Если понятием социальной организации обозначается способ упорядочения социальных отношений в целом, то понятие социально-политической организации включает в себя в том числе определенный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осуществления политической власти.
Социально-политическая организация обеспечивает следующие основные функции: 1) устанавливая порядок социальных взаимодействий, служит интегрированию общественных отношений на базе либо антагонистического (в эксплуататорском обществе), либо неантагонистического (в обществе социалистического типа) характера общественных отношений; 2) формирует и обеспечивает способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя понятия желаемого и допустимого по социально-классовым и иным признакам; 3) снабжает членов общества методами и способами решения конфликтных проблем, с тем чтобы конфликты не выходили аа пределы социальной организации данного типа.
Специфическими социальными структурами, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.
|
|
Социальный контроль — это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляю' Щих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.
Понятие социального института. Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты. Социальные институты могут быть охараитери-вованы как с точки зрения их внешней, формальной («материаль-
ной») структуры, так и с точки зрения внутренней, содержательной структуры их деятельности.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения юстиция — это совокупность стандартизованных образцов поведения у правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т. д.).
|
|
Социальный институт — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом
определенной -задачи.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данпаго ипститута, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемего и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функционирование иных социально-культурных институтов (система образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).
Социология нрава. Представляя собой по форме совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства, определенные виды поведения, праве по своему существу является важнейшим социальным институтом, впосящим реальный вклад в социально-политическую организацию общества.
Право (как и иные надстроечные категории) находится в прямой зависимости от характера господствующих общественных, про-
даде всего производственных, отношении, от социальной реальности и соотношения классовых сил. Основой и материальным источником права является социальная реальность, тогда как само право — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни. Императив нормы— это ее форма («должен, а не то...»). Содержание нормы — кон-крйтное правило поведения, рассчитанное на многократное повторение («должен ото, а не ото и ив то...»). Содержание нормы — отражение и воплощение социальной реальности, объекта правового регулирования. Форма нормы — отражение и воплощение отношения к отой социальной реальности законодателя, субъекта правового регулирования (его «воли»).
Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление общественных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и, во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в рамках государственной политики.
Связь с государственной политикой — важнейшая социальная характеристика права. Взаимодействие права с государственной политикой протекает как на уровне законодательной деятельности (принятие, изменение, отмена законов и иных подзаконных актов), так и в ходе правоприменительной деятельности (применение права судом, арбитражем, иными улравомоченнымн органами). Стержнем этого процесса является законодательное определение политически обусловленных целей развития общества и обеспечение соответствующих этим целям средств.
|
|
Социальное действие права выражается в укреплении п поддержании средствами правового регулирования политического господства экономически доминирующих классов, в стремлении обеспечить социальную интеграцию индивидов, групп, социальных институток в рамках классовой структуры и тем самым обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие этой структуры. „
В соотнесении категорий должного и сущего — суть социологических исследований в праве и сфере государственного управления. Это же относится и к области трудовых, семейных, имущественных отношений п т. д.
Выявление социальной сущности права требует сравнения двух моментов, а именно цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон.
Если основная задача правовой науки — изучение соответствую-ющей • отрасли права, воплощенной в системе законодательства, то
вадача социологии права — изучение социальных закономерностей становления и развития правовых норм, регулирующих деятельность социальных институтов, закономерностей взаимодействия социальных норм и социального поведения людей, проявляющихся в содержании и характере деятельности социальных институтов.
Для социологии права важна прежде всего реальность нрава. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных действий, воплощающих в своем содержании суть правовой вормы. В свою очередь, установить механизм такого поведения — значит выявить характеристики двух переменных: а) содержания правовой нормы: б) содержания мотивов, целей, установок лиц, чье поведение связано с реальным функционированием нормы права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направление соответствующих актов социального действия. Для социальных исследований в праве важны реальные действия реальных личностей.
|
|
Принятие вакона (его отмена, изменение и т. д.) — это социальный факт, результат общественных действий личности. То же самое составляет сущность акта применения закона, его исполнения. Социальным фактом является и деятельность, идущая вразрез с законом, нарушая его. Собственно в этом и проявляется социальность, т. е. общественно значимый характер права.
Механизм воздействия правовых норм на социальное поведенио пе сводится к одностороннему процессу, где на стороне законодателя— активное, направляющее поведение (формулирование правового' предписания, требование его исполнения), в то время как на стороне того, кому адресовано предписание или запрет,— лишь пассивное воплощение предписания или выполнение запрета.
Стабильность системы «личность — социальная среда» (или «индивидуальное поведение — правовая норма») есть лишь один ■ из показателей ее нормального функционирования. Другим важным показателем устойчивости системы служит способность к своевременному изменению отдельных структурных характеристик, что позволяет обеим взаимозависимым переменным (правовой системе и индивидуумам, социальным группам) взаимно учитывать происходящие изменения.
Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы с помощью социальных компенсирующих механизмов должны восстанавливать возникающие нарушения в социальном взаимодействии.
К таким механизмам относятся те виды социальной деятельр»-сти, цель которых — обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении в относительно постоянном состоянии ее принципиальных характеристик. Стремление к достижению этой цели воплощается в двух тенденциях: а) гасить стихийно возникающие отклонения в поведении индивидуумов (или групп) от правовых норм; б) тенденции приводить систему в состояние устойчи-
вого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону их приближения к требованиям социальной реальности.
Социология политики. Важное место в функционировании и развитии любого классового общества занимают явления и процессы политической жизни, к которой относится все, что связано с осуществлением политической власти и — в определенных условиях — борьбой га овладение ею.
Политика есть область отношений между классами, причем тех отношений, которые складываются по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее.решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами и проблемами власти.
Предмет социологии политики — закономерности становления и развития политических институтов и их взаимодействия с другими социальными институтами, формы проявления этих закономерностей в содержании и характере взаимодействия социальных классов и социальных групп, в содержании и характере социально-политических действий личности.
Политическая сфера общественной жизни может быть представлена следующими элементами.
1. Государственная власть, являющаяся концентрированным выражением воли и интересов господствующего класса и характеризующаяся определенной структурой и функциональной направленностью. Власть порождает особую разновидность социальной деятельности — политическую. Это прежде всего деятельность самой власти, политика, осуществляемая каким-либо государством, правящими силами в той или иной стране. Поскольку государственная власть — наиболее мощное средство, способное обеспечить интересы той или иной социальной общности (класса, слоя, группы, а в межнациональных отношениях — интересы нации, народности), политическая деятельность выступает необходимым и важнейшим проявлением жизнедеятельности каждой из этих социальных общностей. Смысл этой деятельности заключается в том,.чтобы посредством государственной власти обеспечить свои интересы.
Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государство — воплощение политической власти. Экономически господствующий класс становится и политически господствующим, образует социальную базу существующей в этом обществе государственной власти. В классово-антагонистическом обществе именно борьба различных классов, социальных групп sa власть, за придание ей желательных для определенного класса (социальной группы) содержания и направленности — если не в полной мере, то хотя бы отчасти — образует всю сферу политической жизни.
Государственная власть при социализме становится выражением воли и интересов всего народа, и, следовательно, здесь исчезают всякие объективные основы для борьбы за обладание ею. Однако
государственная власть не утрачивает классового, следовательно, политического характера, поскольку сохраняется ведущая роль рабочего класса и необходимость учитывать при осуществлении властных функций иптересы различных классов и социальных групп, которые еще имеются в этом обществе.
Рассматриваемая сфера включает в себя и особого вида общественные отношения — политические, специфика которых заключается в том, что они складываются по поводу государственной власти — ее обладания, использования, придания ей нужной направленности и т. п. Такие отношения возникают между классами и социальными группами, а также между нациями, народностями, между самой властью в ее институциональном оформлении и различными классами общества, между властью и гражданами, что также опосредуется той или иной классовой принадлежностью последних.
2. Политическая сфера включает в себя, далее, систему учреж
дений, особых социальных институтов, которые.либо осуществляют
государственную власть (органы государственной власти и управле
ния, вооруженные силы, судебные и иные государственные органы),
либо так или иначе связаны с ее функционированием — направляют
деятельность власти, выражая интересы определенных классов, со
циальных групп, участвуют по воле государственной власти в осу
ществлении отдельных ее функций или, напротив, ведут борьбу за
овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т. д.
Такими институтами являются политические партии и различные
общественные и общественно-политические организации.
3. Наконец, сфера политической жизни охватывает определенные
проявления жизнедеятельности, социального поведения масс, а
именно борьбу — в той или иной степени и форме — за власть
(революционная борьба, оппозиционная или, напротив, «охранитель
ная» деятельность), формирование органов государственной власти
путем выборов и определение программы их деятельности, участие
в последней и контроль за ней, вообще все проявления массовых
политических действий, политической активпости.
Таким образом, политическая сфера общественной жизни охватывает систему особого вида общественных отношений, социальных, институтов в их реальном функционировании, а также проявлений общественной деятельности, активности масс, связанной с их политическим сознанием.
Социальные проблемы международных отношений. Международ-пые отношения как область человеческого общения слагаются из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торгопых, военных и других связей и взаимоотношений между мировыми системами, государствами (однотипными и разнотипными), народами, классами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене. Основным субъектом международных отношений в современном мире является государство, которое в этих отношениях реализует свою внешнеполитическую функцию.
Наиболее общие направления в ооласти социологического исследования международных отношений следующие:
общий анализ природы международных отношений, их основных закономерностей, главных тенденций, соотношения и роли объективных и субъективных факторов и на этой основе экономических, научно-технических, политических, культурных, социально-психологических и идеологических аспектов в международных отношениях, классовой борьбы, роли классов, социальных групп, роли мировых систем, государств, партий, вооруженных сил, народных масс и личностей и т. д. в международных отношениях;
исследования центральных аспектов международных отношений (война и мир, внешнеполитическая концепция, внешнеполитическая доктрина, внешнеполитическая программа, стратегия и тактика, главные направления, задачи, цели, принципы внешней политики и т. д.);
изучение факторов, указывающих на положение государства на международной арене,— его классовой природы и экономической системы, государственных интересов, экономического, научно-технического и военного потенциала, морального и идеологического сознания населения, связи и степени единства с другими государствами (система, союз и т. д.);
исследование проблем, связанных с внешнеполитическими действиями: внешнеполитической ситуацией; внешнеполитическими решениями и механизмами их подготовки, выработки и принятия; внешнеполитической информацией и способами ее обобщения и использования; международными противоречиями и конфликтами и способами нх урегулирования; международными соглашениями и договоренностями и т. п.;
изучение тенденций развития международных отношений и внешнеполитических событий и их прогнозирование.
В социологических исследованиях международных отношений разрабатывается соответствующий понятийный аппарат, создается ряд специальных методик, позволяющих проводить исследования в области международных событий, ситуаций, явлении, факторов л т. п. Эксперименты в международных отношениях ограничены в силу специфики этой сферы жизни, состоящей из взаимодействия большого числа государств, сбором информации н опросами экспер-юв и групп населения.