Н.-С. де Шамфор. Любовь приятнее брака по той же причине, по ка- кой романы занимательнее исторических сочинений

О ЖЕНЩИНАХ, ЛЮБВИ, БРАКЕ
И ЛЮБОВНЫХ СВЯЗЯХ

Любовь приятнее брака по той же причине, по ка-
кой романы занимательнее исторических сочинений.

Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом
дым.


Вот один из лучших доводов против женитьбы: окон-
чательно оболванить мужчину может только одна жен-
щина — его собственная жена.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XVI — XV//I
веков. М., 1987. С. 466, 469

Ф. Шлегель
ЭСТЕТИКА, ФИЛОСОФИЯ, КРИТИКА

Почти все браки — лишь конкубинаты, незаконные
браки, или, скорее, временные опыты и отдаленные
приближения к настоящему браку, подлинная сущность
которого в соответствии не с парадоксами той или
иной системы, а со всеми духовными и мирскими
правами состоит в том, что многие должны стать еди-
ной личностью. Прекрасная мысль, осуществление ко-
торой, кажется, наталкивается на множество трудно-
стей. Уже поэтому здесь по возможности в наимень-
шей мере следовало бы ограничивать произволение,
которое ведь также имеет право сказать свое слово,
если речь идет о том, хочет ли кто-нибудь быть инди-
видом самим по себе или только составной частью
совокупной личности. И непонятно, что можно было бы
возразить основательного против брака ä quatre '. Но
когда государство силой хочет сохранить даже неудав-
шиеся опыты брака, оно препятствует тем самым воз-
можности самого брака, которому могли бы способ-
ствовать новые, вероятно, более счастливые попытки.

Эстетика, философия, критика. М.,
1983. Т. 1.С. 290—291

— вчетвером (φρ.).


Г. В. Φ. Гегель
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

...Святость любви есть, с одной стороны, воспол-
нение закона, направленного против нарушения брака;
и в том случае, когда одна из многих сторон человека
хочет возвыситься до целого или противопоставить
себя ему, только эта святость способна оказать ей
противодействие, только ощущение целого, любовь
может воспрепятствовать распылению сущности; с дру-
гой стороны, любовь снимает разрешение развода, ибо
перед лицом любви не может быть и речи о разре-
шении и праве, ни пока любовь жива, ни когда ее
больше нет. Если любовь отрекается от женщины, в
которой еще жива любовь, то эта любовь тем самым
изменяет самой себе и грешит перед собой. Перене-
сение же страсти на другую женщину — не что иное,
как заблуждение любви, и расплатой, за нее будут угры-
зения совести. Правда, судьбы своей в этом случае
не миновать, и брак, как таковой, уже расторгнут; од-
нако поддержка, оказываемая мужчине правом и зако-
ном, ввиду чего справедливость и пристойность ока-
зываются на его стороне, означает, что к обиде, нане-
сенной женщине, присоединяется еще низкая жесто-
кость по отношению к ней. Лишь в одном случае...
если женщина отдает свою любовь другому, мужчина
не может больше быть ее слугой.

...Остерегайтесь того, чтобы ставить праведность и
любовь в зависимость от законов и подчинять уста-
новлениям, а не рассматривать их как возникающие
из самой жизни. В противном случае вы признаете
господство над вами силы, над которой вы не властны,
которая сильнее вас, которая не есть вы сами.

Философия религии: В 2 т. М.,

1976. Т. 1. С. 112, 133
504



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: