многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны производителей, ослабление контроля за экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций преимущественно спекулятивного характера, подорвавших репутацию страны как солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж многомиллиардных инвалютных средств.

На фоне общего сокращения объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при сокращении в нем доли изделий машиностроения (в торговле с западными странами она приближается к нулю), в импорте возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий, стагнации инвестиционного процесса в стране. Под контролем государства остались вопросы экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор.

Внешнеэкономическая деятельность в стране приобретает все более открытый характер. Расширилось число участников внешнеторговых операций. В соответствии с Конституцией РФ право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты Российской Федерации - республики, края, области, автономные округа, а также отдельные предприятия и компании. Среди субъектов РФ во внешнеторговых операциях лидируют Тюменская область с автономными округами, Московская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики Башкортостан и Татарстан, города Москва и Санкт-Петербург.

Россия в своей внешнеэкономической деятельности использует разнообразные формы внешнеэкономических связей. Переход к открытой экономике способствует развитию научно-технического сотрудничества с другими странами в различных областях знаний и производственной деятельности; предполагает совместное осуществление научных разработок, сотрудничество в области научно-технической информации и подготовки кадров, обмен учеными и специалистами для работы в научно-исследовательских и учебных институтах стран-партнеров и др.

В качестве перспективных форм научно-технического сотрудничества следует рассматривать торговлю лицензиями, то есть разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау).

Новой формой внешнеэкономического сотрудничества между нашей страной и другими государствами является лизинг, то есть долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

В условиях рыночных реформ важное место в развитии внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Наша страна устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

На современном этапе мировой глобализации новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. Экономическая интеграция в значительной мере зависит от интеграции в области информатики. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами Западной и Восточной Европы через московский узел в НИИ Автоматизированных систем.

Традиционно важную роль во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами играет торговля. К началу 1990-х годов внешняя торговля России оказалась в трудном положении, обусловленном в значительной степени внутренними и внешними факторами. В структуре экспорта продолжали преобладать сырьевые продукты, прежде всего топливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства. Основными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы.

Состояние внешнеэкономических связей страны на современном этапе развития в целом не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности и, прежде всего, машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами.

В последние годы происходит переориентация российских внешнеэкономических связей: сократилась доля стран СНГ во внешнеторговом товарообороте, заметно снизились объемы торговли России с восточноевропейскими странами, сокращаются и торгово-экономические связи с развивающимися странами мира. Это связано главным образом с потерей рынков сбыта машин и оборудования, военной техники и другой продукции, прежде вывозимой в бывшие страны социалистического лагеря, в ближневосточные и африканские государства. В настоящее время внешняя торговля России ориентируется преимущественно на экономически развитые страны, в первую очередь страны Европейского Сообщества и Северной Америки, доля которых в товарообороте достигла почти 50%.

В результате возросла экономическая, особенно кредитная, зависимость России от этих стран. Практически весь рост российского экспорта в индустриальные страны Западной Европы обеспечивается за счет энергоносителей и сырья, а возможности сбыта российской промышленной продукции здесь весьма ограничены. Это связано не только с их низкой конкурентноспособностью, но и с тем, что государства Запада вводят ограничения в отношении российских товаров.

В общем объеме внешнеторгового товарооборота нашей страны с зарубежными государствами в последние годы складывается положительное сальдо. Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляют сырьевые товары, на долю которых приходится более 70% объема экспорта, причем наибольший удельный вес занимает продукция топливно-энергетического комплекса. Большая доля приходится на экспорт металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Принципиально иную структуру имеет импорт России из стран дальнего зарубежья. Первое место здесь занимают машины и оборудование, на втором месте - продукция продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Такая структура внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья ставит в значительную зависимость экономику России от зарубежных поставок машин и оборудования.

Создание самостоятельных и суверенных государств после распада СССР существенно отразилось и на внешнеэкономических связях РФ с постсоветскими республиками. В структуре экспорта товаров из РФ в страны СНГ доминирует продукция как обрабатывающих отраслей хозяйства (машиностроение, химическая и деревообрабатывающая промышленность), так и отраслей топливно-энергетического комплекса и сырьевые ресурсы. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты и продовольствие. Главными торговыми партнерами России здесь являются Украина, Беларусь и Казахстан. Усилению центробежных тенденций во внешнеторговых отношениях между государствами СНГ способствовала переориентация межреспубликанских поставок на рынки дальнего зарубежья, что было вызвано неэквивалентностью торгового обмена между странами СНГ и растущими неплатежами по поставкам продукции.

Новыми направлениями в развитии внешнеэкономических связей России можно считать установление прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческими фирмами и предприятиями зарубежных стран и создание на территории России совместных предприятий. Такие предприятия образуются на основе долевого участия отечественного и зарубежного капитала, наибольшую активность при этом проявляют компании Германии, США, Финляндии, Франции, Италии, а также Болгарии, Польши, Китая и др.

Совместные предприятия по территории России размещаются неравномерно: наибольшее их число приходится на Москву, Санкт-Петербург, Самарскую, Сахалинскую, Тюменскую (с автономными округами), Калининградскую области, Краснодарский край и др. Направления деятельности совместных предприятий различны: разработка природных ресурсов, выпуск наукоемкой продукции (самолетов, судов, компьютеров, электротехники, медицинского оборудования и др.), торговля потребительскими товарами и услугами и т.д. Одновременно активизировалось развитие совместного предпринимательства и за рубежом. Основные формы деятельности совместных предприятий там - торгово-сбытовая и производство услуг.

Одной из традиционных форм межрегиональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных или прибрежных регионов соседних стран, является приграничная торговля. Эта форма торговых отношений начала развиваться на рубеже 1950 - 60-х годов и получила дальнейшее развитие в настоящее время с Финляндией, Норвегией, Японией, КНР и КНДР. Формы торгово-экономических связей стран, находящихся в непосредственной близости друг к другу, довольно разнообразны. Среди них приграничные торговые операции потребительских кооперативных союзов, прямые товарообменные связи универмагов, а также кооперационные связи предприятий и др.

Основной функцией приграничной торговли является содействие в решении социально-экономических проблем приграничных регионов. Особенно это характерно для испытывающих трудности в социальном развитии районов Дальнего Востока, Сибири, Европейского Севера. Географическое положение этих регионов обусловило отставание в уровне жизни, обеспеченности в производственной и социальной инфраструктуре от среднероссийских показателей.

В годы экономических реформ в России идет процесс создания свободных экономических зон (СЭЗ), для которых устанавливается система льгот, стимулирующая их хозяйственную деятельность. В настоящее время в РФ реально создаются СЭЗ в Калининградской области («Янтарь»), в г. Находка (Приморский край) и Магаданской области.

Внешнеэкономическая деятельность в последние годы все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России. Дальнейшая интеграция регионов страны в мировой рынок предопределяет необходимость решения многих проблем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны. Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятельности и их интеграция в мировую экономику обусловливаются такими факторами, как возможность интенсивного развития внешнеэкономических связей регионов на мировом рынке товаров, капиталов и услуг, ограниченных возможностями внутреннего рынка, и трансформация отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы; укрепление и расширение экономических и торговых связей регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, большими возможностями развития транспортного обслуживания грузопотоков Европа-Азия; наличие минерально-сырьевых ресурсов, имеющих мировое значение.

Предоставление большей самостоятельности субъектам РФ в области внешнеэкономических отношений способствовало активизации регионов Сибири и Дальнего Востока во внешнеэкономических связях, следствием чего стало увеличение стоимостных объемов регионального экспорта. Возросло и число предприятий, участвующих в экономических связях с зарубежными странами.

Актуальной проблемой страны в области внешнеторговой политики является ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Вопросы для самоконтроля:

1 Что является методологической основой экономического районообразования?

2 Какое административно-территориальное деление России было предложенно В.Н.Татищевым?

3 Охарактеризуйте основные принципы экономического районирования.

4 Какова роль внешнеэкономических связей в решении проблем региональной экономики?

5 Цель создания свободных экономических зон в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: