Методические указания. Одним из элементов системы социального обеспечения является социальное обслуживание граждан, инвалидов и семей с детьми

Одним из элементов системы социального обеспечения является социальное обслуживание граждан, инвалидов и семей с детьми. Изучая данную тему следует обратить внимание на то, что граждане имеют право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным федеральными законами. Базовым среди них являются федеральные законы: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995г.; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г.; «О ветеранах» от 12 января 1995г.; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г.; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г.

ФЗ от 2 августа 1995г. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закрепил основные права граждан пожилого возраста и инвалидов, перечислил формы предоставления социальных услуг, порядок и условия их предоставления. К числу социальных услуг законом были отнесены: социальное обслуживание на дому, стационарное и полустационарное, срочное и консультативное обслуживание, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление им средств технической реабилитации.

Федеральным законом от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» расширен круг лиц, имеющих право на социальные услуги. В этот круг включаются не только граждане пожилого возраста и инвалиды, но и граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Необходимо раскрыть понятие «трудная жизненная ситуация».

Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. отнес предоставление таких услуг, как стационарное (полустационарное), срочное и консультативное социальное обслуживание, а также обслуживание на дому к компетенции субъектов Российской Федерации и за счет их бюджетных средств, в связи с чем, исключив их из числа гарантированных на федеральном уровне.

Реабилитационные услуги включают в себя: профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их техническими и иными средствами, облегчающих их труд и быт, а также протезно-ортопедическую помощь. Данные виды услуг сохранены в ФЗ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и по-прежнему гарантируются и финансируются из федерального бюджета.

ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995г. закрепляет меры, направленные на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставление им дополнительных прав, в том числе и на социальное обслуживание. Студентам необходимо проанализировать ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года, который внес изменения в этот закон.

Социальное обслуживание семей с детьми, включая содержание детей в детских учреждениях – самостоятельный вид социального обслуживания. ФЗ от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, предусматривает меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профессиональной ориентации, подготовки и занятости. Особое внимание необходимо обратить на ст. 15 Закона о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи с необходимостью усиления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21 декабря 1996г. был принят ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Одним из способов борьбы государства с бедностью с недавнего времени стала выступать государственная социальная помощь. Государственная социальная помощь имеет своей целью поддержания жизненного уровня малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

При изучении данной темы студент должен внимательно изучить ФЗ от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи» (в ред. от 29 декабря 2004г.). Необходимо знать, что величина прожиточного минимума устанавливается в соответствии с ФЗ от 24 октября 1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004г.) и постановлениями Правительства РФ (в целом по России) и органами исполнительной власти (по субъектам РФ) ежеквартально по основным группам населения: трудоспособного, пенсионеров и детей.

Субъектами правоотношений по предоставлению государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Порядок учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи производится на основании ФЗ от 5 апреля 2003г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Размер помощи определяется законодательством субъекта РФ.

Исследуя виды и формы государственной социальной помощи необходимо обратить внимание на денежную и натуральную формы такой помощи. При этом к денежной форме относятся такие виды помощи, как социальные пособия, компенсации, субсидии. К натуральной форме – питание, топливо, предоставление одежды, обуви и т.п. Размер социальной помощи определяется в соответствии с законодательством субъекта РФ в пределах разницы между размером прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

ФЗ от 22 августа 2004г. № 122 было установлено право на получение государственной социальной помощи и в виде набора социальных услуг независимо от уровня дохода семьи для следующих категорий граждан: инвалидов войны; участников ВОВ; ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в ФЗ «О ветеранах»; военнослужащим, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября 1945г. не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в годы ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в годы ВОВ лиц из числа личного состава группы самозащиты объектов и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалидов;; детей-инвалидов; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан.

Для указанных категорий граждан действующим законодательством предусмотрены следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. По выбору гражданина взамен вышеуказанных услуг он вправе получать ежемесячную денежную выплату. Размер этой выплаты, первоначально установленный в сумме 450 рублей, периодически индексируется.

Также студентам следует обратить внимание на особенности социального обслуживания детей. Это самостоятельный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями обслуживания несовершеннолетних лиц – здоровые и больные дети, дети-инвалиды. В детском саду ребенок получает питание и соответствующее социальное обслуживание. До 1 января 2005г. существовал предельный размер платы, взыскиваемой с родителей 20%, а с родителей, имеющих троих и более детей-10%, с 1 января 2005г. согласно Закона № 122 о монетизации, затраты на содержание детей регионы решают самостоятельно. С таким решением трудно согласиться по многим причинам: демографический кризис, бедность подавляемой части населения и особенно семей с детьми; разное социально-экономическое развитие регионов и наличие среди них дотационных. Галаганов В.П. полагает, что социальное обслуживание детей должно являться федеральной гарантией и в юридическом, и в экономическом смысле.

Особое внимание следует уделить случаям лишения права на получение государственной социальной помощи, а также на порядок обжалования отказа в ней, установленный в законодательстве.

12.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Изложите понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения

2. Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей

3. Какие существуют виды социального обслуживания населения?

4. Какие имеются типы учреждений социального обслуживания?

5. Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

6. Назовите виды социального обслуживания детей

7. Дайте общую характеристику реабилитации инвалидов

8. Какие имеются вилы социальной реабилитации инвалидов?

9. Каким образом осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка инвалидов?

10. Что такое квотирование инвалидов?

11. Какие существуют правила обеспечения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и каков порядок их выдачи?

12. Услуги на погребение

13. Каковы принципы социального обслуживания?

14. За счет каких средств осуществляется предоставление различных видов услуг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: