Организационно-методические основы социально-психологического тренинга

(рекомендации для преподавателя)

Теоретико-методические основы СПТ. Впервые практика СПТ (со­циально-психологического тренинга) начала складываться в США после Второй мировой войны. Считается, что она выросла из кон­цепции групповой терапии, разработанной Т. Бурроу в 1920-е гг. Он предположил, что эмоциональные нарушения являются след­ствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений и что возможность изжить их в группе гораздо более эффективна. Основой для личностной коррекции выступает участие в группо­вой терапии, когда неадекватное представление участника о себе, о стиле своего общения и взаимодействии с окружающими, отра­жаясь в восприятии других членов группы, позволяет увидеть про­тиворечивость своих отношений с другими (искаженность своих представлений о себе и других в ситуации общения).

В дальнейшем идеи Т. Бурроу развивались как в теоретическом, так и практическом аспектах, а область применения расширялась и нашла практическое воплощение в обучении менеджеров и упра­вляющих, руководящих работников бизнеса и промышленности с целью обучения техники контакта с людьми. Формы работы раз­нообразились и получали соответствующие названия: «группы са­моанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.

Среди основных целей, реализуемых, например, в Т-группах, отечественный психолог Л. А. Петровская выделила [39]:

1. Возрастание самосознания участников, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого члена группы СПТ.

2. Увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других людей.

3. Развитие навыков вести себя с окружающими в манере сотрудничества и зависимости, а не в понятиях авторитарности и иерархии.

4. Развитие диагностических умений в сфере межличностных отношений, умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, разрешать конфликты и др.

Из всех зарубежных направлений наиболее близким по своим целям к отечественным подходам является тренинг сензитивности (sensitivity – training). Сензитивность понимается как способность к чуткому реагированию в межличностном общении. Специфика этого вида тренинга заключается в особой направленности на личностные и межличностные проблемы, лучшее понимание которых должно дать толчок к развитию потенциальных возможностей участников СПТ. Ю. Н. Емельянов, исследовавший практику тренинга сензитивности [13], приводит четыре взаимосвязанных элемента сензитивности:

наблюдательная сензитивность — способность человека наблюй, дать (видеть и слышать) другого и при этом запоминать, как он выглядел, что говорил;

теоретическая сензитивность — способность адекватно выбирать и принимать теории, позволяющие понимать мысли, чувства, поведение других людей;

номотетическая сензитивность — способность адекватно воспринимать и понимать типичного представителя той или иной социальной группы и на основе этого понимания прогнозировать поведение других людей, принадлежащих той или иной группе;

идеографическая сензитивность — способность понимать индивидуальность, своеобразие, уникальность партнера по общению.

В данном русле большинство российских психологов в качестве цели СПТ рассматривают развитие компетентности в общении [34]. При этом компетентность не сводится исключительно к навыкам взаимовосприятия человека человеком, а рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.

Чтобы понять почему в основу СПТ поставлено общение и какое это имеет значение для профессиональной подготовки в области социально-культурного сервиса и туризма, следует остановиться на психологической структуре деятельности и общения.

Психологическая структура деятельности практически в лю­бой сфере может быть представлена в следующем виде:

Д = S – O – Ц – M – Cn – Cp – P,

где Д — деятельность, S — субъект деятельности, O — объект деятельно­сти, Ц — цели деятельности, М — мотивы деятельности, Cn — способы деятельности, Ср — средства деятельности, Р — результат.


В данной формуле следует обратить внимание на два первых элементаS – O. В социальной системе взаимодействия «человек — человек» элементы S – O выступают как субъект-субъектное вза­имодействие, так как в качестве объекта «О» выступает человек, а не природа, знак, техника, как в других системах взаимодействия человека с окружающей действительностью. Теперь можно срав­нить психологическую структуру деятельности со структурой общения по Г.Лассуэллу:

Приведенное сравнение позволяет сделать вывод о том, что деятельность специалиста в области социально-культурного сер­виса и туризма есть коммуникативная деятельность, т.е. деятель­ность общения.

Данный вывод напрямую связывает проблемы, решаемые по­средством СПТ, с профессиональной подготовкой специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

Учитывая то обстоятельство, что большинство студентов учеб­ных заведений — молодые люди в возрасте 18 — 25 лет, не имею­щие еще профессионального опыта социального воздействия, СПТ выступает как форма профессиональной подготовки. При этом ориентиром в организации СПТ может выступать акмеологический подход, т.е. такая организация обучения студентов, которая позволяет достичь вершин в профессиональном общении.

Еще одной особенностью методологического подхода отечественных ученых к проблеме активных методов социально-психологического воздействия на обучаемых является принцип деятельностного подхода. Содержание этого принципа можно раскрыть, перефразируя одного из основоположников деятельностного пол хода в психологии А. Н. Леонтьева [27]: «Человек есть то, в какой сфере деятельности он трудится». Поэтому, если в содержании СПТ будет заполнена сфера деятельности специалиста (имеется виду ее учебное отражение в виде ситуативно-ролевых задач), то СПТ с полным основанием можно обозначить и как профессио­нально-психологический. Главное при этом, чтобы в ходе СПТучитывалась профессиональная специфика.

Теоретическая разработка проблем СПТ в отечественной нау­ке базируется на испытанной экспериментальной базе. В свое вре­мя еще В.А. Сухомлинский на практике применил обучающий и воспитывающий эффект группы, т. е. основную социально-психо­логическую закономерность, используемую во всех группах тре­нинга. Всесторонний анализ педагогического наследия и его вли­яния на становление практики СПТ, проведенный Л. А. Петровс­кой [39], определил основные идеи проведения занятий методом социально-психологического тренинга:

равенство позиций ученика и учителя;

признание активной роли ученика в процессе познания;

реализация активности ученика в виде самопознания, самовы­ражения, самовоспитания;

включение в обучение элементов исследования как «важное условие возвеличивания человека»;

актуализация потенциала личности ученика через апелляцию к личности и ее возвышение посредством познания и др.

Итак, СПТ как форма группового обучения имеет всесторон­нее теоретическое обоснование и широкую экспериментальную базу. Он находит самое разнообразное применение в различных областях человеческой практики, где успешность деятельности людей зависит от их умения общаться с другими. Чем же СПТ отличается от традиционных форм обучения?

Как известно, традиционные формы обучения предполагают последовательное движение: от приращения знаний обучаемых до формирования соответствующих им умений и навыков. Иными словами, сначала создается некий идеальный образ, своего рода виртуальная модель, а уже потом осуществляется переход от нее к практике. При этом в технике обучения зачастую выбираются та­кие способы, когда знания даются обучаемому в готовом виде, их остается только запомнить. В таком случае — потребительская схе­ма обучения, когда задействуются преимущественно мнемические процессы (память) обучаемых. А мышление, мотивация и другие составляющие психики не активизируются. Отсюда знако­мое всем явление — зубрежка.

СПТ не исключает преподнесение знаний в готовом виде. Но главным выступает другое: участвуя в групповом взаимодействии по решению ситуативно-ролевых задач, участники тренинга сами делают для себя открытия, давно зафиксированные в социально-психологических теориях. Такой способ получения знания корен­ным образом отличается от традиционного. Для него характерны: соотнесенность с практикой, осмысленность, личностная значимость, эмоционально-чувственная окрашенность. Кроме того, сам характер участия в тренинге содержит основу личностной кор­ректировки. Участвуя в групповом взаимодействии, обучаемый осознает себя как личность через коллег по группе, т. е. действует принцип зеркального отражения. Ведь по выражению Л. С. Выгот­ского: «Личность для себя становится тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [6]. Таким обра­зом, СПТ как форма обучения предполагает получение знаний, как правило, не в готовом виде от преподавателя, а собственное «добывание» его с помощью преподавателя. А это уже принципи­ально иная основа личностно-профессионального развития, где преобладают процессы мышления и переструктурирования обра­за «Я» обучаемого [32].

Цели, задачи и принципы СПТ. Если вопрос стоит о проведе­нии собственно СПТ, то его основная цель — повышение компе­тентности в сфере общения.

Если же СПТ связан с профессиональной подготовкой обуча­емых в социальной системе взаимодействия, т.е. общение обус­ловлено спецификой профессии, то цель его определяется исходя из этой специфики.

Главная цель конкретизируется решением ряда задач.

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков профессионально ориен­тированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, необхо­димых для успешного общения.

4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать, и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, скла­дывающиеся между людьми.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности.

Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.

Принцип равенства позиции. Во-первых, он означает пересмотр отношений между преподавателем и обучаемым. В СПТ руководи­телю занятия отводится роль не непререкаемого авторитета, а роль «катализатора», способствующего развитию мышления и получе­ния нового знания. При этом руководитель и сам выступает в рав­ной со всеми членами группы позиции, участвуя в решении задач. Во-вторых, равенство позиций предполагает и партнерские отно­шения всех членов группы, признание ценности каждого, его интересов и принятие друг друга. Наконец, принцип равенства означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером конкретной ситуации общения.

