1. Результат воздействия на личность самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы и применения к нему там мер исправительно-ресоциализационного воздействия.
2. Состояние индивидуальной нравственно-психологической подготовки к жизни на свободе, то есть в новых условиях.
3. Возможность государственных органов и общественных (других) организаций позитивно оказывать содействие в социальной адаптации и осуществлять контроль над ходом данного процесса.
4. Качественное решение вопросов трудового и бытового устройства, обеспечивающих получение необходимого источника существования и нормального социально-бытового уровня проживания по избранному месту жительства.
5. Проведение необходимой социальной психолого-педагогической работы со стороны государственных структур и общественных организаций, направленной на поддержание освободившихся из ИУ граждан, особенно в первоначальный период пребывания «на свободе».
Современная ситуация позволяет выделить основные задачи на перспективу по пенитенциарной ресоциализационной и реабилитационной деятельности в отношении лиц, отбывающих наказания:
• исследование системы воздействий и ее совершенствование в рамках пенитенциарных учреждений;
• выявление и обоснование закономерностей процесса ресоциализации осужденных;
• исследование самого процесса исправления-ресоциализации, его содержания, средств, форм и методов воздействия в условиях пенитенциарного учреждения;
• прогнозирование системы воздействий на лиц, отбывающих уголовные наказания в УИС;
• определение критериев и показателей степени готовности исправления-ресоциализации личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения;
• исследование эффективности исправительно-ресоциализационной деятельности пенитенциарных учреждений;
• разработка и обоснование путей совершенствования социальной адаптации бывших осужденных после освобождения, их экспериментальная проверка, а при позитивных результатах - подготовка рекомендаций по внесению в рамки конкретных правовых норм;
• исследование социальных проблем рецидивной преступности среди освобождающихся из мест лишения свободы;
• изучение отечественного и зарубежного опыта исправления-ресоциализации и возможностей использования лучших образцов из них в условиях УИС.
В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать:
1) процесс активного включения в социальную среду;
2) состояние гармонии между человеком и социальной средой. Различается активный тип адаптационного процесса и пассивный:
• активный - устраняет проблемную ситуацию;
• пассивный - избегает, самоустраняется от решения проблемы.
Требование к организации процесса социальной адаптации — последовательность.
Теоретически процесс социальной адаптации может состоять из нескольких этапов:
1) подготовительный. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу и связан с определением правового статуса человека, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями;
2) включение в социальную группу, в отношении которой принято окончательное решение об оказании помощи в социальной адаптации к реальным условиям;
3) усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков;
4) устойчивая социально-психологическая адаптированностъ, характеризующаяся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.