Непротиворечивым представляется тот факт, что необходимым условием возможности выбора канала распределения и оптимизации всего логистического процесса по доведению материального потока до пункта конечного назначения является наличие большого количества посредников.
Ранее в общественном сознании присутствовал негативный оттенок по отношению к посредничеству. Поскольку считалось, что посредническое звено получает прибыль, ничего не делая. Однако, согласно высказыванию И. Шумпетера, рыбак, доставая рыбу из моря, переносит ее из места, где ее много, в место, где ее мало. Тем же самым занимается торговый посредник.
В настоящее время в связи с направленностью на сокращение времени логистических операций и необходимость гибких поставок услуги посредников, как правило, лучше ориентирующихся в рыночных конъюнктурах, являются, несомненно, востребованными.
Следует подчеркнуть, что для фирмы услуги посредника оправданы в том случае, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение данных работ. В формализованном виде это соотношение представляется в следующем виде:
|
|
П < С,
где П — размер оплаты услуг посредника, С — объем затрат клиента по самостоятельной организации закупок и размещению заказа. Естественно, целесообразность привлечения посредника определяется разностью между собственными затратами фирмы и стоимостью услуг посредника:
Ц = С - П.
Для того чтобы ценообразование посреднических услуг носило рыночный характер, необходимо наличие конкуренции на рынке, что предполагает наличие на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функции опта и не зависящих друг от друга.
Для развития упомянутой деятельности в рамках правового поля необходимо, чтобы вопрос создания условий, способствующих развитию и оптимизации систем материальных потоков, реализовывался в рамках направленной государственной программы. Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование снабженческо-сбытовой сети — обеспечивать быстрый обмен информацией, финансовая система — обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.
Правительство Российской Федерации осуществляет программу развития инфраструктуры — товарного рынка, под которой понимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующих свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы потребления. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем:
· подсистема информационного обеспечения;
|
|
· подсистема тароупаковочной индустрии;
· подсистема транспортного обеспечения;
· финансово-кредитная подсистема;
· подсистема нормативно-правового обеспечения.
· Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
· сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения от производителя к потребителю;
· получение потребителем товаров в необходимом объеме соответствующего качества, ассортимента, сортности, комплектности, упаковки за счет оказания услуг организациями инфраструктуры;
· возможность получения потребителем товаров в установленные сроки;
· минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат в процессе продвижения товаров от производителя к потребителю;
· формирование системы услуг по хранению товаров на складах, в холодильниках;
· повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки;
· значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынке;
· снижение материальных затрат и предотвращение экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки; 4 внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров;
· снижение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, уменьшения потерь и порчи грузов;
· формирование информационно-аналитических систем товарных рынков, снижение затрат и сроков проведения операций за счет своевременного получения участниками рынка информации о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки;
· использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства;
· конкурентное формирование цен на оптовых рынках;
· оживление рынков путем ускорения платежей и оборота капиталов;
· создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методической документации.