Принцип активности. Он означает обязательную вовлеченность в занятие всех без исключения членов группы. Такая возмож­ность вытекает из первого принципа, когда каждому предостав­лено право продемонстрировать себя, а свои действия и мысли сделать предметом анализа всей группы. На этой основе осуще­ствляется проверка адекватности действий и коррекция в случае необходимости.

Перенос «центра тяжести» с фигуры преподавателя на самого обучаемого позволяет активизировать мотивационно-потребностную сферу личности. Данный принцип может быть изложен в виде правила: «Будь активен и ты узнаешь себя!»

Принцип обратной связи. Он подразумевает открытое, аргумен­тированное и конструктивное высказывание всеми членами груп­пы по поводу различных ситуаций, которые возникают в ходе выполнения заданий.

Реализация данного принципа позволяет каждому участнику СПТ сформировать адекватный образ себя и другого, создает воз­можность для соответствующей коррекции. Это уникальная воз­можность «увидеть себя глазами других». Высказываемая членами группы информация становится основной для размышления, что, в свою очередь, создает предпосылку для самокоррекции уже имеющихся навыков общения.

Для реализации принципа обратной связи требуется соблюде­ние ряда условий: а) описательный характер обратной связи; б) неотсроченность обратной связи; в) конкретность высказывания, т.е. его принадлежность к конкретному поведению; г) высказыва­ние по поводу таких свойств личности, которые реально могут быть изменены.

Руководитель может установить правила, как давать обратную связь:

говорить кратко;

говорить конкретно, по существу;

говорить то, что чувствовал.

Правила приема обратной связи:

слушать внимательно;

можно запрашивать дополнительную информацию;

не объяснять своего поведения.

Средствами подачи обратной связи могут выступать:

аудиозапись;

видеозапись;

установленный алгоритм наблюдения за ситуационно-роле­выми приемами и групповыми дискуссиями;

тестирование;

проведение упражнений в парах;

личное поведение руководителя занятий, задающего модель обратной связи.

Принцип доверительности общения в группе, Он позволяет со­здать элемент доверия, чувство общности и причастности к миру другого человека. От соблюдения этого принципа во многом зави­сит обучающий эффект тренинга.

Принцип закрытости группы. Заключается в сохранении участ­никами тренинга информации друг о друге, которая не должна выноситься за пределы группы.

Комплексная реализация перечисленных принципов группо­вой работы позволяет достичь указанной цели СПТ. Однако сами по себе они не дадут нужного результата без соответствующей подготовки руководителя и стратегии проведения тренинга.

Среди основных условий, реализация которых в действиях руководителя способствует эффективности занятий, можно вы­делить следующие:

Открытость руководителя. Это способность быть самим собой, а не устремленность к тому, чтобы казаться. Одно из средств на этом пути — отказ от безличных суждений типа: «обычно считает­ся», «говорят», «полагают» и т.п., их замена на суждения лич­ной формы: «я считаю», «я полагаю», «я сомневаюсь», что способствует формированию доверительных отношений. Откры­тость руководителя — еще не гарантия успеха, но важная пред­посылка к нему.

Способность к децентрации. Это готовность и умение отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Это умение координировать свою точку зрения с учас­тниками СПТ.

Способность быть сотрудничающим партнером. Это одно из глав­ных и определяющих положений в психологическом облике руко­водителя, что предполагает отказ от менторского диктата и утвер­ждения иного типа отношений с членами группы: совместного поиска, принципиального, но доброжелательного совместного анализа результатов работы и т.п.

Воздерживаться от категоричных «экспертных» суждений, да­вать возможность высказаться самой группе.

Возражения высказывать после внимательного выслушивания и понимания членов группы. Ни в коем случае возражения не долж­ны предшествовать пониманию.

Сочетать планомерность в работе с умением отступать от пла­на, отказаться от заранее продуманных тактических вариантов, импровизировать по ходу дела, реагируя на определенные груп­повые изменения, и в этом смысле «идти на поводу у группы».

Разумеется, что указанными условиями не исчерпываются пред­посылки успешной организации СПТ. Его проведение — дело твор­ческое, в котором указанные условия могут и изменяться, допол­няться другими, в зависимости от состава участников, постав­ленных целей, опыта руководителя и других условий.

Ниже приводятся задачи руководителя СПТ по этапам (табл. 3.1).

Таблица 3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: