С точки зрения качественных характеристик процесс целеполагания зависит от следующих 5 основных факторов:
1- уровень предпринимательства, т.е. состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы;
2- структура предпринимательства, т.е. структура экономики и хозяйственной деятельности фирмы;
3- доля рынка и скорость ее роста (падения);
4- распределение ресурсов и анализ рисков;
5- социальная среда.
Уровень предпринимательства
В зависимости от цикла развития предприятия можно зафиксировать состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы в трех позициях:
1 – рост;
2 – стабилизация;
3 – спад.
Для каждой из этих позиций существуют существенные отличия при целеполаганиии. Поскольку каждой из них необходима принципиально разная стратегия.
Структура предпринимательства
При этом определяются масштабы деятельности предприятия и критерии деловой активности на перспективу. Кроме того, структуру предпринимательства можно определить как одну из следующих форм:
|
|
1 – однопродуктовый бизнес (простой);
2 – доминантный бизнес – в диверсифицированной компании делается ставка на 1 продукт;
3 – относительный бизнес – в диверсифицированной компании старый доминантный продукт вытесняется новым;
4 – безотносительный бизнес – в диверсифицированной компании имеет место равноправное положение всех видов бизнеса.
В процесе целеполагания необходимо выделить направления деятельности, которые будут приоритетными в плановом периоде. Наиболее популярной при этом является концепция выделения структурных хозяйственных подразделений или зон хозяйствования, которым придается статус стратегических.
Доля рынка и скорость ее роста (падение)
Доля рынка фирмы - % продаж ее товара от общего объема продаж на рынке за определенный период времени.
По западным оценкам существует зависимость между долей рынка и прибыльностью. В среднем подсчитано, что отличие в 10% доли рынок достигается отличием в 5% прибыльности на инвестируемый капитал.
Предприятие должно следить не только за величиной, но и за качеством доли рынка, при этом скорость роста зависит от следующих условий:
- внешняя ситуация;
- уровень внутреннего управления;
- финансовые возможности;
- степень конкурентоспособности продукции и т.д.
При этом необходимо контролировать темпы роста, т.е. если прирост (скорость роста) не будет вытекать из внутренних возможностей предприятия и не будет учитывать реальные изменения внешней среды, то это может привести в дальнейшем к разладу в экономике предприятия и глубокому кризису.
Поэтому в процессе целеполагания следует отражать стремление к реальному росту и необходимо уметь ощутить первые симптомы нестабильности экономики предприятия, быстро определить их причины и ликвидировать их.
|
|
Распределение ресурсов и анализ рисков – определение ограничений развития предприятия, поскольку для любого предприятия ресурсы имеют определенный масштаб и должны быть учтены при целеполагании. При этом необходимо анализировать возможные риски, возникающие из-за большой неопределенности внешней среды, поэтому анализ рисков, особенно рыночных и финансовых, является логическим продолжением распределения ресурсов. Поэтому они рассматриваются одновременно.
Социальная среда – фактор поддержки и развития человеческого фактора и эта сфера должна давать необходимую информацию в процессе целеполагания.
Качественные характеристики целей должны подкрепляться количественными показателями, которые позволяют конкретизировать стратегический план. При этом как показал опыт, специализированные предприятия делают упор на показатель роста и увеличения доли рынка, а диверсифицированные – на прибыль.
Однако существует наиболее интегрированный показатель при целеполагании – объем продаж, потому что все остальные показатели характеризуют предприятие или с т.з. факторов его формирования (темпы роста, затраты) или соотношения с ним других показателей. Т.е. практически все показатели деятельности предприятия являются производными от объема продаж.