· Проблема научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.
· Вопрос актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.
· Цель важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.
· Задача первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.
· Направление ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее,
правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.
· Изучение объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.
· Исследование научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.
|
|
· Путь (изучения) простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.
· Наблюдения научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные.
· Эксперимент аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.
· Анализ научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.
· Материал научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.
· Данные опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.
· Факт реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.
· Информация точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.
|
|
приложение 7
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
1. Что понимают под нормативами научного мышления?
2. Как определяются понятия психологической гипотезы и гипотетико-дедуктивного метода?
3. Чем в психологии различаются понятия эмпирической закономерности и экспериментально установленного факта?
4. Для чего необходимо планирование эксперимента?
5. Как предварительно определить различие между психологической закономерностью и законом?
6. Как следует понимать высказывание о том, что психологическое экспериментирование позволяет реконструировать ненаблюдаемые базисные процессы?
7. Как соотносятся представления о психологическом и поведенческом экспериментах, о естественнонаучном эксперименте и психологическом экспериментировании?
8. В чем заключается основное отличие экспериментального метода от метода наблюдения?
9. В чем заключаются основные условия для реализации причинного вывода?
10. Что такое каузальная гипотеза и какие переменные присутствуют в формулировках экспериментальной гипотезы?
11. Что такое конкурирующие теории и конкурирующие гипотезы? Каковы их источники?
12. Как осуществляется управление независимыми переменными в психологическом эксперименте?
13. В чем заключается основное различие между интраиндивидуальными и межгрупповыми схемами психологических экспериментов?
14. Чем определяется возможность распространения выводов об экспериментальной зависимости на других испытуемых?
15. Как определить различие между дополнительными и побочными переменными?
16. Каковы основные четыре критерия классификации экспериментальных планов?
17. Что означают стратегии рандомизации в психологическом эксперименте?
18. Какие исследовательские схемы относят к доэкспериментальным планам?
19. Для чего вводится предварительное измерение ЗП и как контролируются «эффекты тестирования»?
20. Как схематически представить основные истинные экспериментальные планы (по Кэмпбеллу)?
21. Каковы основные угрозы внутренней валидности в экспериментах и формы их контроля?
22. Как связаны оценки репрезентативности испытуемого, выборок испытуемых с обобщениями на основе психологических экспериментов?
23. В чем отличие сопутствующего смешения от систематического? Как представлен эффект плацебо с точки зрения контроля смешений?
24. Как выглядит общая схема контроля сопутствующего смешения?
25. Как определить четыре основных вида валидности эксперимента?
26. Каковы два основных источника угроз внутренней валидности?
27. Каковы основные направления оценки соответствия переменных при обсуждении внешней валидности экспериментов?
28. Как понимать принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверки?
29. В чем сходство и различия между понятиями конструктной и внешней валидности, внешней и внутренней валидности?
30. Как оценка операциональной валидности связана с определением типа эксперимента?
31. Каковы основные источники недостоверных, или артефактных, выводов?
32. На основании чего можно делать широкие обобщения при проведении экспериментов?
приложение 8