Интеракционизм. Кули: первич гр: самосознание, соц. сознание, обществ сознание и вторич гр. Зеркальное Я

Возникновение. 19 век. Причины возникновения: успехи психологии, особенно экспериментальной; перестал устраивать биологический редукционизм; интерес к мотивации человеческого поведения и его психологического механизма. Структура психологического направления: психологический эволюционизм, групповая психология, психология подражания, психология народов, инстинктивизм, интеракционизм. Основными категориями были сознание и самосознание. Для представителей данного направления характерно было: искать объяснение всех соц-ных явлений и процессов в психологических факторах развития Ч и О.

Разновидности психологического подхода:

индивидуалистическая - (соц. процессы и явления обусловлены индивидуальными психологическими факторами),

групповая - (орииентация на поиск причинно-следственных связей общественных явлений и процессов в психологии групп и их поведении (рода, племени, семьи, коллектив),

социентарная - (объяснение соц. жизни и деятельности осуществляется с позиции общественной психологии, а психику индивида как продукт общества).

Психологический эволюционизм - расм. процесс развития общества как часть космической эволюции (от простых этапов к сложым), т.е. разумное управление соц. процессами.

Лестер Уорд. 1841 – 1913 «Динамическая социология», «Психологические факторы цивилизации», «Очерки социологии», «Чистая социология».

В основу социологического анализа соц. эволюции нужно положить прежде всего психологические, а не биологические принципы общественной жизни (спорит с Спенсером). Эволюционный процесс делит на две части: генезис (природное спонтанное развитие; предмет чистой теоретической социологии; естественный природный прогресс) и телезис (осознанные целенаправленные действия человека на общество, приводящие к развитию его; предмет прикладной или практической социологии; прогресс, связанный с деятельностью людей, в основе деятельности социальные и психологические силы). Связующим звеном генезиса и телезиса выступает человек, как общественное и природное существо.

Концепция соц. сил - психические силы, действующие в коллективном состоянии человека. Соц. силы определяют поведение человека: первичной соц. силой выступает желание (голод, жажда), вторичные – интеллектуальные, моральные, эстетические), на основе первичных возникают вторичные. Первичные объясняют индивидуальное, личное поведение человека., вторичные – интеллект. Пока желания внутри индивида они являются психическими силами, как только желания осознаются они становятся интересами т.о. превращаются в социальные силы. Базой для удовлетворения потребностей выступает труд, если труд не помогает, то прибегают к обману, таким образом, обман как разновидность труда. Психологические факторы цивилизации: субъективные - проявление души, чувства, эмоции; объективные – интуиция, способность к изобретательности; социально – синтезированные – экономическая природа, соц. аспекты воли и интеллекта.

Психологический эволюционизм - это результат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Уорд внес значительный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, сто в социальной эволюции, имеющей активный характер, ведущую роль играет психология человека и его воля.

Франклин Гиддингс. «Принципы социологии», «элементы социологии», «Индуктивная социология». Социология - это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин, изучающая, сложные проявления, наблюдаемых в объединение людей друг с другом, индивидуального разума. Общество - психическое явление, обусловленное физическими процессами. Общество в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь, которая он расм. как соц. факты, психические по своей природе. Общество - организация, союз различных, взаимосвязанных групп и ассоциаций, благодаря чему производятся и воспроизводятся социальные отношения. Центральная идея «себеподобного сознания» (родовое сознание), т.е. чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим. В процессе соц. эволюции действует две силы – бессознательная (относил природные => объективные факторы) и сознательная (факторы субъективно психологического характера). «Сознание рода» или «социального разума» - означает дух единства разумных существ, что делает возможным их сознательное воздействие друг с другом при сохранение индивидуальности каждого. Три группы классов:1. «жизненные классы» (различают по срокам жизни, темпам смертности и рождаемости). 2. «классы личностей» (степень одаренности: гениальные, талантливые, обычные, уродливые люди). 3. «социальные классы» (в основу положена степень развитости чувства солидарности («сознание рода») различает: социальный класс (люди активно защищают свое общество, стремятся улучшить его); несоциальный класс (равнодушны к делам общества и тяготеют к индивидуалистическим проявлениям жизни); псевдосоциальный класс (бедные люди, стремятся жить за счет общества); антисоциальный класс (преступники люди ненавидят свое общество и его институты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: