Цель занятия: 1) сформировать представление о сущности процессов пищеварения в кишечнике, 2) обсудить общие закономерности стабилизации уровня пищевых веществ в организме, 3) познакомиться с методами оценки функций кишечника.
Контрольные вопросы
Роль двенадцатиперстной кишки в пищеварении.
Состав и свойства поджелудочного сока. Регуляция панкреатической секреции.
Роль печени в пищеварении. Образование и отделение желчи, её состав и значение в пищеварении. Методы изучения желчеотделения.
Пищеварение в тощей и подвздошной кишках. Состав и свойства кишечного сока.
Методы изучения секреторной и моторной функции кишечника.
Регуляция кишечной секреции.
Моторика кишечника, её регуляция.
Полостное и пристеночное пищеварение в кишечнике.
Пищеварение в толстом кишечнике. Непищеварительная функция толстого кишечника.
Акт дефекации.
Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного аппарата и механизмы всасывания.
Функциональная система поддержания постоянства питательных веществ в организме.
|
|
Физиология голода (голодная периодика). Механизмы пищевого поведения.
Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998) по теме занятия
Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета:
Особенности панкреатической секреции у детей.
Особенности кишечной микрофлоры у детей.
Особенности дефекации у детей раннего возраста.
(ответы на вопросы №№1-3 смотри на стр. 49-60 справочного пособия для врачей-педиатров“Физиологические особенности детского возраста” Савченкова Ю. И., Венгер Т. Ф., 1998)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Практическая работа №1. ПРИСТЕНОЧНОЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
Ход работы: В каждую из пробирок №1 и №2 наливают по 2 мл дистиллированной воды и по 1 мл 1 %-го крахмального клейстера. В пробирку №2 кладут кусочек тонкого кишечника кролика (длиной примерно 2 см). Обе пробирки помещают в термостат (t = 38-40 0С) на 20 минут. Затем охлаждают и титруют раствором Люголя.
Интерпретация результатов. По количеству капель раствора Люголя, пошедшего на окрашивание содержимого пробирок в синий цвет, дают оценку активности ферментативных процессов в пробирке №2.