Производительность труда: понятие и методика расчёта

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенного промежутка времени. Перед статистикой производительности труда стоят задачи:

1) совершенствования методики расчета производительности труда;

2) выявления факторов роста производительности труда;

3) определения влияния производительности труда на изменение объема продукции.

В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки и трудоемкости. Выработка (W) продукции в единицу времени измеряется соотношением объема произведенной продукции (q) и затратами (Т) рабочего времени: W = q / Т. Это прямой показатель производительности труда.

Обратным показателем является трудоемкость: t = Т/ q, откуда W=1/q.

Система статистических показателей производительности труда определяется единицей измерения объема произведенной продукции. Эти единицы могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. Соответственно применяют натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостный методы измерения уровня и динамики производительности труда.

Производительность труда изучается на разных уровнях – от индивидуальной производительности труда (ИПТ) до производительности общественного труда (ПОТ) в народном хозяйстве всей страны в целом.

59. Структура бизнес-плана.

Основными разделами бизнес-плана являются:

Резюме. Цель резюме — изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа. В резюме формулируются цели и стратегии, с помощью которых они будут достижимы. Далее дается характеристика выпускаемой продукции, в том числе планируемой к выпуску; ее особенности по сравнению с представленной на рынке, основные финансовые показатели в перспективе, потребность в финансировании и направления использования полученных средств. Последняя страница резюме должна содержать финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Описание фирмы. В этом разделе дается полное и сокращенное наименование предприятия, дата регистрации, описание основных видов деятельности предприятия, его организационно-правовая форма, форма собственности, доля государства в капитале, подчиненность предприятия — вышестоящий орган.

Описание бизнеса. Определяется, в какой сфере, нише, микронише будет действовать фирма. Определяются направления, в которых имеются неоспоримые преимущества и реальные шансы выделиться.

Описание услуги. Целью данного раздела является характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием. Описываются характеристики продукции, направления ее возможного использования и привлекательности для потребителя ее свойств.

Описание отрасли. Описываются: размер, зрелость и характер конкуренции в отрасли; законодательное регулирование; экономические тенденции; общие объемы продаж отрасли в течение последних лет; ожидаемый рост отрасли;
основные конкуренты; тенденции продаж основных конкурентов; сильные и слабые стороны каждого конкурента; финансовое положение главных конкурентов; профиль деятельности каждого покупателя.

Оценка рынка сбыта. Оценка потенциальной емкости рынка, т. е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут приобрести, скажем, за месяц или за год. Оценка потенциальной суммы продаж, т. е. части рынка, которую можно завоевать, и соответственно максимальной суммы реализации, Прогноз объемов продаж. Предстоит оценить, сколько реально сможете продать продукции при имеющихся условиях деятельности, какие могут быть затраты на рекламу и уровень цен, который намерены установить, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом, да и через несколько лет.

Конкуренты. Описывается кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? Как обстоят их дела с доходами, с внедрением новых моделей, с сервисом? Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий? Что представляет собой продукция конкурентов? Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова их политика цен?

Маркетинговый план. Необходимо исследование рынков, на которые нацелен бизнес, выявление отличительных характеристик и размеров основных рынков и сегментов рынков. Оценка степени существующей конкуренции и её воздействие на предприятие. Рассматривая предприятия-конкуренты, следует определить ту долю поставок каждым из них, которую они составляют на том или ином сегменте рынка, определить на этой основе ту долю рынка, которая будет принадлежать данному предприятию.

Организационный план. В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров, а также определена потребность в привлечении специалистов.

Производственный план. Описанием технологических процессов, производственных мощностей, особенностей задействованного оборудования, сырья, материалов. Серьезное внимание отводится определению поставщиков сырья и материалов, цен на них.

Финансовый план. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды.

Оценка рисков. В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и их конкретные причины. (Анализ безубыточности, анализ сценариев, дерево решений, экспертный анализ).

60. Оценка экономической эффективности бизнес-плана.

Показателями эффективности бизнес-плана являются: чистый приведенный доход, индекс прибыльности, внутренняя норма доходности, период окупаемости.

