Тема 5. Классификация внешнеторговых операций по степени готовности товара. Готовая продукция

1. Одним из критериев классификации внешнеторговых операций
является степень готовности товара.
В зависимости от того,
как будет задекларирован товар при прохождении таможенной
границы, к нему будут применены разные таможенные тарифы.

Обычно различают 3 степени готовности товара:

- готовая продукция;

-разрозненное оборудование в виде узлов, деталей, запчастей для
последующей сборки;

-комплектное оборудование: набор оборудования, который обес­
печивает единый технологический процесс.

2. Под готовой продукцией обычно понимается продукция, которая
после ее приобретения готова к использованию по своему назна­
чению. Такая продукция чаще всего относится к машинотехни-
ческой продукции. Следует отметить также, что к категории
"готовая продукция" относится продукция, бывшая в употреблении
(second hand).

В практике международной торговли продажа подержанных ма­шин и оборудования имеет довольно широкое распространение. Привлекает эта операция обычно тем, что подержанные ма­шины и оборудование продаются везде в достаточно хорошем эксплуатационном состоянии, а цена их от новой стоимости может составлять всего лишь 25—40% (в зависимости от степени взноса). В номенклатуру торговли продукцией, бывшей в упот­реблении, входят также автомобили, суда, самолеты, некото­рые виды стационарного оборудования.

На развитие операций "сэконд хэнд" обычно влияют 2 фактора:

- стремление любого предпринимателя к замене своего оборудо­вания раньше, чем наступит его моральный износ;

- довольно интенсивное развитие в последнее время такой фор­
мы внешней торговли, как "выкуп устаревшей продукции".

В настоящее время содержание понятия "готовая продукция" су­щественно изменилось. Теперь очень часты случаи, когда при покупке готовой продукции требуется дополнительное вложение средств, связанное с доводкой товара до его полной готовности к использованию. Почти все виды машин, оборудования и транспортных средств после их поставки покупателю и до пуска в эксплуатацию требуют выполнения определенных ра­бот, которые объединены под названием "предпродажный сервис".

Предпродажный сервис включает в себя такие виды работ, как:

✓ распаковка;

✓ расконсервация;

✓ заправка топливом, маслом;

✓ проверка заводской наладки и регулировки;

✓ обкатка и т. д.

Эти работы всегда выполняются за счет продавца, независимо от того, кем они конкретно осуществляются: продавцом, поку­пателем или посредником. И только после выполнения этих работ продукция считается готовой к использованию.

Огромное значение при закупке готовой продукции также имеют гарантийный ремонт, запуск оборудования (особенно если речь идет о новом технологическом достижении), обучение местного персонала, командирование специалистов на новое место экс­плуатации.

Разрозненное и комплектное оборудование

1. Под разрозненным оборудованием понимаются отдельные узлы, детали, запчасти в несобранном (разрозненном) виде, которые сами являются объектом купли-продажи.

В настоящее время торговля такой продукцией получила широ­кое распространение во всех странах, особенно при реализации:

✓ машинотехнических изделий;

✓ продукции автомобильной и электротехнической промышлен­ности;

✓ сельскохозяйственного оборудования и т. д.

Организация продажи и поставок разрозненного оборудования предполагает создание производственных баз и складских помеще­ний за рубежом по сборке, доработке, наладке и пуску оборудования.

Создание таких помещений — дело дорогостоящее. Однако фирмы обычно идут на это вследствие следующих обстоятельств:

- часто это — единственный способ проникновения на рынок конкретной страны, в том числе развивающейся;

- ввоз продукции в разобранном виде обычно осуществляется по пониженным таможенным тарифам;

- поставка узлов и деталей в разрозненном виде для последую­щей сборки иногда является единственной возможностью рас­ширения экспорта;

- сборка в слаборазвитых странах, где живой труд дешевле, поз­воляет снизить стоимость производства продукции и, следова­тельно, влияет на повышение конкурентоспособности готовой продукции на внешнем рынке;

- создание производственных баз и складских помещений на территории развивающихся стран также соответствует интере­сам последних. В этом случае собственником предприятия (или склада) является национальный предприниматель, который будет стремиться к тому, чтобы сократить количество узлов и деталей, импортируемых из страны-контрагента. Он будет постепенно налаживать их производство из собственных материалов и с по­мощью собственной рабочей силы, которая к тому времени по­лучит достаточную квалификацию;

- в некоторых случаях конструкция экспортируемой продукции такова, что ее транспортировка на рынки сбыта в разобранном виде оказывается дешевле, чем в собранном. Транспортировка машинотехнических изделий в разобранном виде на 20—25% дешевле, чем транспортировка готовых изделий.

2. Под комплектным оборудованием понимается набор оборудования, обеспечивающий единый технологический процесс. На современном этапе развития промышленного производства в подавляющем большинстве отраслей требуется использование сложного обо­рудования, органически связанного единым технологическим процессом производства.

В настоящее время поставка комплектного оборудования тесно связана с деятельностью инжиниринговых фирм. Заказчик, как пра­вило, не обладает опытом в той или иной отрасли и не пред­ставляет, какой именно технологический процесс нужен для выпуска продукции. Он не представляет также, какое оборудо­вание заказать для выпуска определенной партии продукта. Именно в этом случае требуется помощь инжиниринговых фирм, которые и решают для заказчика все эти вопросы.

Инжиниринговая фирма обычно осуществляет:

- подбор оборудования для обеспечения технологического процесса; подбор субпоставщиков для поставки отдельных видов обору­дования;


✓ координацию сроков поставки;

✓ монтаж, пуск в эксплуатацию и доведение мощностей произ­водства до уровня нормальной эксплуатации.

К особенностям контракта на поставку комплектного оборудо­вания следует отнести:

✓ расчеты на основе авансовых платежей — в силу того что кон­тракты на поставку комплектного оборудования обычно заклю­чаются на значительные суммы, поставщик обычно настаивает на авансовых платежах;

✓ кредитование контрактов — заказчик просит предоставить ему долгосрочный кредит на покупку комплектного оборудования. Из-за больших сумм требуемых кредитов участие в реализации данных контрактов принимают крупные банки (обычно со стороны поставщика), часто под кредиты даются государствен­ные гарантии;

✓ окончательную приемку оборудования (осуществляется в стране заказчика).

Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг


~-


1. При классификации внешнеторговых операций наиболее целесо-
образно выделение следующих видов товаров и услуг:

✓ ✓ ✓

✓ сырьевые товары; продовольственные товары; потребительские товары; машинотехническая продукция;

✓ сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности;

✓ товарные знаки;

✓ услуги.

2. Под сырьем обычно понимают продукты добывающей промыш-
ленности и сельского хозяйства, а под основными материалами
продукцию обрабатывающей промышленности. Но существует и более полное представление о сырье как о комплексе, объеди­няющем:

✓ материалы, непосредственно добываемые из природной среды (нефть, руды, лес);

✓ полуфабрикаты, т. е. материалы, подвергшиеся обработке, но не идущие на конечное потребление, а выступающие в качестве сырья для производства готовой продукции (металлы, крупно­тоннажная химия).

В мировой торговле принято все виды сырья, необходимые для про­мышленности, делить на 2 группы:

✓ промышленное сырье, к которому относится сырье минераль­ного происхождения (руды, уголь, нефть, соль и другие иско­паемые), и сырье, полученное искусственным путем (синтети­ческий каучук, искусственные волокна, пластмасса);

✓ сельскохозяйственное сырье.

По формам международной торговли сырьевые товары бывают:

✓ биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, цвет­ные металлы);

✓ небиржевые (природный газ, уголь, руды, черные металлы), ко­торые реализуются по контрактам с различными сроками дей­ствия.

3. Учитывая большую экономическую значимость поставок про-
довольственных товаров (сахар, спирт, кофе в зернах, чай, зерно-
вые и бобовые, масло, рыба, картофель), мировой рынок предъ-
являет к ним особо высокие требования по качеству.

Важной особенностью торговли продовольственными товарами является то, что каждый отдельный оптовый потребитель страны, импортирующей продовольственные товары, не закупает их на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляет обычно оптовый посредник, который располагает складскими помеще­ниями, а иногда и производственными мощностями для дора­ботки (сортировки, расфасовки, упаковки) этих товаров, а также транспортом для их доставки конечным потребителям.

4. Торговля потребительскими товарами имеет следующие особен-
ности:

- экспорт потребительских товаров рассчитан не на конечного потребителя, а на оптового покупателя (именно с ним обычно и имеет дело экспортер);

- реализации потребительских товаров обязательно должна пред­шествовать реклама, иначе конкретный покупатель просто не будет знать товар;

✓ прежде чем начать массовую поставку, желательна организация пробных продаж с целью выявления реакции конечного потре­бителя конкретного рынка на предлагаемый товар;

✓ диапазон потребительских товаров должен быть достаточно широк, чтобы удовлетворить каждый сегмент покупателей;

✓ определяющим при реализации потребительских товаров явля­ется их новизна, новые потребительские функции и качество.

5. Машинотехническая продукция характеризуется следующим:

✓ развитие торговли машинами и оборудованием опережающими темпами по отношению ко всему внешнеторговому обороту;

✓ постоянное появление новых изделий;

✓ появление новых функций, заполняющих экологическую нишу;

✓ большое значение имеет реклама и весь комплекс маркетинга;

✓ резкое сокращение жизненного цикла большинства видов маши-нотехнической продукции, сокращение сроков морального износа;

✓ обострение конкуренции на рынках машинотехнической про­дукции;

✓ определяющим при закупке является не цена, как раньше, а ве­личина эксплуатационных расходов.

Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности. Лицензионные операции:

1. Сделки no купле-продаже результатов творческой деятельности

подразделяются:

✓ на сделки по торговле результатами научно-технических иссле­дований (НТИ;

✓ сделки по торговле объектами авторского права.

Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследо­ваний и разработок, имеющих не только научную, но и коммер­ческую ценность.

В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, обличенные в форму:

- патентов;

✓ лицензий;

✓ товарных знаков;

✓ промышленных образцов, представляющих собой часть промыш­ленной собственности;

✓ технических знаний и опыта, объединяемых понятием "ноу-хау" (что предполагает передачу знаний и опыта путем предостав­ления технической документации, чертежей, секретов произ­водства, не подлежащих патентованию).

2. Патент на изобретение — это свидетельство, выдаваемое компе-
тентным правительственным органом изобретателю или его пра-
вопреемнику и удостоверяющее наличие у его владельца моно-
польного права на использование этого изобретения.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые тех­нические изобретения, применяемые в производстве и позво­ляющие достигать качественно нового технического результата. Различного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, и кон­троль над ними сохраняется путем засекречивания. Наличие па­тента исключает свободный доступ конкурирующих фирм к за­патентованной новинке и дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производи­тельность труда и т. д.

3. Лицензионные операции — это предоставление стороной-патентовла-
дельцем (лицензиаром) другой стороне, лицу или фирме (ли-
цензиату) права на промышленное и коммерческое использование
изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение обу-
словленного срока и за определенное вознаграждение.

В международной практике торговли существуют 2 группы лииензий:

- чистые лицензии — объект лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на предмет-изобретение или ноу-хау;

- сопутствующие лицензии, которые включаются в общие договоры о поставках продукции, чаще всего комплектного оборудования, и при этом отдельные лицензионные соглашения не подписы­ваются.

По способам охраны объектов промышленной собственности вы­деляют лииензий:

-патентные;

- беспатентные;

- смешанные.


Патентные — лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранны­ми документами.

Беспатентные — лицензии, предметом которых являются раз­работки (технологии), не имеющие правовой защиты (напри­мер, ноу-хау).

Смешанные - лицензии на передачу ноу-хау и прав, охраняе­мых патентами.

Экспорт и импорт лицензий осуществляются на основе подпи­сания лицензионных соглашений.

Торговлю лицензиями осуществляют владельцы и потребители, а также посредники. Кроме этого, торговлю лицензиями ведут специальные фирмы, скупающие, дорабатывающие их и по­полняющие комплексом ноу-хау.

Существуют следующие группы лицензионных договоров:

✓ о простой лицензии (не ограничивает прав лицензиаров прода­вать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию на ее основе и сбывать на той же тер­ритории);

✓ исключительной лицензии (дает лицензиару монопольное право на ее использование, включая перепродажу лицам в пределах оговоренной территории. Лицензиар не может продавать эту ли­цензию на договорной территории, а также производить продук­цию на ее основе на этой же территории);

✓ полной лицензии (лицензиар полностью лишается прав на изо­бретение).

В международной практике торговли лицензиями доля возна­граждения лицензиара в среднем составляет от 10 до 35% об­щей суммы дополнительной прибыли.

Стоимость лицензии существенно различается в зависимости от степени технической разработки и патентной защиты. Стои­мость беспатентной лицензии на 10—20% ниже, чем на изобрете­ние, защищенное патентом. Цены на исключительные лицензии обычно в 2 раза превышают цены на простые лицензии.

Выделяют ряд основных действий со стороны лицензиара и лииен-зиата при купле-продаже лииензии:

✓ изучение конъюнктуры рынка по поводу купли-продажи лицензии;

✓ патентование лицензиаром изобретения в странах покупателя;

✓ проведение лицензиаром рекламных мероприятий, не выдавая секретов изобретения;

✓ рассылка лицензиаром экспортных предложений потенциаль­ным покупателям (лицензиатам);

✓ расчет лицензиаром предполагаемого вознаграждения;

✓ подписание сторонами лицензионного соглашения;

✓ передача лицензиату технической документации по реализован­ному изобретению;

✓ осуществление расчетов за купленное изобретение.

Лицензионные соглашения оплачиваются в формах.

✓ единовременного (паушального) платежа заранее согласованной цены лицензии. Паушальные платежи применяются, когда стои­мость лицензии мала по сравнению со стоимостью оборудования и сложен контроль за показателями работы лицензиата;

✓ постепенной выплаты вознаграждений частичными платежами (роялти) пропорционально согласованным показателям деятель­ности лицензиатов. Роялти может начисляться к следующим по­казателям:

• дополнительной прибыли лицензиата;

• его общей прибыли;

• стоимости произведенной или реализованной продукции;

• физическому объему произведенной или реализованной про­дукции;

• мощности изготовленного по лицензии оборудования;

• объему потребляемого сырья;

• стоимости переработки;

✓ выплаты за оказываемые лицензиаром дополнительные услуги по согласованным расценкам;

✓ платежей в смешанной форме, предполагающих применение не­скольких способов.

4. Сделки по торговле объектами авторского права охватывают сферу духовной жизни и включают операции по уступке и приобрете­нию прав:

- на перевод и издание научной и художественной литературы;

- постановку театральных спектаклей;

✓ издание нот и исполнение музыкальных произведений;

✓ совместную постановку кинофильмов;

✓ прокат и обмен кино- и видеофильмами и телепрограммами.


Товарные знаки (знаки обслуживания):


1. Товарные знаки — это обозначения, применяемые для отличия то-
варов (услуг) одних юридических или физических лиц от однород-
ных товаров (услуг) других юридических (физических) лиц. Товарные
знаки регистрируются на имя юридического или физического
лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность.
На зарегистрированный товарный знак владельцу знака выдается
свидетельство, которое удостоверяет приоритет знака и исклю-
чительное право владельца товарного знака в отношении товаров
или услуг, указанных в свидетельствах. Товарные знаки символи-
зируют высокий уровень качества. Стоимость продукции, марки-
рованной товарным знаком и имеющей на мировом рынке извест-
ность, повышается, как правило, на 20—25%.

Во многих странах товарные знаки имеют правовую защиту, которая действует с момента их регистрации. Правовая защита обеспечивает его владельцу монопольное право на данную мар­кировку.

2. Международная торговля товарными знаками имеет те же осо-
бенности, что и торговля лицензиями на изобретение и ноу-хау.

В основном продажа прав на использование товарного знака

сопутствует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включается продажа лицензии на ноу-хау в области технологи­ческих новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера.

Общая стоимость контракта купли-продажи оборудования бу­дет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.

Расчеты вознаграждений производятся также в виде роялти или паушальных платежей.

Для избежания риска недобросовестного использования товарного знака и ущерба собственному имиджу продавцы прав исполь­зования товарного знака при продажах с неисключительным правом оставляют за собой право контролировать качество мар­кируемых знаком продукции и услуг. И хотя этот контроль влечет за собой расходы, возможные потери имиджа высокого качества могут быть непоправимыми.

3. Функции товарного знака достаточно разнообразны и коммер­чески привлекательны. Знак должен психологически воздейст­вовать на покупателя, вызывая у него ассоциации с высоким качеством, надежностью, престижностью.

Товарный знак эффективно используется в рекламных целях, выступая в качестве ключевого элемента рекламного стиля фир­мы. В неизменном виде знак должен быть на любой реклам­ной продукции, упаковке и т. п.

Товарный знак должен обладать новизной идеи, лаконичностью, современным дизайном и иметь правовую защиту. Приоритет пра­вовой защиты имеет знак, зарегистрированный первым.

Использование товарных знаков в России регулируется зако­ном и осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи владельцу свидетельства. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспатент на основании поданной заявки.

Рыночная стоимость прав использования товарного знака опреде­ляется на основе оценки возможной прибыли.

Франчайзинг:

1. Специфической формой торговли лицензиями является фран­чайзинг, представляющий собой систему передачи или продажи лицензий на технологию или товарный знак (например, сеть рес­торанов "Макдональдс" в России).

Фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, пе­редает на определенных условиях неизвестной потребителю фир­ме (франчайзиату, или франчайзи) право, т. е. лицензию (фран-чайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

По договору франчайзинга право деятельности обычно предос­тавляется на определенное время и на определенной территории.

Основной принцип франчайзинга заключается в сочетании ноу-хау франчайзера и капитала франчайзиата. Франчайзиат в данном случае выполняет 2 функции:

- предоставляет капитал для создания торгового предприятия;

- руководит собственным торговым предприятием.

Франчайзиат выполняет роль источника капитала, и поэтому он является наиболее важным элементом данного двустороннего бизнеса. Франчайз — это договор, в котором выражены условия этого бизнеса.

2. Можно выделить следующие преимущества франчайзинга:

✓ с точки зрения франчайзера:

. возможность увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях с его стороны, поскольку вложение капитала является по большей части заботой фран-чайзиата;

• возможность увеличить доходы за счет усилий франчайзиата: так как франчайзиат является собственником предприятия, его деятельность сильно мотивирована и он прилагает максимум усилий для роста доходности своего бизнеса;

• снижение издержек производства и обращения на единицу то­варооборота, так как франчайзиат в качестве предпринимателя сам несет все расходы по содержанию своего предприятия;

. расширение распределительной сеть своего товара или услу­ги, так как франчайзиат, как правило, покупает необходи­мое ему оборудование у франчайзера или же через него;

✓ с точки зрения франчайзиата:

. ведение своего бизнеса под торговым знаком, который поль­зуется известностью и хорошей репутацией;

• использование уже испытанной формы предпринимательства;. возможность пользоваться совместной рекламой;

. помощь и обучение со стороны франчайзера;

. относительно низкая стоимость лицензионного бизнеса.

Однако наряду с преимуществами существуют следующие_н£^ достатки франчайзинга:

✓ для франчайзера:

. сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как он не является наемным работником и франчайзер непо­средственно им не управляет;

• риск потерять свою репутацию и позитивный имидж из-за плохой работы франчайзиата;

. вероятность искажения бухгалтерской отчетности от фран­чайзиата;

• возможная противоположность целей с франчайзиатом, что может неблагоприятно сказаться на бизнесе, так как фран­чайзер не может расторгнуть договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;

- для франчайзиата:

. наличие контроля со стороны франчайзера, что может ограни­чивать инициативу франчайзиата;

• определенная нестабильность в положении франчайзиата, так как со сменой франчайзера может поменяться политика в от­ношении франчайзиата;

• определенная плата за услуги франчайзера, например, преду­сматриваемое иногда исключительное право покупки обору­дования у франчайзера.

3.Франчайзинг в первую очередь пригоден для отраслей, для ко­торых характерны услуги с большой долей персонального обслу­живания (общепит, гостиничное, бытовое обслуживание).

Выделяют следующие виды франчайзинга:

✓ товарный (франчайзинг продукта и торговой марки);

✓ комплексный (производственный, бизнес-формат).

Товарный франчайзинг предусматривает реализацию франчай-зиатом товаров головной компании исключительно под ее то­варным знаком. В этом случае франчайзиат специализируется только на продукции данной компании. Такой вид франчай­зинга используется для сбыта бензина, автомобилей, сельско­хозяйственного оборудования.

Комплексный франчайзинг наиболее распространен в сфере рес­торанного бизнеса. Он предусматривает предоставление франчай-зиату права на использование товарного знака, разработку мар­кетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руко­водства по эксплуатации, контроль качества продукции. При этом типе франчайзинга франчайзиат получает поддержку от франчайзера в течение всего срока действия договора. В пользу франчайзера взимается начальный гонорар за предоставление франчайза. Это может быть одноразовая плата либо плата за предоставление услуг, например отдельно за обучение, за вы­бор площадки для строительства предприятия. Кроме того, фран­чайзиат должен делать взнос в рекламный фонд, которым располагает франчайзер.

Доходы франчайзера складываются из первоначально уплачи­ваемого ему одноразового вознаграждения, которое может рас­сматриваться как вступительный взнос, и из постоянных от­числений, т. е. текущих сборов, которые взимаются как процент от оборота, от валового дохода или какого-либо другого финан­сового показателя.

. Тема 6. Услуги в международной торговле

1. Наряду с международной торговлей товарами широко развита
и торговля услугами.
Международная торговля товарами и ус-
лугами тесно связаны между собой. Многие виды услуг, посту-
пающих в международный оборот, включаются в экспорт и им-
порт товаров. В то же время международная торговля услугами
имеет некоторые особенности по сравнению с товарной тор-
говлей.

Услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе предпринимательской, связанных с удовлетворением сово­купности потребностей людей. Различают понятие "услуги" в ши­роком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих знаний человека, посредством которых он об­щается с другими людьми. В узком смысле под услугами по­нимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сто­рона (партнер) может предложить другой стороне.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, ус­луга — это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

✓ они, как правило, неосязаемы;

✓ услуги неотделимы от своего источника;

✓ производство и потребление услуг, как правило, происходит од­новременно;

✓ для услуг характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами — это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физиче­скими лицами разных стран, она считается международной. В от­личие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обя­зательно означает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оп­лачивает проезд внутри другой страны, это считается междуна­родной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуги.

2. По характеру обслуживания все услуги можно подразделить:

✓ на персональные, т. е. услуги, удовлетворяющие потребности фи­зических лиц;

✓ деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

По объектам, на которые направлены услуги, выделяют: ^ производственные услуги, т. е. имеющие дело с потребительски­ми товарами: в процессе оказания услуги наблюдается такой же процесс труда, как и в материальном производстве;

✓ непроизводственные услуги — это те услуги, действия которых направлены либо непосредственно на человека, либо на окру­жающие его условия. Здесь не фигурируют материальные про­дукты, и производство такой услуги неотделимо от потребления.

В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

✓ услуги для бизнеса;

✓ строительные услуги;

✓ услуги связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные);

✓ дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

✓ транспортные услуги;

✓ финансовые услуги;

✓ образовательные услуги;

✓ услуги здравоохранения;

✓ туристические услуги;

✓ рекреационные услуги;

✓ услуги по охране окружающей среды;

✓ услуги, в другом месте не классифицированные.

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, вклю­чающий следующие услуги:

-профессиональные;

-компьютерные;

- в сфере исследований и разработок; \/ в сфере оборота недвижимости;

---- по аренде оборудования без обслуживающего персонала;

- рекламные и др.

К профессиональным услугам относятся:

---- правовые;

- бухгалтерские;

-по налоговому консультированию;

--- архитектурные;

- инженерные;

- по научно-техническому консультированию и др.


Туристические услуги:

1. Международный туризм — один из важнейших секторов меж­дународной торговли услугами. В то же время это одна из бы­строрастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международ­ный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе в государствен­ные бюджеты.

Операции по международному туризму — это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовле­творению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает вы­езжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачивае­мой деятельностью.

Существуют следующие виды туристических услуг, предлагае­мых в качестве товара на международном рынке:

✓ размещение (гостиницы, отели, пансионаты, кемпинги);

✓ перемещение до страны назначения и по стране различными ви­дами пассажирского транспорта;

✓ обеспечение питанием;

✓ удовлетворение культурных потребностей (театры, музеи);

✓ удовлетворение деловых интересов;

✓ услуги торговых предприятий;

✓ оформление документации.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды ус­луг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный ком­плекс услуг может предоставляться путем продажи инклюзив-туров или пэкидж-туров.

Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных пере­возках, причем стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туристов в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляе­мые на определенное число дней пребывания туристов в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т. е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается паушальная цена инк­люзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклю­зив-туры предполагается использовать как при групповых, так и при индивидуальных туристических поездках.

Пэкидж-туры также предполагают предоставление клиенту пол­ного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Принципи­ального различия между понятиями "инклюзив-туры" и "пэ­кидж-туры" нет.

Структура этих туров в значительной степени варьируется в зави­симости от страны, состава туристов, их покупательной способ­ности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

2. Международный туризм классифицируется в зависимости от на­значения классификации:

✓ по целям поездки;

✓ срокам;

✓ средствам передвижения;

✓ средствам размещения;

✓ стоимости поездки;

✓ возрастному составу;

✓ сезону.

По целям поездки выделяются следующие виды туризма:

✓ курортный с целью отдыха и лечения;

✓ экскурсионный;

✓ научный — знакомство с достижениями науки, техники, участие в конгрессах, симпозиумах;

✓ деловой — поездки для проведения деловых переговоров. По методу проведения выделяют туризм:

✓ организованный;

✓ неорганизованный.

Организованный туризм, осуществляемый туристскими фирмами или добровольными общественными организациями, делится на следующие группы:

✓ плановый, т. е. по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту;

✓ самодеятельный, означающий посещение данной страны без определенной согласованной программы;

- независимый, предполагающий, что группа туристов самостоя­тельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стра­не, не прибегая к услугам туристических фирм.

По численности участников различают туризм:

✓ индивидуальный;

✓ групповой.

Инжиниринговые услуги:



1. Инжиниринговые услуги представляют собой комплекс услуг ком­мерческого характера по подготовке и обеспечению процесса про­изводства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяй­ственных и других объектов. Инжиниринг — это услуги по исполь­зованию технологических и иных научно-технических разработок, представляющие собой совокупность видов деятельности, на­правленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию за­трат, связанных с реализацией проектов различного назначения. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следо­вательно, инжиниринг — лишь косвенная форма передачи тех­нологии.

2. Инжиниринговые услуги обладают рядом особенностей:

✓ функционирование инжиниринга в качестве одной из услуг про­изводственного назначения, которая реализуется не в вещест­венной форме, а в полезном эффекте, как, например, проектиро­вание, консультирование, обучение;

✓ инжиниринговые услуги связаны с подготовкой и обеспечени­ем процесса производства и с реализацией, что рассчитано как на промежуточное, так и на конечное потребление благ и услуг;

✓ инжинирингу присущи коммерческие свойства, т. е. эти услуги могут являться объектом купли-продажи.

3.Инжиниринговые услуги можно подразделить на 3 группы:

✓ услуги по подготовке производства:

. предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, подготовка технико-экономических обос­нований и т. п., а также консультации и надзор за проведе­нием указанных работ);

. проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);

. послепроектные услуги (подготовка контрактной документа­ции, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные рабо­ты и т. п.);

✓ услуги по организации процесса производства и управлению пред­приятием;

✓ услуги по обеспечению реализации продукции.

Существует 3 основных метода строительства, в соответст­вии с которыми различается содержание контрактов на оказа­ние инжиниринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется пер­соналом заказчика или местными фирмами. В этом случае за­рубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в ка­честве консультанта и не несет ответственности за осуществле­ние проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжинирин­говой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и соответственно ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов "под ключ", когда инжиниринговые услуги предоставляются гене­ральным подрядчикам в качестве составной части всего ком­плекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.

Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объек­тов за рубежом. К ним относятся:

✓ обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с прило­жением перечня подлежащих выполнению работ;

✓ сроки и графики выполнения работ;

- численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участ­вующего в работах по контракту;

✓ степень ответственности сторон за нарушение ими обязательств;

✓ условия и ставки оплаты;

✓ условия заключения субподрядных контрактов и др.

При оплате инжиниринговых услуг используются 3 основных метода:

✓ повременная оплата на базе ставок заработной платы инжене­ров-консультантов (этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение спе­циалистов, и других работ неизменного характера, объем кото­рых зачастую невозможно определить);

✓ оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение (данный метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенным заранее объемом и структурой);

✓ оплата в процентах от стоимости строительства (применяет­ся при предоставлении всего комплекса инжиниринговых ус­луг (полный инжиниринг)).

Арендные услуги. Понятие лизинга:

1. Арендные сделки — это сдача внаем товаров иностранному контр-
агенту. Одна из сторон сделки — арендодатель — предлагает другой
стороне — арендатору — предмет аренды в исключительное поль-
зование на установленный срок за определенное вознаграждение.

Наибольшее распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда — лизинг. Объектами лизинга чаще всего являются стандартное промышленное обо­рудование, суда, самолеты, авиационные двигатели, сельскохо­зяйственное оборудование, средства вычислительной техники.

Лизинговыми операциями могут заниматься банки, торговые и промышленные предприятия, но, как правило, их осуществ­ляют специализированные фирмы.

Для лизинговой операции наиболее типична следующая схема. Арендодатель заключает арендный контракт с арендатором и под­писывает с производителем оборудования контракт купли-продажи. Производитель передает арендатору предмет аренды. Лизинговая компания за свой счет или посредством полученного в банке кредита расплачивается с производителем и погашает кредит из арендных платежей.

2. Лизинговая сделка

3. Существуют 2 разновидности лизинговых операций:

✓ финансовый лизинг;

✓ оперативный лизинг.

Финансовый лизинг представляет собой арендную сделку на срок, близкий к сроку службы оборудования, в течение которого проис­ходит полное возмещение всех расходов арендодателя и обеспече­ние ему установленной прибыли за счет арендных отчислений. Особенность также состоит в том, что невозможно расторгнуть договор в течение основного срока аренды, т. е. срока, необходи­мого для возмещения расходов арендодателя. В сделке финан­сового лизинга участвуют 3 стороны: арендатор, арендодатель, поставщик оборудования. При этом арендодатель выполняет чисто финансовые функции и заключает 2 договора: о лизинге с арендатором; контракт на закупку оборудования с поставщиком.

В случае финансового лизинга арендуемое оборудование не мо­жет неоднократно выступать предметом арендных соглашений, поскольку срок аренды обычно устанавливается исходя из нор­мального срока его эффективной службы. Такая арендная опе­рация во многом напоминает обычную внешнеторговую сделку купли-продажи, но на специфических условиях, схожих с фор­мами товарного кредитования, с той разницей, что лизинг обес­печивает 100%-е финансирование сделки, а обычное кредитова­ние предусматривает, как правило, частичную оплату наличными.

Оперативный лизинг представляет собой сделку, не нацеленную на компенсацию затрат арендодателя, связанную с приобретени­ем сдаваемого в аренду оборудования, в течение основного сроке аренды. Сроки этой сделки значительно меньше сроков физи­ческого износа оборудования, что предполагает неоднократную сдачу в аренду предмета оперативного лизинга. В оперативном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, так как арендодатель, не имея гарантий полной окупаемости за­трат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск.

Подобная операция в значительной степени представляет собой разновидность продажи услуг, в частности по предоставлению техники во временное пользование и потребление ее эксплуата­ционных возможностей. Такая аренда довольно часто использует­ся для предварительной проверки технико-экономических пока­зателей оборудования непосредственно в условиях эксплуатации.

Факторинг и форфейтинг:

1. Факторинг - это:

✓ посредническая комиссионная деятельность банка или фактор-компании при расчетах между поставщиками товаров и покупа­телями посредством оплаты финансовых требований постав­щиков с последующим взиманием долга с покупателей;

✓ перепродажа права на взыскание долгов либо коммерческая опе­рация по доверенности;

✓ перепродажа активов, товаров с целью получения комиссионных.

Таким образом, факторинг представляет собой переуступку кре­дитором долговых требований факторинговой компании, кото­рая становится собственником еще не оплаченных платежных требований и принимает на себя риск их возможной неоплаты. Взамен продавец требований немедленно получает наличными определенную сумму денег (от 75 до 85% стоимости продавае­мых долговых требований). Остальную сумму за вычетом из­держек компании (комиссия фактор-компании составляет от 2 до 8% стоимости поставленного товара) продавец требований получает от факторинговой компании после оплаты клиентом всех долговых обязательств. При этом в факторинговых согла­шениях может предусматриваться возможность регресса, т. е. при отказе плательщика произвести платеж продавец долговых требований будет обязан возместить факторинговой компании нанесенный ущерб.

В мировой практике специальные фактор-компании, как пра­вило, предлагают своим клиентам полный комплекс факторин­говых услуг — от учета и контроля за платежами и поставками до прямого финансирования поставок.

Международный факторинг применяется в экспортной торговле. Он упрощает получение наличных денег в ходе деловых опера­ций экспортера, что имеет важное значение, так как при экс­портных поставках осуществляется кредитование, нередко на безоборотной основе, и в этом случае факторинг защищает от безнадежных долгов.

2. В число основных видов факторинга входят:

✓ прямой факторинг;

✓ косвенный факторинг.

При прямом факторинге действует одна компания-фактор — по экспорту в стране импортера-продавца, с которой экспортер име­ет договор о факторинге. В соответствии с соглашением о прямом факторинге по уступке права требования покупной цены фактор вступает в прямые отношения с иностранным покупателем.

Косвенный факторинг предполагает наличие 2 фактор-компаний: фактора по экспорту и фактора по импорту (в стране импортера-покупателя). В данном случае иностранный покупатель оплачивает стоимость экспортированной им продукции фактору по импорту в своей стране, который этот платеж переводит фактору по экс­порту, а последний предоставляет обусловленную сумму экспорте­ру. Преимущество косвенного факторинга состоит в том, что каждый из факторов имеет договорные отношения с отечест­венным клиентом, кредитоспособность которого фактору из­вестна.

Обычно выделяют 2 основные формы факторинга:

✓ раскрытый;

✓ нераскрытый.

При операциях в режиме раскрытого факторинга получение платежа осуществляется через фактор, имеющий с экспортером договор, согласно которому фактор обязуется приобрести под­твержденные краткосрочные долги иностранных покупателей. Иными словами, экспортер уступает фактору право требования оплаты экспортируемого товара. Покупатель оплачивает по­купную цену не экспортеру, а фактору; при этом неподтвер­жденные долги, подлежащие оплате, приобретаются фактором с правом на регресс.

Если договоренности о факторинге не раскрываются зарубеж­ному покупателю, речь идет о нераскрытом факторинге; наи­более распространенный его вид — дисконтирование счетов или выкуп счетов со скидкой.

По желанию экспортера фактор может профинансировать сделку в дополнение к услугам по получению покупной цены. В этом случае он немедленно выплачивает экспортеру до 80% балан­совой стоимости по подтвержденным счетам и одновременно предоставляет кредит иностранному покупателю.

4. Форфейтинг предполагает покупку обязательств, погашение ко­торых должно быть осуществлено в будущем, при этом срок по­гашения значительно больше, чем при факторинге (от 3 месяцев до 5—7 лет).

Использование форфейтинга предполагает, что покупатель го­тов внести первоначальный платеж за покупаемый за границей товар (до 15% стоимости), а затем оплачивать покупку частями через определенные (например, 6 месяцев) периоды, что явля­ется одним из обычных условий соглашения о форфейтинге. Покупатель-импортер выставляет экспортеру простые или пе­реводные векселя на весь срок действия соглашения, при этом он обязан совершать регулярные платежи.

Для осуществления форфейтинга экспортер заключает согла­шение с одним из банков (или специализированной форфейт-компанией), готовым выполнить роль форфейтора, т. е. банка, которому экспортер продаст простые или переводные векселя, выписанные импортером.

Получив векселя от импортера, экспортер продает их банку-форфейтору (или форфейт-компании), который полностью принимает на себя риски, связанные с возможностью неоплаты купленных требований, поскольку регресс на продавца требований отсутствует.

Форфейтинг дает экспортеру определенные выгоды, по­скольку он получает наличными за поставленный импортеру товар, а покупатель-импортер имеет кредит от банка- форфейтора на срок до 5—7 лет.

К недостаткам форфейтинга относят более высокую стоимость ресурсов по сравнению с другими способами получения кре­дитных ресурсов. Кроме того, банки- форфейторы, прежде чем дать согласие, производят очень тщательную проверку креди­тоспособности покупателя.

Использование факторинга и форфейтинга во внешнеэкономи­ческих сделках связано с дополнительными рисками, в частности политическими. Наиболее широко форфейтинг применяется в за­падноевропейских странах, прежде всего в Швейцарии. В России пока не накоплен достаточный опыт и отсутствует прочная за­конодательная база для использования этих форм кредитования внешнеэкономической деятельности, хотя уже имеется ряд при­меров заключения факторинговых соглашений.

Информационные услуги:

1.Информация — сведения об окружающем мире, которые уменьша­ют имеющуюся степень неопределенности; это данные, сжатые до удобной и быстрой для воспроизведения человеком формы. В современном мире информация является таким же важным и необходимым ресурсом, как земля, капитал, труд.

2. Информационные ресурсы обладают рядом свойств:

- информация становится ресурсом только для разрешения кон­кретной ситуации;

- использование ресурсов обеспечивает экономию материальных, трудовых, энергетических ресурсов;

• информационный ресурс неисчерпаем, по мере развития общест­
ва и роста потребления знаний он увеличивается,"

• информационные ресурсы допускают многократное использо­
вание;

• использование ресурсов одним потребителем не препятствует
использованию его другим потребителем;

- ресурс легко транспортируется с помощью информационных технологий.

3. На современном этапе для информационного обеспечения, вклю­чая сферу международного и внешнеэкономического прогнозирова­ния, характерны следующие особенности:

- значительное увеличение спроса на информацию в 1980-х — начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощу­щать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных на­правлений производства и сбыта. Повышение спроса на инфор­мацию вызвано также общим усложнением структуры управ­ления компаниями, необходимостью принятия ими аргументи­рованных решений на основе прогнозной информации;

✓ внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых странах создать эффективные национальные и ме­ждународные информационные сети;

✓ быстрое расширение программного обеспечения, составляюще­го базу новой технологии в информационных системах, даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных составляющих информатики, опережавших в конце 1980-х — на­чале 90-х гг. основные показатели экономического развития.

Важным аспектом функционирования рынка информационных

услуг является деятельность компаний — владельцев банков дан­ных и посредников. Владельцами информации являются изда­тельские и исследовательские организации, обладающие фи­нансовой и технической базой, имеющие филиалы и обшир­ную сеть клиентов.

Владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов и из других источников данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранения массивов данных и их поиска, для решения которых создается специальное программное обес­печение, вместе с массивами информации составляющее банк данных. Для каждого такого банка вводится соответствующая система организации массивов информации.

В информационный рынок входит деловая, правовая, экологи­ческая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Мировой рынок информационных услуг подчиняется общим законам кон­курентной борьбы между взаимодействующими на этом рынке субъектами.

Рынок информационных услуг обычно подразделяется:

✓ на глобальный (общепланетарный);

✓ международный (охватывающий группы стран);

✓ национальный (телевидение, радиовещание и другие СМИ);

✓ региональный (теле- и радиопередачи по определенному региону);

✓ локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);

✓ точечный (информационные сети в учебных заведениях, науч­ных учреждениях, библиотеках, музеях).

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран.

Реклама:

1. Рекламу можно определить как вид деятельности либо произве­денную в ее результате продукцию, целью которых является ока­зание целенаправленного воздействия на выбранную потребитель­скую аудиторию.

В США и других развитых странах термин "реклама" означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прес­се, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распростра­няется на мероприятия, которые проводятся с целью продажи (sales promotion), на престижные мероприятия, нацеленные на за­воевание благожелательного отношения общественности (public relations), а также на бурно развивающуюся в последнее время специфическую область рекламной деятельности, суть которой заключается в связях производителя с потребителем (direct marketing).

В практике российской рекламы, в отличие от западной, поня­тие рекламы шире. К ней, в частности, относятся выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная про­дукция (проспекты, каталоги, плакаты и т. д.), распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятель­ности.

2. В зависимости от целей различают следующие виды рекламы:

✓ первоначальную;

✓ конкурентную;

✓ сохранную.

Первоначальная реклама имеет целью ознакомить заранее ус­тановленный круг возможных потребителей с новым для дан­ного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте прода­жи товара или услуги и т. д. Такая реклама должна убедить по­требителя в необходимости купить новый товар или восполь­зоваться услугой.

Конкурентная реклама направлена на то, чтобы выделить рек­ламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.

Сохранная реклама имеет целью поддержать спрос на ранее рекламируемый товар, поэтому она носит лишь напоминающий характер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на складах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.

В зависимости от места проведения различают рекламу на внут­реннем рынке и экспортную, или внешнеэкономическую, рек­ламу.

Внешнеэкономическая реклама имеет свои особенности, но в об­щем цели, принципы и средства рекламирования товаров на внешних рынках во многих случаях те же, что и во внутренней торговле.

3. В рекламном процессе выделяют следующих участников:

✓ рекламодателей;

✓ рекламных агентов;

✓ средства рекламы;

✓ потребителей.

Рекламодатель — платежеспособный заказчик рекламы и ее ор­ганизатор. Обычно рекламодателем выступает рекламная служ­ба экспортера.

Функции рекламодателя:

✓ определение групп экспортных товаров, нуждающихся в рекламе;

✓ определение особенностей рекламирования этих товаров;

✓ планирование рекламной деятельности, включающей создание рекламных материалов и проведение целевых рекламных кам­паний;

✓ планирование ассигнований на рекламу;

✓ подготовка договоров с исполнителем (рекламным агентством) на создание рекламных материалов и размещение рекламы в сред­ствах ее распространения, на проведение рекламных мероприя­тий и т. д.

Рекламное агентство — организация-исполнитель, осуществ­ляющая по заказам рекламодателей творческие и исполнительские работы, связанные с созданием рекламной продукции, разработ­кой, а также осуществлением комплексных рекламных кам­паний и отдельных рекламных мероприятий, и получающая за это вознаграждение как от рекламодателя, так и в виде комис­сионных от средств распространения рекламы.

Услуги, предоставляемые рекламным агентством:

✓ подготовка рекламных материалов и их размещение в прессе, на радио и телевидении;

✓ проведение рекламных мероприятий на выставках и ярмарках;

✓ разработка, изготовление, монтаж и техническое обслуживание средств наружной рекламы;

✓ разработка товарных знаков и фирменного стиля;

✓ рассылка рекламных материалов;

✓ организация выставок и др.

Средства распространения рекламной информации — совокуп­ность средств массовой коммуникации и других каналов распро­странения рекламной информации. К ним относятся издательст­во, редакция, специализированная фирма, телевидение и т. д.

4. Международная рекламная кампания — это комплекс реклам­ных мероприятий, осуществляемых за пределами страны рек­ламодателя — производителя или продавца товара.

Различают 3 метода управления международными рекламными кам­паниями:

- централизованный;

✓ децентрализованный;

✓ смешанный.

Под централизованным понимается управление, при котором стратегические, тактические и творческие решения принимаются в рекламном агентстве, которому утверждающий эти решения рекламодатель отводит роль центра управления рекламной кам­панией. Филиалы этого агентства или местные рекламные ор­ганизации в странах или регионах, где проводится кампания, лишь реализуют его решения.

Основным достоинством этого метода является соблюдение во всех точках и на всех уровнях сбыта выработанной концепции рекламной кампании и единообразия визуального и текстового представления рекламы, обеспечение комплексности выполне­ния плана рекламных мероприятий.

В настоящее время на мировом рынке рекламы наблюдается тенденция отхода от централизованного управления во избежа­ние принятия неэффективных авторитарных решений.

При децентрализованном управлении решения принимаются ав­тономно рекламными агентствами, осуществляющими рекламные мероприятия в странах, регионах. В этом случае учитываются специфические особенности сбыта в отдельных регионах. Вместе с тем способы создания таких программ в центре, отделениях и у коммерческих агентов различаются. В результате рекламные кампании с трудом поддаются анализу и корректировке.

Управление, при котором решения принимаются рекламными агентствами на местах, но согласуются с центром, называется сме­шанным. При этом методе в соответствии с планом-программой маркетинга определяются и формируются общие для фирмы и ее отделений и коммерческих агентов цели и задачи рекламной деятельности и соответственно рекламных кампаний, а кон­кретные программы рекламных выступлений разрабатываются на местах.

Оптимальным считается тот метод управления, при котором снижаются затраты на рекламу, осуществляемую сразу в не­скольких регионах, и в то же время учитываются условия сбы­та на различных рынках.

Страхование во внешнеэкономической деятельности:

1. Страхование как особый вид хозяйственной деятельности пред­полагает образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая.

Основной целью страхования является защита имущественных и личных интересов участников соглашения о договоренных опасностях за счет совместных усилий.

В качестве субъектов страховых отношений выступают:

✓ страхователи;

✓ страховщики;

✓ страховые агенты и брокеры;

✓ застрахованные лица;

✓ выгодоприобретатели;

✓ третьи лица.

Страхователь — физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких-либо неблагоприятных и непредсказуемых явлений.

Страховщик — это только юридическое лицо, зарегистриро­ванное в установленном порядке, имеющее лицензию на тот или иной вид деятельности и занимающееся страхованием.

Страховые агенты, брокеры — физические или юридические лица, способствующие заключению сделки между страхователями и страховщиками и представляющие их экономические интересы. Они являются посредниками, работающими за комиссионное вознаграждение.

Застрахованное лицо — это физическое лицо, имущественные интересы которого, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспо­собностью или доходами, дополнительными расходами либо с наступлением гражданской ответственности перед третьими лицами, застрахованы им лично или другим лицом в качестве страхователя.

Выгодоприобретатель — физическое или юридическое лицо, назначенное страхователем (застрахованным лицом) при за­ключении договора страхования либо становящееся им в силу закона и получающее право требовать у страховщика (страхо­вателя) при наступлении страхового случая страховую выплату в свою пользу.

Третье лицо — физическое или юридическое лицо (субъект), чье­му интересу нанесен ущерб лицом, застрахованным от граж­данской ответственности; это также может быть субъект, не за­страхованный от ответственности, но виновный в нанесении ущерба клиенту страховой фирмы.

Страховой случай — это происшедшее событие или его последст­вия, предусмотренные договором страхования, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести стра­ховую выплату страхователю, выгодоприобретателю или треть­ему лицу.

Объектом страхования, как правило, является имущественный интерес страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного лица.

Формирование страхового фонда, из которого впоследствии осу­ществляются выплаты при наступлении страхового случая, осу­ществляется с помощью заранее определенных взносов.

Взносы, собранные страховщиком и создающие основу страхо­вого фонда, называются страховыми премиями. Страховая премия — это, своего рода, плата страхователя за страхование.

Размер страховой премии зависит прежде всего от степени риска по страховой сделке и фиксируется в страховом полисе, который выдается страховщиком страхователю и подтверждает заклю­чение сделки страхования.

Под риском понимается вероятное событие или совокупность со­бытий, на случай наступления которых проводится страхование.

При наступлении страхового случая страховщик обязан выпла­тить конкретную сумму страхового возмещения, определяемую исходя из размера страховой суммы и страхового ущерба, который представляет собой материальные потери страхователя в ре­зультате страхового случая.

Страховая сумма — определенная договором страхования или ус­тановленная законом денежная сумма, исходя из которой уста­навливаются размеры страхового взноса и страховые выплаты, т. е. это объем страховой ответственности, принимаемой на се­бя страховщиком.

Страховая оценка представляет собой определенную стоимость застрахованного имущества.

2. Выделяют следующие основные виды страхования:

✓ имущественное;

✓ личное;

✓ страхование ответственности.

При имущественном страховании, объектом которого являются различные виды собственности юридических и физических лиц, всегда необходима точная страховая оценка имущества и ущерба. Имущество страхователя находится при этом в его владении, рас­поряжении и (или) пользовании.

При личном страховании объектами страхования являются жизнь, здоровье, трудоспособность человека. В личном страховании вы­деляют страхование жизни, от несчастных случаев, на случай бо­лезни и т. д. Страховое возмещение не должно превышать стра­ховой суммы, а страховая сумма — страховой оценки.

Наиболее часто применяются имущественные виды страхования:

✓ грузов;

✓ судов (морское каско);

✓ воздушных судов;

✓ автомобилей;

✓ экспортных кредитов;

✓ убытков от перерывов производства или коммерческой деяте­льности;

✓ имущества, находящегося за границей, от


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: