Билет 6. Особенности хранения, учета и применения медицинских препаратов, наиболее часто используемых в психиатрии

Выписывание лекарственных средств для пациентов, находящихся на лечении в стационаре, производится на специальных бланках-требованиях, накладных квитанциях. Врач, проводя регулярный осмотр пациентов в отделении, записывает в медицинскую карту необходимые данному пациенту лекарственные средства, их дозы, кратность приема и путь введения. Палатная медицинская сестра ежедневно делает выборку назначений из медицинской карты стационарного больного, переписывает их в специальную тетрадь или листок назначений отдельно для каждого пациента. Сведения о назначенных пациентам инъекциях передаются в процедурный кабинет медицинской сестре, выполняющей инъекции. Перечень всех назначенных средств, написанных по-русски, палатные и процедурные медицинские сестры подают старшей медицинской сестре отделения, которая суммирует эти сведения и выписывает по определенной форме требование пли накладную квитанцию на получение лекарственных средств из аптеки. Эти требования, подписывает заведующий отделением.

В отделении может находиться не более трехдневного запаса необходимых лекарственных препаратов. Требования (накладные квитанции) на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают по латыни на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного учреждения или его заместителя по лечебной части. При этом указывают путь введения препаратов (например: для инъекций, глазные капли и др.), а также концентрацию этилового спирта. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие средства указывают номер медицинской карты, фамилию, имя, отчество, диагноз пациента

Готовые лекарственные формы, имеющиеся в аптеке, старшая медицинская сестра получает ежедневно, а лекарственные формы, требующие приготовления, на следующий день. Срочные Заказы на любые лекарственные формы выполняются аптекой в тот же день. Получая лекарственные средства в аптеке, старшая медицинская сестра проверяет их соответствие заказу. На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки с четким названием препаратов, обозначением дозы, даты изготовления и подписью фармацевта, изготовившего эти лекарственные формы. Хранение лекарственных средств в отделении.

Прежде всего, следует разделить лекарственные средства в зависимости от пути их введения. Все стерильные растворы в ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть, голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете: в стеклянном шкафу на одной из полок располагают антибиотики и их растворители, на другой - флаконы для капельного вливания жидкостей вместимос­тью 200 и 500 мя, на остальных полках - коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или Б (сильнодействующие) т.е растворы витаминов, дибазола, папаверина, магния сульфата и другие. Лекарственные средства, входящие в список А и Б хранят раздельно в специальных шкафах (в сейфе). На внутренней поверхности сейфа должен быть их перечень. Допускается хранить лекарственные средства списка А (ненаркотические анальгетики, атропин и др.) и списка Б (аминазин и др.) в одном сейфе, но в разных, раздельно запиравшихся отделениях. В сейфе хранят также остродефицитные и дорогостоящие средства. На шкафе, где хранят ядовитые лекарственные средства, должна быть надпись «Venena» (А), а на внутренней стороне двери шкафа - перечень лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз. Шкаф с сильнодействующими лекарственными средствами помечается надписью «Heroica» (Б). Внутри любого шкафа лекарственные средства распределяются по группам: «наружные», «внутренние», «глазные капли», «инъекционные».

Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, - 3 дня. Если за это время они не реализованы, их следует вернуть старшей медсестре.

Лекарственные средства для наружного и внутреннего применения должны храниться на посту медицинской сестры в запирающемся шкафу на различных полках, соответственно промаркированных: «наружные», «внутренние», «глазные капли». На полке следует отдельно размещать твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы. Лекарственные формы, изготовленные в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, а для внутреннего - белую. Запомните! Сестринский персонал не имеет права:

1) менять форму лекарственных средств и их упаковку;

2) одинаковые лекарственные средства из разных упаковок объединять в одну:

3) заменять и исправлять надписи на этикетке с лекарственным средством;

4) хранить лекарственные средства без этикеток.

Лекарственные средства должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро найти нужный препарат. Для этого их систематизируют по назначению и помещают в отдельные емкости. Например, все упаковки с антибиотиками (ампициллин, оксациллин и др.) складывают в одну емкость и подписывают «Антибиотики»; средства, снижающие артериальное давление, (клофелин, папаэод и др-х помещают в другую емкость с надписью «Гипотензивные средства» и т. д.

Лекарственные средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте.

Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази размещают в холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных препаратов. На разных полках холодильника температура колеблется от +2 (на верхней) до +10 °С (на нижней). Препарат может стать непригодным, если его поместить не на ту полку холодильника Температура, при которой должен храниться лекарственный препарат, указана на упаковке. Срок хранения настоев и микстур в холодильнике — не более 3 дней. Признаками непригодности таких лекарственных средств являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха.

Настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся более концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы следует хранить во флаконах с плотно притертыми пробками или хорошо завинчивающимися крышками.

Непригодны к употреблению также порошки и таблетки, изменившие свой цвет.

Запомните! Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться на ключ.

Ключи от сейфа с наркотическими препаратами находятся у ответственного лица, определенного приказом главного врача ЛПУ.

В домашних условиях для хранения лекарственных средств должно быть выделено отдельное место, недоступное для детей и людей с нарушением познавательных способностей. Но в то же время лекарственные средства, которые человек принимает при болях в сердце, удушье должны быть ему доступны в любой момент.

Учет лекарственных средств в отделении На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения лекарственных средств списков А и Б, а также остродефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с наркотическими средствами регистрируется в специальном журнале. Для учета расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем ставят круглую печать ЛПУ.

Для учета каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист. Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определенной форме. Учет расходования лекарственных средств списков А и Б, в т. ч. наркотических, ведет также старшая медицинская сестра отделения, запас наркотиков в отделение должен быть 3-х дневным, В дежурном отделение - 5 дневный.

За нарушение правил учета и хранения лекарственных средств обоих списков (А н Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности. Что касается наркотических анальгетиков, помимо письменного, существует еще ряд особенностей их учета.

Запомните! Сестринский персонал имеет право вскрыть ампулу и ввести пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в медицинскую карту и в его присутствии. О сделанной инъекции делается соответствующая запись в «Медиданской карте», удостоверенная подписями лечащего врача и медицинской сестры с указанием названия, дозы и времени введения препарата. После введения наркотического лекарственного средства из шприца-тюбика срезают его капсулу.

а) пероральный и наружный прием наркотических лекарственных средств осуществляется также в присутствии врача и медицинской сестры и отмечается в «Медицинской карте» по той же схеме.

б) пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств процедурная сестра не выбрасывает, а хранит их в сейфе процедурного кабинета в течение суток и ежедневно сдает старшей медсестре отделения.

в) при передаче дежурства проверяется соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и шприц-тюбиков и остаток) с фактическим количеством ампул и шприц-тюбиков.

г) пустые ампулы и шприц-тюбики из под наркотических лекарственных средств уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной лечебного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: