Логопед. Что вы сегодня учились делать?
Занятие 3
Тема. Та же.
Цель. Дать понятие ученикам о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов.
Ход занятия,
I. Организационный момент. Сядут ученики, которые назовут слово, состоящее из двух слогов.
II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:
а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные:
«Го- какой вы слышите гласный в этом слоге? (о), ры- (ы). Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назовите еще раз гласные в слове горы (о, ы)».
Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обращает внимание учеников на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов;
б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Ученики выделяют голосом гласную и определяют количество слогов. Затем логопед спрашивает учеников, как они догадались, что в слове одинслог;
в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждого слога,определяют количество гласных.
Логопед. Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных.)
Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове».
III. Итог занятия.
Логопед. Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?
Тренировочные упражнения
Выделите гласные из слов. Определите количество Слогов в слове. (Каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.)
а) из односложных слов: сом, сам, мыл, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык;
б) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, рожки, крыло;
в) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.
Занятие 4
Тема. Та же.
Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.
Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.
X о д з а н я т и я.