Огромную роль при оценке эффективности предпринимательского проекта и создаваемого бизнеса играет действующая система налогообложения производства и его результатов. Поэтому для окончательного вынесения суждения о будущем бизнесе, о его эффективности, надежности и риске необходимо учесть величину взимаемого с предприятия налога и оценить прибыль или доход, остающиеся в его распоряжении, т.е. определить чистую прибыль (или чистый доход).
Все налоги, которые выплачивает предприятие — производитель продукции, можно разделить на две составляющие (сюда не причисляют налоги, оплачиваемые потребителем продукции, к которым, например относятся налог на продажу, различные акцизы и т.д.).
Первая составляющая — это налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, с ее результатами. Они взимаются:
• с выручки предприятия;
• с валового дохода предприятия;
• с балансовой прибыли предприятия
Как правило, предприятие выплачивает только один или два из перечисленных налогов, которые для него установлены налоговой инспекцией. Причем величина каждого определяется в процентах от достигнутого предприятием результата его производственной деятельности. Например, 35% балансовой прибыли предприятия взимается в качестве налога в бюджет. Размер процентов устанавливается законом, и на его величину предприятие оказать влияние не может.
|
|
По своей экономической сущности данный вид налога носит переменный характер, ибо величина обложения будет тем больше, чем больше окажется результат производства, а с уменьшением балансовой прибыли, выручки или валового дохода она будет снижаться.
Вторая составляющая — это налоги, которые обусловлены имущественным состоянием предприятия:
• на имущество;
• на землю, которая закреплена за предприятием;
• с собственного дела (покупка патента, налог с вмененного дохода и т.п.);
• прочие (на пример, с автотранспорта, дорожный и т.д.).
Указанные налоги могут действовать одновременно по каждой составляющей, и, как правило, это несколько видов налогов из представленных в данном перечне. Причем величина налога устанавливается в абсолютном выражении на данный период времени (в основном на плановый год), хотя рассчитывается он в процентах от имущественного положения предприятия.
Так как имущественное положение предприятия на момент определения налога — величина фиксированная, то налог оказывается постоянной величиной, не зависящей от результатов деятельности предприятия в данном плановом году. Отсюда ясно, что на каждую единицу выпускаемой продукции доля этого налога будет тем меньше, чем больше предприятие произведет продукции. И этот фактор надо рассматривать как элемент стимулирования увеличения выпуска продукции и интенсификации производства на современном предприятии.
|
|
Какие же последствия это вызывает?
Во-первых, с увеличением налогов значительно уменьшается чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, а следовательно, сокращается дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, освоение новых, более совершенных ее моделей и т.д. Уменьшается конкурентоспособность предприятия на рынке, снижается стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы и может оказаться под большим вопросом возможность выживания. Кроме того, у предприятия уменьшаются возможности выплат дивидендов держателям акций, сокращаются вложения на социальное развитие трудового коллектива.
Во-вторых, в связи с увеличением производственной программы самоокупаемости значительно ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом.
В-третьих, с ростом налогообложения значительно сокращаются возможности развития предпринимательской деятельности, ограничивается расширение бизнеса и существенно растет его теневая составляющая.
Все это свидетельствует о том, что к вопросам налогообложения нельзя подходить только с позиций сиюминутных интересов, необходимо тщательное экономическое обоснование его размеров как в тактическом, так и в стратегическом плане. Другими словами, величина налогов должна быть оптимальной, учитывающей интересы и государства, и предпринимателей. Современное предпринимательство — стратегический ресурс социально-экономического развития современных форм рыночного хозяйствования в развитых странах и в мировой экономике в целом.