Современные зарубежные теории журналистики. Фрэнк Уэбстер (р. 1950) – «Теории информац общества» 1995

Фрэнк Уэбстер (р. 1950) – «Теории информац общества» 1995.

Выделил две группы теорий:

  1. концепции:

- постиндустриального общества Дэниэл Белл

- гибкой специализации Майкла Пайора

- информационного способа развития Мануэля Кастелса – технологии во главе угла. Интернет = глобализация, сетевое общество.

- постмодернизма

теории преемственности общественного устройства: неомарксизм, регуляционная теория, теория рефлексивной модернизации (У. Бек в своей работе «Общество риска» (Beck, 1992) описывает последствия дальнейшего развития индустриальных обществ. В настоящее время технологические знания и опыт необходимо использовать рефлексивно — для того, чтобы смягчить последствия применения науки и технологии на более ранних этапах. Еще более важным представляется происходящий процесс индивидуализации, в ходе которого индивиды утрачивают традиционные тесные связи с семьей, местным окружением или социальным классом. Они оказываются связанными друг с другом лишь рыночными отношениями. Один из результатов этого процесса заключается в том, что индивиды, изолированные от социальных уз и ограничений, могут размышлять (рефлектировать) над тем, кто они и кем хотели бы быть, и становятся более самостоятельными в осуществлении своего выбора и в формировании своей идентичности и биографии.), концепция публичной сферы Хабермаса: Хабермас рассматривает концепцию публичной информации в одной из своих ранних работ, но английский перевод его The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society появился только 27 лет спустя после выхода немецкого издания. В своей книге Хабермас показывает, преимушественно на материале, относящемся к Великобритании XVIII и XIX вв., как в эпоху зарождения капитализма возникла публичная сфера, а потом — в середине и конце XX в. — она пришла в упадок. Эта сфера была независимой не только от государства (хотя и финансировалась им), но и от основных экономических сил. Это была сфера, позволявшая любому желающему рационально обсудить проблему (то есть провести обсуждение или дискуссию, участники которой лично не заинтересованы в ее исходе, не притворяются и не подтасовывают ее результатов), присоединиться к этой дискуссии и познакомится с се материалами. Именно в этой сфере и формировалось общественное мнение. Информация служила становым хребтом публичной сферы, предполагалось, что участники публичных дискуссий ясно изложат свои позиции, а широкая публика с ними ознакомится и будет в курсе происходящего. Элементарной и в то же время самой важной формой публичной дискуссии были парламентские дебаты, которые публиковались дословно, хотя, конечно, свою роль (причем существенную) играли библиотеки и публикация государственной статистики, Идеальную организацию публичной сферы легко представить; это честные члены палаты общин, которые в зале заседаний обсуждают проблемы, пользуясь помощью способных и преданных делу государственных служащих, которые честно собирают нужную по ходу дела информацию. При этом весь процесс идет на глазах публики: сказанное добросовестно отражается в официальных публикациях, а пресса обеспечивает доступ к содержанию этих публикаций и старательно сообщает обо всем происходящем, так что, когда дело подходит к выборам, политика можно заставить отчитаться в его деятельности (и, естественно, что он делает это и в течение срока своего пребывания в парламенте, так что вся его деятельность совершенно прозрачна). Идея публичной сферы чрезвычайно привлекательна для сторонников демократии и тех, кто испытал на себе влияние идей просвещения. Для первых отлаженная публичная сфера — идеальная модель, на которой может быть продемонстрирована роль информации в демократическом обществе: их привлекает то, что надежная информация, которая предоставляется всем без каких-либо условий, является гарантией открытости и доступности демократических процедур. Концепция публичной сферы бесконечно привлекательна и для тех, кто находится под влиянием идей Просвещения. Она дает возможность людям доступа к фактам, они могут спокойно их проанализировать и обдумать, а затем принять рациональное решение, что нужно делать. Полезно познакомиться с тем, как Хабермас налагает историю развития публичной сферы, чтобы понять динамику и направления этого развития. Хабермас считает, что публичная сфера или, точнее, то, что он называет буржуазной публичной сферой, возникло в XVIII в. в связи с некоторыми важными особенностями капитализма, получившего развитие в это время в Великобритании. Самым важным было то, что класс предпринимателей стал достаточно состоятельным, чтобы добиться самостоятельности и избавиться от опеки государства и церкви. До этого в сфере общественной жизни доминировали двор и церковь, подчеркнуто демонстрировавшие приверженность феодальным обычаям, пока растущее богатство НОВЫХ капиталистов не подорвало господства традиционной знати. Одним из проявлений этого богатства стала растущая поддержка предпринимателями всего, что было связано с литературой и литераторами: театра, кофеен, романов и литературной критики. Затем в свою очередь ослабла зависимость литераторов от покровителей, и, освободившись от традиционных зависимостей, они сформировало среду, критически настроенную по отношению к традиционной власти. Как замечает Хабермас (Habcr­mas, 1962), «искусство светской беседы превратилось в критику, а острословие — в аргументы» (с. 31).

теории Халлина и Манчини.

3 модели медиа:

  1. североатлантическая (либеральная): Англий, Ирланд, Канада, США

СМИ для заработка денег, медиа такая же экономич отрасль, как и другие. СМИ – посредник между полит и обществом. Т.к. экономика глобализируется, к этой модели приближается большинство стран.

  1. североевроп (демокр) корпоратистская: Австрия, Бельгия, Дания, Финл, Герм, Голл, Норвегия, Швец, Швейц.

Коммерч. Медиа + соц и полит группировки.

Активная рольк госва.

Высокие тиражи газет

  1. средиземноморская (поляризованная) плюралистическая: Франц, ГРец, Итал, Португ, Исп

Объединение медиа с партийной политикой

Значительная роль госва

Особенное значение у ТВ

Слабо развиты коммерч СМИ

Газеты нацелены на элиту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: