При интеграции языков языковые коллективы, ранее пользовавшиеся разными языками (диалектами), начинают пользоваться одним языком. Возможны два пути интеграции языков: полная потеря одного языка и переход на другой; слияние языков в новый язык, обладающий чертами, отличающими его от исходных языков.
В результате смешения двух языков часто происходит ассимиляция одного из двух языков, он вытесняется из общения и утрачивается. Однако вытесненный язык никогда не исчезает бесследно: он как бы "растворяется" в выживающем языке и видоизменяет его "состав". Субстрат — это следы местного вытесненного языка в языке пришельцев (ставшем языком всего смешавшегося населения данного ареала). Суперстрат — это следы утраченного языка пришельцев (усвоивших местный язык, который стал языком и коренного и пришлого населения этой местности).
Адстрат — это результаты влияния одного языка на другой в условиях длительных контактов соседних народов, при котором не происходит ассимиляции и растворения одного языка в другом. Адстратные явления образуют прослойку между двумя самостоятельными языками.
|
|
19. История возникновения и формирования письма.
Первая письменность, которая возникла на Земле — шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет до н.э. Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности: моногенеза (изобретена в одном месте) полигенеза (в нескольких очагах). Письменность представлена в трех первичных очагах, связь которых не доказана: месопотамский (шумеры) египетский (по теории моногенеза занесено от шумер) письменность дальнего востока (китайская). Письменность всюду развивается однообразно — от рисунков к письменным знакам. Письмо рисунками называется пиктографией.
Общие этапы происхождения письменности: рисунки-пиктограммы-иероглифы-слоговое письмо-алфавитное письмо.
· 3500 г. до н. э.Табличка из Киша — каменная табличка, показывающая первую пиктографическую стадию развития клинописи, в Месопотамии всё ещё пользуются пиктографией, а не настоящей письменностью.
· 3000 г до н.э- в Шумере — архаический этап развития клинописи,, стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены.
· 3200 до н.э. египетские иероглифы в законченой форме.
· 2750 до н.э. Первая настоящая письменность в Шумере.
· 1800 до н.э. возникает критское письмо оригинального происхождения.Кодекс Хаммурапи (Вавилон).
· 1300 до н.э — финикийская письменность: 22 согласные буквы.
· 800 до н.э.-греческая письменность
· 600 до н.э.-квадратное еврейское письмо
· 300 до н.э.- латинский алфавит и греческая письменность, слоговая письменность в Индии
|
|
· 0 изобретение бумаги в Китае
· 500 н.э. первые записи на арабском
· 800 н.э.-Персидский язык начинает использовать арабскую письменность. Появление славянских письменностей — кириллицы и глаголицы.
· 1700 н.э. По приказу Петра I создаётся «гражданский шрифт» — современная кириллица
· 1800-2000 Адаптация латинского алфавита к большинству языков мира. В ряде случаев латинский алфавит частично или полностью вытесняет прежние письменности (румынский язык, турецкий язык, ряд языков бывшего СССР, сербохорватский язык, курдский язык, индонезийский язык, суахили).
20. Предмет и задачи фонетики. Артикуляционный (физиологический), акустический и перцептивный аспекты изучения звуков речи.
Фонетика изучает звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение, интонацию, артикуляционный аппарат и произношение звуков, акустические характеристики звука.
Фонетика имеет большое прикладное или практическое значение. Её применяют:
· При разработке методики обучения чтению.
· При обучению чужому языку.
· Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).
· При обучении звучащей речи глухих.
· При создании алфавитов для безписьменных языков.
В зависимости от задач исследования, от его источников и методов выделяется несколько разделов фонетики:
· Описательная фонетика. Её задача — изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития. Источником описательной фонетики является современный живой звучащий язык;
· Экспериментальная фонетика. В её задачу входит постановка специальных экспериментов, где устанавливаются характерные качества звуков, их значение в процессе общения;
· Историческая фонетика. Её задача — изучение изменений звуковой системы данного языка. Источниками исторической фонетики являются памятники письменности данного языка и диалектическая речь;
· Общая фонетика. Её задача — изучение природы звука речи, общие закономерности в действующих звуковых системах различных языков.
· Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.
· Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
· Акустическая фонетика (физическая) — рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.