ТЕМА 4. Государство и общество. Политический режим


Развитие государства и в историческом плане, и для ряда обществ современности проходит несколько стадий. “Чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, обретающего в Новое время качество “гражданского” в противовес “обществу политическому”, то есть собственно государству, - утверждает российский ученый В.Б. Пастухов. – Государство опосредует движение основного противоречия человеческой деятельности – между ее общественным характером и индивидуальной формой осуществления. Развиваясь, государство, как и любой другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление “в себе”, “для себя”, “для других”. Трем последним стадиям соответствуют три основные фазы развития государственности: государство-класс, государство-бюрократия, государство-нация”.
Итак, государство - это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время оно отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stati (от латинского status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин “государство”.

Взаимосвязь и взаимовлияние государства и общества осуществляется через политический режим. Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования политической власти, используемых ими ресурсов и способов убеждения, принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Политический режим определяется следующими признаками:

- степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

- соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

- характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

- положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

- местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

- типом политического поведения; характером политического лидерства;

- учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

- степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

- политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

- мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Совокупность данных признаков свидетельствует, что понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов. Например, в СССР система советской власти, установившаяся при В.И. Ленине, трансформировалась затем в сталинский режим, ликвидация которого породила так называемую “хрущевскую оттепель”, чтобы затем уступить место режиму коллективного руководства при Леониде Ильиче Брежневе. Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней политике. Наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Она способствует минимизации конфликтов, помогает более конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимно уважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Это такой тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использование демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом.
Понятие “политический режим” выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при осуществлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различаются три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический, хотя между демократией и тоталитаризмом как крайними полюсами располагается множество промежуточных форм власти - полудемократические, полуавторитарные, авторитарно-тоталитарные.

Тоталитарный режим. Термин “тоталитаризм” (от лат. totalis - целый, полный или totalitas - полнота, цельность) был впервые сформулирован Дж. Джентиле в начале ХХ столетия в Италии. В 20-е годы этот термин вводится Бенито Муссолини в политический обиход, который определил его суть краткой формулой: “Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!”. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма, встречалась в политических сочинениях “левых коммунистов ” (Лев Давыдович Троцкий). Однако серьезные попытки концептуальной интерпретации этого политического явления были предприняты уже после второй мировой войны и основывались на анализе гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР: Карл Поппер рассмотрел феномен тоталитаризма в своем труде “Открытое общество и его враги”; в 1951 г. вышла книга Ханны Арендт “Происхождение тоталитаризма».

В политической науке сложились несколько подходов к освещению тоталитаризма. Ряд ученых отказались относить тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем всего лишь метафору для характеристики диктатуры.Многие ученые, полагая, что концепт тоталитаризма все же теоретически описывает реальные политические порядки, тем не менее, видели в нем лишь разновидность авторитарной политической системы или одно из общих родовых свойств государственной власти, которая постоянно пытается расширить свои полномочия за счет общества, навязывая ему “услуги” по руководству и управлению.

Ввиду ограниченной применимости теорий тоталитаризма представляется более плодотворным трактовать его как преимущественно нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической практике. Тоталитаризм - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть опирается на развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса, необходимости быстрого решения стратегических задач. Его установление рассматривается как способ преодоления этих проблем и достижения определенных целей.

Этому режиму присущи определенные признаки:

сверхцентрализованная структура власти, имеющая пирамидальную форму, вершину которой венчает вождь (лидер) или группа. Господствующая группа не несет ответственности ни перед каким выборным органом, концентрируя в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, личной жизни;
абсолютная регламентация общественных отношений на основе принципа “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;
монопольная идеология, обосновывающая право режима на бесконтрольное господство. В политическом сознании людей формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитарные режимы обычно подразделяют на фашизм, национал-социализм и коммунизм, атакже теократический тоталитаризм.

Исторически первой формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г., так как она предполагала полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть над нею государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма одностороння и не раскрывает всего содержания и целей политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе были присущи и гуманные цели: всеобщее образование, доступность для каждого человека достижений науки и искусства, социальная защищенность людей и т.д. Начиная с 60-х годов ХХ столетия, многие западные политологи перестали квалифицировать политический строй СССР как тоталитарный, предпочитая описывать его как определенную разновидность авторитаризма.

Вторая разновидность тоталитарных политических систем - фашизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 г. в Италии. Бенито Муссолини уверенно рассматривал тоталитаризм в качестве новации ХХ века, утверждая: партия, которая управляет тоталитарно - новый факт в истории, для которого аналогии и сравнения неуместны. Итальянский фашизм тяготел к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению твердого государственного порядка. Фашизм претендовал на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.
Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и социальный порядок он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм был родственен и близок к фашизму.
Четвертым примером теократического тоталитаризма могут служить муллократия в Иране после революции Хомейни, режим талибов в Афганистане и т.п.

В настоящее время тоталитарные режимы не играют сколько-нибудь существенной роли в жизни человечества, ареал их распространения существенно сократился. Но застрахован ли мир от рецидивов подобной организации власти? Как показывает социальная практика, система тотальной власти - внутренне закрытая система, построенная на принципе гомеостазиса (сохранения внутреннего равновесия, невзирая на воздействия извне), движущаяся по законам самоизоляции. Тоталитарный тип политических систем смог появиться лишь на узком временном пространстве, которое предоставила история некоторым странам. Это не значит, тем не менее, что у него нет шансов на возрождение на том или ином локальном уровне и в ХХI столетии. Окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии, осознание ими своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. В настоящее время в большинстве стран мира существуют авторитарные политические порядки. В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Главным способом сохранения авторитарного способа правления вляются закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления. Другим источником такого типа правления считается использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета граждан, религиозных и культурных традиций, которые в совокупности свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения. В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества.

Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него практически по всем признакам. Прежде всего, мера вмешательства власти в общественную жизнь меньше, чем в предыдущей модели. Это различие очень точно проведено известным американским профессором Джин Каркпатрик, которая пишет:

“Авторитарные правительства зачастую коррумпированы, неэффективны, своевольны и жестоки, но... их власть ограничена, и там, где власть ограничена, ущерб, который она может нанести, также ограничен... Сохранение рассеянной экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарные системы, и обеспечивает основы для их возможной трансформации”.

Между властью и обществом в авторитарном режиме возводится глухая стена. Власть по-прежнему жестко контролирует собственную безопасность, но может отказаться от прямого вмешательства в экономику, культуру и личную жизнь граждан.

В такой ситуации меняется и отношение людей к власти. Она представляется чуждой, грозной и даже враждебной силой. Прежнее слияние с властью, ее поддержка уступают место недоверию и отчуждению. Отвращение и тревога - вот те чувства, которые чаще всего испытывает рядовой гражданин по отношению к власти и вообще к политике. При этом даже те, кто сознательно выступает против режима, стараются отгородиться от политики.

Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Такой лидер не избирается народом, а выдвигается элитой в результате так называемых “аппаратных игр”. Внешние признаки культа личности могут сохраняться, но истинной любви, восхищения, преклонения лидер в народе не находит.

Как и при тоталитарном режиме, органы власти формируются через назначение на посты преданных людей. Там, где формальная процедура выборов сохраняется, народ играет роль статистов в политическом спектакле, "избирая" тех, кто навязан им властью.

Взаимоотношения органов власти строятся по правилу подчинения: центральные главенствуют над местными, исполнительные над законодательными. Между тем возможны исключения. Так, могут появиться отдельные руководители регионов, полулегально присвоившие себе больше прав, чем это положено. Такие "мятежники" рискуют быть наказанными, но при счастливом стечении обстоятельств могут и этого избежать.

Появление альтернативных политических институтов явно затруднено. Однако власть не препятствует объединению людей по интересам. Она лишь заботится о том, чтобы эти объединения не носили политического характера, т.е. не посягали бы на саму власть.Замечено, что в этих условиях люди, лишенные возможности по-настоящему участвовать в политике, охотно отдают свое свободное время различным любительским увлечениям.

Такое устройство авторитарного режима предопределяет и меру прав человека. Она определяется формулой разрешено все, кроме политики”. Как видим, и в этом случае власть отказывается от тотального контроля над жизнью человека, но сохраняет жесткие запреты в политической сфере.

Прежняя идеология в условиях авторитарного режима формально сохраняет положение "единственно верного учения". Она все так же обязательна для изучения, а от граждан требует ее формального признания. Однако на самом деле далеко не все разделяют эти официальные идеи.

Среди множества авторитарных режимов можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

Режимы авторитарного характера часто довольно устойчивы. Возможное сочетание относительно свободной экономики с жесткой политической властью может обеспечить экономический прогресс в сочетании с политической стабильностью. Подобные режимы пережили на разных этапах истории почти все страны. Сегодня их можно наблюдать в Южной Корее, Таиланде, Китае, до недавнего времени - в Бразилии, Аргентине, Чили. В нашей стране переход от тоталитаризма к авторитарному режиму начался после смерти Сталина в 1953 г. Своего апогея он достиг с приходом к власти Ю. В. Андропова в 1982 г., с 1985 г. либерализация режима.

Демократический режим. “Демократия” в переводе с греческого означает “власть народа”, поскольку состоит из двух слов: demos - народ, kratein - властвование. Демократический режим основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства, свободы. Опыт современных демократических обществ позволяет сформулировать некоторые общие черты демократии:

систематическая выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

равноправие - все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их зашиты;

идейный плюрализм и конкуренция мнений;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: