Тема1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета

Понятие и классификация доходов организации. Структура и порядок формирования финансового результата. Порядок исчисления, начисления и уплаты налога на прибыль. Учет использования прибыли.

Цели и задачи анализа финансовых результатов и использования прибыли.

Понятие и классификация доходов организации. Структура и порядок формирования финансового результата. Порядок исчисления, начисления и уплаты налога на прибыль. Учет использования прибыли.

Цели и задачи анализа финансовых результатов и использования прибыли.

Финансовые рез-ты деят-ти предприятия характеризуются суммой полученной прибыли или убытка. Количественно прибыль представляет собой разность м/у выручкой и иными доходами и полной с/сю реализованной прод-ии, а также другими расходами орг-ии. Цель анализа финансовых рез-тов – поиск резервов роста прибыли. Задачи анализа: 1) анализ состава и динамики доходов и расходов орг-ии; 2) анализ динамики прибыли от продаж, прибыли от обычных видов деят-ти, чистой прибыли предприятия; 3) исследование влияния факторов на прибыль. Основными источниками анализа прибыли являются данные аналитического БУ по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль»; финансовая отч-ть «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» форма № 3, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); данные финансового плана.

Различают следующие виды прибыли:

1) Валовая прибыль = Выручка от продаж (без НДС) – С/с проданных товаров;

2) Прибыль от продаж = Выручка от продаж - С/с проданных товаров – Коммерческие расходы – Управленческие расходы;

3) Прибыль до налогообложения (бухгалтерская, балансовая) = Прибыль от продаж + Прочие доходы – Прочие расходы;

4) Прибыль от обычной деят-ти = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль;

5) Чистая прибыль = Прибыль от обычной деят-ти + Чрезвычайные доходы - Чрезвычайные расходы.

Анализ состава и динамики доходов и расходов орг-ии проводят методами горизонтального и вертикального анализа. В рез-те анализа выясняют абсолютные и относительные изменения доходов и расходов за анализируемый период, их темпы роста и прироста, удельный вес каждого вида доходов и расходов в общем итоге, изменение структуры доходов и расходов. Большое значение имеет сопоставление темпов роста доходов и расходов: темп роста доходов должен быть больше темпа роста расходов.

Финансовый рез-т представляет собой прирост (уменьшение) капитала орг-ии, образовавшийся в ходе ее предпринимательской и иной деят-ти за период. Финансовый рез-т деят-ти орг-ии – прибыль (убыток) за отчетный период – представляет собой, по существу, разницу м/у доходами и расходами. Прибыль - экономическая категория, выражает финансовые рез-ты хоз-ой деят-ти орг-ии, т.е. превышение суммы доходов над расходами, потерь и убытков за отчетный год.

Конечным финансовым рез-том деят-ти орг-ии является чистая прибыль или чистый убыток. Общая сумма чистой прибыли орг-ии слагается из прибыли от продаж прод-ии (товаров, работ, услуг), операционных доходов (за вычетом операционных расходов), внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов), и чрезвычайных доходов (за вычетом чрезвычайных расходов). Положением по БУ «Бухгалтерская отч-ть орг-ии» (ПБУ 4/99), предусмотрены пять основных показ-лей прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деят-ти, нераспределенная прибыль.

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами орг-ии признается увеличение экономических выгод в рез-те поступления активов (ДС, иного имущества) и (или) погашения обяз-в, приводящее к увеличению капитала этой орг-ии, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами орг-ии, согласно ПБУ 10/99, является уменьшение экономических выгод в рез-те выбытия активов (ДС, иного имущества) и (или) возникновения обяз-в, приводящее к уменьшению капитала этой орг-ии, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты ДС и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хоз-ой деят-ти). Если орг-ей принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи прод-ии и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную прод-ию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления ДС и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Для учета финансовых рез-товПланом счетов БУ предусмотрен раздел VIII «Финансовые рез-ты», в котором открыты следующие счета:

1. Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения инф-ии о доходах и расходах, связанных с обычными видами деят-ти орг-ии, а также для определения финансового рез-та по ним. К счету 90 "Продажи" м.б. открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «С/с продаж»; 90-3 «НДС»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

2. Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения инф-ии о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов. К счету 91 «Прочие доходы и расходы» м.б. открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

3. Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» предназначен для обобщения инф-ии о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая ДС), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета зат-т на произ-во (РНП) или виновных лиц. При этом потери ценностей, возникшие в рез-те стихийных бедствий, относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» как убытки отчетного года (некомпенсированные потери от стихийных бедствий).

4. Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения инф-ии о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в зат-ты на произ-во и расходы на продажу.

5. Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения инф-ии о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

6. Счет 98 «Доходы будущих периодов» предназначен для обобщения инф-ии о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах м/у суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и ст-тью ценностей, принятой к БУ при выявлении недостачи и порчи.

7. Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения инф-ии о формировании конечного финансового рез-та деят-ти орг-ии в отчетном году. На счете 99 в течение отчетного года отражаются:

прибыль или убыток от обычных видов деят-ти - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хоз-ой деят-ти (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) - в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по о/т, ДС и т.п.;

суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обяз-в и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По окончании отчетного года при составлении годовой бух-кой отч-ти счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в Кт (Дт) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

БУ доходов и расходов по обычным видам деят-ти осуществляют на счете 90 «Продажи». К нему м.б. открыты субсчета:90-1 «Выручка»;

90-2 «С/с продаж»;

90-3 «НДС»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 «С/с продаж» учитывается с/с продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.

На субсчете 90-3 «НДС» учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной прод-ии (товаров).

Орг-ии - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» предназначен для выявления финансового рез-та (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «С/с продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного Дтового оборота по субсчетам 90-2 «С/с продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» и Ктового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый рез-т (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый рез-т ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Прибыль орг-ии списывается с Кта счета 99 «Прибыли и убытки» в Дт субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж». Обратная запись делается бухгалтерией при отражении убытков отчетного года.

Т.о., синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, прод-ии, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления орг-ей.

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения инф-ии о формировании конечного финансового рез-та деят-ти орг-ии в отчетном году.

Конечный финансовый рез-т (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового рез-та от обычных видов деят-ти, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По Дт счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по Кт - прибыли (доходы) орг-ии. Сопоставление Дтового и Ктового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый рез-т отчетного периода.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

прибыль или убыток от обычных видов деят-ти - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хоз-ой деят-ти (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) - в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по о/т, ДС и т.п.;

суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обяз-в и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По окончании отчетного года при составлении годовой бух-кой отч-ти счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в Кт (Дт) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Операционными доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов орг-ии

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)

- прибыль, полученная орг-ей в рез-те совместной деят-ти (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи ОС и иных активов, отличных от ДС (кроме иностранной валюты), прод-ии, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование ДС орг-ии, а также проценты за использование банком ДС, находящихся на счете орг-ии в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных орг-ии убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы Кторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- прочие внереализационные доходы.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов орг-ии

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ОС и иных активов, отличных от ДС (кроме иностранной валюты), товаров, прод-ии;

- проценты, уплачиваемые орг-ей за предоставление ей в пользование ДС (Ктов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых Ктными орг-иями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами БУ (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ц.б. и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хоз-ой деят-ти;

- прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных орг-ей убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы ДЗ, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- суммовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деят-тью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- прочие внереализационные расходы.

Доходы от операционной и внереализационной деят-ти учитываются по Кт счета 91, расходы – по Дт счета 91. по окончании отчетного периода разница м/у оборотами субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» списывается:

с Дта 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» в Кт 99 – прибыль;

с Кта 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» в Дт 99 – убыток;

Сальдо по субсчетам «Прочие доходы», «Прочие расходы» и «Сальдо прочих доходов и расходов» списывается в конце отчетного года.

Тема23.Финансовая отчетность

Понятие и цель составления отчетности. Пользователи финансовой отчетности. Состав финансовой отчетности. Порядок ее составления и сроки представления.

Согласно Указаниям об объеме форм бух-кой отч-ти (утв. приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н) Бухгалтерская отч-ть как единая система данных о финансовом положении орг-ии, финансовых рез-тах ее деят-ти и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных БУ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О БУ», а также положением по БУ «Бухгалтерская отч-ть орг-ии» ПБУ 4/99, бухгалтерская отч-ть состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Отчета о движении ДС (форма № 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бух-кой отч-ти орг-ии, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Малые предприятия формы № 3, 4 и 5 могут не сдавать, если у них отсутствуют данные, необходимые для их заполнения.

В течение отчетного года фирмы составляют промежуточную отч-ть. Промежуточная отч-ть (за I квартал, полугодие, 9 месяцев) включает: Бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В состав промежуточной отч-ти по требованию учредителей вы можете дополнительно включать Пояснительную записку, Отчет о движении ДС и другие формы отч-ти.

Для всех фирм отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря. Для вновь созданных организаций отчетный год – период с даты регистрации по 31 декабря отчетного года. Для фирм, созданных после 1 октября, первый отчетный год - период со дня их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерскую отч-ть нужно составлять нарастающим итогом по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода).

При составлении бух-кой отч-ти можно использовать типовые формы отч-ти, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, или на их основе разработать отчетные формы самостоятельно.

Фирмы должны сдавать бухгалтерскую отч-ть: промежуточную (за I квартал, полугодие, 9 месяцев) - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода; годовую - не позднее 90 и не ранее 60 дней после того, как закончится отчетный год.

Днем представления орг-ей бух-кой отч-ти является дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Если последний день представления бух-кой отч-ти окажется выходным или праздничным, то отчетной датой считают следующий за ним рабочий день.

Орг-ии (кроме бюджетных) должны представлять годовую бухгалтерскую отч-ть учредителям (участникам орг-ии или собственникам ее имущества, а государственные и муниципальные унитарные предприятия - органам, уполномоченным управлять государственным имуществом), а также в территориальные отделения Госкомстата России. Сдавать отч-ть в налоговую инспекцию по месту своей регистрации орг-ю обязывает статья 23 НК РФ.

Бухгалтерская отч-ть м.б. представлена пользователю орг-ей непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Бухгалтерская отч-ть является публичной, открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, Кторов и др.). Они могут знакомиться с ней, получать ее копии с возмещением зат-т на копирование (п.42 ПБУ 4/99). Ознакомление с отч-тью любого пользователя может производиться через органы Госкомстата России. Открытые акционерные общества, банки, страховые орг-ии, биржи и инвестиционные фонды обязаны опубликовать годовую бухгалтерскую отч-ть и аудиторское заключение не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Согласно Указаниям о порядке составления и представления бух-кой отч-ти (утв. приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н) при разработке орг-ей самостоятельно форм бух-кой отч-ти на основе образцов форм, должны соблюдаться общие требования к бух-кой отч-ти (полнота, существенность, нейтральность и пр.), изложенные в положении по БУ «Бухгалтерская отч-ть орг-ии» ПБУ 4/99.

В бухгалтерскую отч-ть должны включаться существенные показ-ли, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении орг-ии, финансовых рез-тах ее деят-ти и изменениях в ее финансовом положении. Показ-ль считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной инф-ии. Орг-ия может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

Данные представляемой бух-кой отч-ти приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Орг-ия, имеющая существенные обороты продаж, обяз-в и т.п., может приводить данные в представляемой бух-кой отч-ти в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бух-кой отч-ти не должно быть никаких подчисток и помарок.

Тема24.Учет на забалансовых счетах

Основные нормативные документы. Регламентирование учета на забалансовых счетах. Бухгалтерский учет ценностей на забалансовых счетах.

Нормативное регулирование. ФЗ «О БУ» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Положение по ведению БУ и бух-кой отч-ти в РФ, утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н., План счетов БУ финансово-хоз-ой деят-ти организаций от 31 октября 2000 г. № 94 н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н), «О формах бух-кой отч-ти организаций» (Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н).

Забалансовый учет ценностей, не принадлежащих орг-ии. Забалансовые счета предназначены для обобщения инф-ии о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении орг-ии (арендованных ОС, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обяз-в, а также для контроля за отдельными хоз-ми опер-ми. БУ указанных объектов ведется по простой системе.

Бухгалтерские счета для учета ценностей, не принадлежащих орг-ии, и их характеристика. Учет операций на забалансовых счетах осуществляется без применения двойной записи. Полученные ценности либо возникшие обяз-ва учитывают по Дт забалансовых счетов, а выбытие ценностей или погашение обяз-в – по Кт счетов.

Счет 001 «Арендованные ОС».Предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении ОС, арендованных орг-ей. Арендованные ОС учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договорах на аренду. Аналитический учет по счету 001 «Арендованные ОС» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных ОС (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные ОС, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 001 «Арендованные ОС» обособленно.

Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Счет предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Орг-ии - покупатели учитывают на счете 002 принятые на ответственное хранение ценности в случаях: получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым орг-ия на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам. Орг-ии-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требованиях. Аналитический учет по счету 002 ведется по орг-иям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

Счет 003 «Материалы, принятые в переработку». Счет предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых орг-ей-изготовителем. Учет зат-т по переработке или доработке сырья и материалов ведется на счетах учета зат-т на произ-во, отражающих связанные с этим зат-ты (за исключением ст-ти сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах. Аналитический учет по счету 003 «Материалы, принятые в переработку» ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения.

Счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Счет 004 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется орг-иями-комиссионерами.

Счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Счет 005 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении всех видов оборудования, полученного орг-ей от заказчика для монтажа. Этот счет используется орг-иями-подрядчиками. Оборудование учитывается на счете 005 в ценах, указанных заказчиком в сопроводительных док-тах. Аналитический учет по счету 005 ведется по отдельным объектам или агрегатам.

Счет 006 «Бланки строгой отч-ти». Счет 006 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отч-ти - квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных док-тов и т.п.

Счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Счет 007 предназначен для обобщения инф-ии о состоянии ДЗ, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Счет 008 «Обеспечения обяз-в и платежей полученные». Счет 008 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обяз-в и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим орг-иям (лицам). В случае если в гарантии не указана сумма, то для БУ она определяется исходя из условий договора. Суммы обеспечений, учтенные на счете 008 списываются по мере погашения задолженности. Аналитический учет по счету 008 ведется по каждому полученному обеспечению.

Счет 009 «Обеспечения обяз-в и платежей выданные». Счет 009 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обяз-в и платежей. В случае если в гарантии не указана сумма, то для БУ она определяется исходя из условий договора. Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности. Аналитический учет по счету 009 ведется по каждому выданному обеспечению.

Счет 010 «Износ ОС». Счет 010 предназначен для обобщения инф-ии о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций по объектам ОС.

Счет 011 «ОС, сданные в аренду». Счет 011 предназначен для обобщения инф-ии о наличии и движении объектов ОС, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора (нанимателя). ОС, сданные в аренду, учитываются на счете 011 в оценке, указанной в договорах аренды. Аналитический учет по счету 011 ведется по арендаторам, по каждому объекту ОС, сданных в аренду. ОС, сданные в аренду, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 011 обособленно.

Учет арендованных ОС. Арендатор учитывает арендованные ОС на забалансовом счете 001 «Арендованные ОС» по первоначальной ст-ти, указанной в договоре аренды. Для учета расчетов с арендодателями используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и Кторами». Начисление арендной платы отражают по Дт счетов издержек произ-ва или обращения и Кт счета 76. Оплаченную зад-ть списывают с Кта счетов учета ДС в Дт счета 76.

Учет ценностей принятых на ответственное хранение. Орг-ии - покупатели учитывают на счете 002 принятые на ответственное хранение ценности в случаях: получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым орг-ия на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам. Орг-ии-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требованиях. Аналитический учет по счету 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ведется по орг-иям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

Учет материалов, принятых в переработку. Орг-ии, вырабатывающие прод-ию из давальческого сырья, учитывают сырье и материалы по Дт забалансового счета 003 «Материалы, принятые в обработку». Учет ведется по заказчикам, по видам ценностей в оценке, указанной в договоре. Расходы по переработке давальческого сырья учитывают у переработчика по Дт счета 20 «Основное произ-во» с Кта счетов 70 «Расчеты с персоналом по о/т», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. Ст-ть переданной давальцу готовой прод-ии (без учета ст-ти сырья и материалов) отражается у переработчика по Дт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кт счета 90 «Продажи» Зат-ты по переработке давальческого сырья списывают в Дт счета 90 с Кта счета 20. Переработанное давальческое сырье списывают у переработчика с Кта счета 003.

Учет товаров, принятых на комиссию. Товары, принятые на комиссию, учитываются на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах. Реализованные товары списывают со счета 004. Аналитический учет по счету 004 ведется по видам товаров и орг-иям (лицам) - комитентам.

Учет бланков строгой отч-ти. Перечень док-тов строгой отч-ти, порядок их хранения и использования устанавливает орг-ия. Бланки строгой отч-ти учитываются на счете 006 в условной оценке. Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отч-ти и местам их хранения.

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов. Учет ведется на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, Дтются счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы Ктется забалансовый счет 007. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.

Учет обеспечения обяз-в и платежей полученных и выданных. Учет ведется на счете 008 «Обеспечения обяз-в и платежей полученные» и счете 009 «Обеспечения обяз-в и платежей выданные». По Дт счета 008 учитывают: а) облигации и векселя, полученные в обеспечение выданных займов (Дтют счет 58 «Финансовые вложения» и Ктют счета учета ДС); б) векселя, полученные в обеспечение оплаты за проданные товары, работы, услуги (Дтют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Ктют счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»). Со счета 008 суммы обеспечений списывают по мере погашения задолженности. По Дт счета 0089 учитывают: а) облигации и векселя, выданные в обеспечение полученных займов (Дтют счета учета ДС и Ктют счета 66 «Расчеты по краткосрочным Ктам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным Ктам и займам»; б) векселя, выданные в обеспечение оплаты за полученное имущество, работы, услуги (Дтют счета учета имущества, счета по учету зат-т на произ-во и др., Ктют счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счет «Расчеты с разными дебиторами и Кторами». Со счета 009 выданные гарантии списывают по мере погашения задолженности.

Учет износа ОС. Учет ведется на счете 010 «Износ ОС». Начисление износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки производится в конце года по установленным нормам амортиз-ных отчислений. При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010. Аналитический учет по счету 010 «Износ ОС» ведется по каждому объекту.

Отражение в бух-кой отч-ти ценностей, не принадлежащих орг-ии. Ценности, не принадлежащие орг-ии отражаются в разделе баланса «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах». В справочном разделе баланса указывается инф-ия о ценностях, которые учитываются в БУ на забалансовых счетах. Это ценности, временно находящиеся в распоряжении орг-ии (арендованные ОС, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условные права и обяз-ва. Кроме того, на забалансовых счетах учитываются активы и обяз-ва, списанные с баланса, но за которыми в течение определенного времени необходимо вести контроль. «Арендованные ОС» отражаются по строке 910. «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» отражаются по строке 920. В строке 930 отражаются «Товары, принятые на комиссию». Строка 940 отражает списанную в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов. В строке 950 справочного раздела баланса отражаются «Обеспечения обяз-в и платежей полученные». В строке 960 отражаются «Обеспечения обяз-в и платежей выданные». В строке 970 отражается «Износ жилищного фонда», в строке 980 – «Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов». В строке 990 отражены «НМА, полученные в пользование». В справочном разделе баланса не предусмотрено строк для отражения целого ряда ценностей, для учета которых Планом счетов установлены отдельные забалансовые счета. К примеру, нет строк для отражения ценностей, учитываемых на счетах 003 «Материалы, принятые в переработку», 005 «Оборудование, принятое для монтажа», 006 «Бланки строгой отч-ти» и 011 «ОС, сданные в аренду». Если у орг-ии есть активы и обяз-ва, которые учитываются на забалансовых счетах, но для которых в рекомендованной Минфином России форме баланса нет отдельных строк, орг-ия вправе добавить дополнительные строки в справочный раздел баланса.

Цель:

План:

1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета.

2. Имущество организации по составу и размещению.

3. Источники формирования имущества.

4. Характеристика хозяйственных операций и их результатов.

1. Бухгалтерский учет, как и всякая другая дисциплина, имеет свой предмет и метод. Содержание предмета раскрывается в экономической сущности изучаемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета является имущество организации, её обязательства и хозяйственные операции, происходящие в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета делятся на три части:

1. имущество по составу и размещению (внеоборотные и оборотные активы);

2. источники образования имущества (собственные и заемные);

3. хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Отсюда и предмет бухгалтерского учета делится на три аналогичные части.

Предметом бухгалтерскогоучета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов с помощью которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы:

Документация – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве нам ее совершение, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета на определенную дату;

Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях;

Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного и по кредиту другого счета на одинаковую сумму;

Оценка – это денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом;

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей;

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества по составу, размещению и источникам образования, в денежной оценке на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, а так же о результатах ее хозяйственной деятельности, составленное на основе данных бухгалтерского учета, по установленным формам за определенный период времени.

2. Имущество по составу и размещению делятся на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности и другие.

Основные средства – стоимость движимого и недвижимого имущества в течение длительно времени, находящиеся на данном предприятии, со сроком полезного использования более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а частями, постепенно, по мере их износа, путем начисления амортизацию

К ним относятся здания, сооружения, оборудование земельные участки и др.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования (более одного года), не имеющие физической основы, но имеющие денежную (стоимостную) оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания и др.), а также деловая репутация и организационные расходы. Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемые продукты не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

Доходные вложения в материальные ценности – это имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Капитальные вложения – включают в себя затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого- разведочные и буровые работы и др.).

Финансовые вложения – это вложения организаций (инвестиции) в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более одного года считают, а менее одного года – краткосрочными. В состав внеоборотных активов включаются долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы (оборотный капитал) включают в себя материальные оборотные средства, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и средства в расчётах.

Материальные оборотные средства – сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы бедующих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации или отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетных счетах, валютных и других счетах в банках.

Средства в расчётах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную продукцию, задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет суммы и пр.

3. Источниками образования имуществаявляются собственный капитал (собственное имущество) и заемный капитал (созданное за счет обязательств).

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капиталов, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирования и поступлений.

Обязательствами организации (заемный капитал) являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, заёмные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные - на срок более одного года на внедрение новой техники, строительство, расширение производства и т.д.

Заёмные средства - это получаемые от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а так же средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации.

Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, называют прочими кредиторами.

Обязательства по распределению – это задолженность рабочим и служащим по зарплате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет.

4. Кроме, имущества организации и её обязательств, объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции и их результаты.

Хозяйственная операция – это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а так же источники образования средств. Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.

Учет в сфере снабжения ведется на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и т.д., и выполняет две основные задачи:

обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками;

определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.

Процесс производства – основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда.

Учет в сфере производства ведется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д., и выполняет три основные задачи:

определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по отдельным её видам, выраженным в натуральном и денежном измерении;

определяет фактическую себестоимость отдельных видов и всей выпускаемой продукции;

контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Сфера продажи и финансовые результаты – совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей готовой продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов, а так же определением финансовых результатов деятельности.

Учет продажи и финансовых результатов ведется с использованием счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и т.д., и обеспечивает:

контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;

своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;

выявление конечных финансовых результатов деятельности организации.

Список рекомендуемой литературы:

Вопросы для самопроверки:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: