В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка.
В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Из состава дислалии выделена в отдельную форму ринолалия. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.
Контрольные вопросы и задания
1. Сравните определения дислалии в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, К. П. Бекке-ра и М. Совака. Установите их сходства и различия.
2. Назовите основные формы дислалии, укажите критерии их выделения.
3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков.
4. Опишите артикуляцию звука (по выбору).
5. Опишите дефекты произношения звука (по выбору).
|
|
6. При посещении специального учреждения уточните состояние звукопроизношения у детей, определите выявленные нарушения.
7. Присутствуя на логопедическом занятии, отметьте приемы и пособия, используемые для устранения дефектов звукопроизношения.
Литература
1.Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. — М., 1976.
2.Панов М. В. Русская фонетика. — М., 1967.
3.Правдива О. В. Логопедия. — 2-е изд. — М., 1973.
4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
5.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
6. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.
7. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.
8.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 8—119.