Чистый приведенный доход отражает непосредственное увеличение капитала компании, поэтому для акционеров предприятия он является наиболее значимым. Критерием принятия проекта является положительное значение чистого приведенного дохода.

Критерием принятия проекта является его положительное значение. В случае, когда необходимо сделать выбор из нескольких возможных проектов, предпочтение должно быть отдано проекту с большей величиной чистого приведенного дохода.

Для проектов, у которых большие доходы приходятся на начальные периоды реализации, возможные изменения чистого приведенного дохода будут меньше.

При сравнении двух альтернативных проектов целесообразно определить значение барьерной ставки, при которой показатели чистого приведенного дохода двух проектов равны. Разница между используемой ставкой дисконтирования и барьерной ставкой будет представлять собой запас прочности в плане преимущества проекта с большим значением.

Индекс прибыльности рассчитывается по следующей формуле:

где NCFi - чистый денежный поток для i-го периода, Inv - начальные инвестиции r - ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта). При значениях PI > 1 считается, что данное вложение капитала является эффективным.

Внутренняя норма доходности соответствует ставке дисконтирования, при которой текущая стоимость будущего денежного потока совпадает с величиной вложенных средств.

Нахождение данного показателя без помощи специальных средств (финансовых калькуляторов, компьютерных программ) в общем случае подразумевает решение уравнения степени n, поэтому является достаточно затруднительным.

Для поиска внутренней нормы доходности, соответствующей нормальному денежному потоку, можно использовать графический способ, учитывая, что значение обращается в 0, если ставка дисконтирования совпадает со значением внутренней нормы доходности. На этом факте основан так называемый графический способ определения внутренней нормы доходнсти, которому соответствует следующая формула вычисления:

IRR = d1 + NPV1 (d2 — d1) / (NPV1 — NPV2),

где d1 и d2 — ставки, соответствующие некоторым положительному (NPV1) и отрицательному (NPV2) значениям чистого приведенного дохода. Чем меньше интервал d1 — d2, тем точнее полученный результат. При практических вычислениях можно считать разницу в 5 процентных пунктов достаточной для получения достаточно точного значения величины IRR.

Критерием принятия инвестиционного проекта является превышение показателя IRR выбранной ставки дисконтирования. При сравнении нескольких проектов более предпочтительными будут проекты с большими значениями IRR.

Период окупаемости проекта. Расчет срока окупаемости вложений часто является первым шагом в процессе принятия решения о привлекательности для предприятия конкретного инвестиционного проекта. Данный метод также может быть использован для быстрой отбраковки неприемлемых с точки зрения ликвидности проектов.

Более всего в расчете этого показателя заинтересованы кредиторы предприятия, для которых скорейшая окупаемость является одной из гарантий возврата предоставленных средств.

Критерий принятия решения при использовании метода расчета периода окупаемости может быть сформулирован двумя способами:

· проект принимается, если окупаемость в целом имеет место;

· проект принимается, если найденное значение лежит в заданных пределах.

При выборе проектов из нескольких возможных вариантов предпочтительными будут проекты с меньшим сроком окупаемости.

Существенным недостатком данного показателя как критерия привлекательности проекта является игнорирование им положительных величин денежного потока, выходящих за пределы рассчитанного срока. В результате проект, который в целом принес бы больше прибыли предприятию за весь период реализации, может оказаться менее привлекательным по сравнению с другим проектом, приносящим гораздо меньшую итоговую прибыль, но быстрее возмещающим первоначальные затраты.

Норма рентабельности и индекс рентабельности. Рентабельность — важный показатель эффективности инвестиций, поскольку он отражает соотношение затрат и доходов, показывая величину полученного дохода на каждую единицу вложенных средств.

Индекс рентабельности — отношение приведенной стоимости проекта к затратам, показывает, во сколько раз увеличится вложенный капитал в ходе реализации проекта:

Критерием принятия положительного решения при использовании показателей рентабельности является соотношение Р > 0 или, что то же самое, PI > 1. Из нескольких проектов предпочтительнее те, где показатели рентабельности выше.

Критерий рентабельности может давать результаты, противоречащие критерию чистого приведенного дохода, если рассматриваются проекты с разными объемами вложенного капитала. При принятии решения нужно учитывать финансово-инвестиционные возможности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: