Возникновение конфликтов

Причины возникновения конфликтов, иногда имеющих место в процессе коммуникации, различны. Суть их в стремлении разрешить несогласие и противоречия между ее участниками. При этом каждый из них отстаивает свое мнение, свою точку зрения или правомерность своих действий и поступков.

Стремятся также доказать ошибочность взглядов противоположной стороны, убедить ее в своей правоте. Причины, возникновения конфликтов можно разделить на два вида. Одни из них связаны с волей и желаниями их участников, с их стремлением доминировать или отстоять истину или справедливость. Однако немалая часть конфликтов возникает помимо желания и воли их участников. Объясняется это, прежде всего, двумя обстоятельствами: с одной стороны, в этом виноваты особенности психики людей, а с другой, то, что основная масса общающихся не имеет достаточно четкого представления о причинах, порождающих конфликты.

По утверждению психологов, их порождают конфликтогены, то есть поведение, действия, поступки и прочие проявления общающихся, которые вызывают несогласие или противодействие противоположной стороны.

Однако наличие конфликтогенов не всегда приводит к конфликту. К примеру, если вы в пылу спора сравните своего собеседника с ослом, это может и не породить конфликт. Допустим, когда, в этом сравнении есть доля истины. Это приводит к недооценке значения действия конфликтогенов, усыпляет нашу бдительность и способствует тому, что в процессе коммуникации они не всегда вовремя выявляются и устраняются.

Нередко конфликты порождаются тем, что общающиеся сознательно или бессознательно игнорируют действие закона эскалации конфликтогенов.

Суть его в том, что на адресованный человеку конфликтоген, он обычно старается ответить его автору тоже конфликтогеном, причем часто более сильным или максимально сильным из всех имеющихся в его распоряжении.

В основе действия закона эскалации конфликтогенов лежат не только психологические, во и физиологические факторы. Дело в том, что к возникновению конфликтов при коммуникации «прикладывают руки» и наши гормоны.

Поскольку конфликтогены побуждают к противоборству, их воздействие приводит к выделению в нашу кровь адреналина, придающего поведению агрессивность.

Когда конфликтоген настолько силен, что вызывает гнев или ярость, это приводит к выделению в нашу кровь норадреналина, ещё больше повышающего агрессивность.

Действие закона эскалации конфликгогенов наглядно проявляется, к примеру, во время общения между пассажирами в общественном транспорте. В троллейбус входит современная ещё не старая привлекательная женщина. Внимание пассажиров и мужского, и женского пола она воспринимает спокойно. Вдруг водитель резко тормозит, и она толкает стоящего сзади гражданина неопределённого возраста. Тот этим остается весьма недоволен. Затем между ними происходит такой диалог:

— Ходят здесь всякие…

— Порасставляли здесь свои части тела — не пройдешь.

— Обтянула свою корму и думаешь, что тебе всё можно.

— Дядя, тебе на неё уже смотреть вредно. Из тебя уже песок сыплется!

— Это тебя, лахудра, не касается!

— Это я лахудра?! Да ты сам осёл «несвежий!»

— Яосёл «несвежий»?! Да ты сама корова крашенная!

— Ах ты, старый хрен! Я тебе покажу, какая я корова крашеная!

— Мне покажешь?! Да я сам тебе…

Каждый из участников этой ссоры употреблял конфликгогены всё более сильные, вызывавшие и более сильную ответную реакцию.

Игнорирование общающимися закона эскалации конфликтогенов нередко приводит к тому, что конфликты возникают иногда почти на пустом месте. Если общающиеся не будут о нём забывать, то и конфликтов между ними будет намного меньше, в первую очередь тех, в возникновении которых никто из них не заинтересован.

Первый конфликтоген может быть не только преднамеренным, но и результатом стечения обстоятельств, плохого настроения, физического недомогания, простого невнимания и т.д.

В этом случае он является непреднамеренным, воля человека в нём не задействована, а вот дальше события развиваются в соответствии с законом эскалации конфликтогенов.

Утром, после совместного завтрака, жена, уходя на работу, просит мужа, у которого сегодня выходной, вымыть посуду

Вечером вернувшаяся домой усталая жена увидела, что посуда не мыта, а муж у телевизора.

— Ты что не мог за целый день вымыть посуду?!

— Я не обязан выполнять женскую работу.

Далее вступил в действие закон эскалации конфликтогенов. Слово за слово, отстаивая каждый свою правоту, супруги крепко поругались.

В данном случае конфликтной ситуацией являются перегруженность женщины домашними делами и нежелание супруга ей помогать. Инцидентом послужила немытая, посуда.

Вернувшись в плохом настроении после командировки, супруга застает в своей, уже не такой ухоженной, как она ее оставила, квартире компанию подвыпивших мужчин во главе со своим «ненаглядным».

Недолго думая и не слушая объяснений мужа, она начала, не жалея голосовых связок, кричать, затем вытолкала из квартиры мужчин, включая своего супруга.

После этого она долго жаловалась на свою «разнесчастную» семейную жизнь, посвящая при этом мужу немало отрицательных эпитетов и наименований.

Затем, переодевшись и успокоившись, она неожиданно вспомнила, что у ее супруга сегодня день рождения. Она кинулась ко входной двери, но за ней уже никого не было.

Причина конфликта здесь в том, что супруги невнимательны друг к другу. Возможно, они вообще «чужие» люди — супруга не помнит день рождения мужа, а он ее не встречает на вокзале.

Чтобы не допускать перерастания случайного конфликтогена в конфликт, начинающий действовать закон эскалации конфликтогенов надо сознательно прервать.

А для этого следует соблюдать определенные правши ему противодействия. Первое из них заключается в том, что ненужно во время коммуникации вообще употреблять различные конфликтогены, а надо осуществлять в этом отношении за собой контроль.

Во-вторых, следует контролировать свое поведение и в ином отношении — постоянно проявлять сдержанность при появлении первого адресованного вам конфликтогена и не отвечать на него тоже конфликто геном.

В-третьих, стараемся максимально владеть своими эмоциями, понять не только мысли, но и чувства собеседника, что нередко предотвращает появление первого конфликтогена. В-четвертых, делаем больше благожелательных посылов другим участникам коммуникации.

К ним относится все, что поднимает их настроение, в том числе доброжелательная улыбка, внимание, интерес, сочувствие, уважительное отношение, простая похвала, комплимент.

Такие посылы обычно настраивают людей на бесконфликтное общение. Объясняется это тем, что их результатом является выделение в кровь общающихся эндорфинов, то есть «гормонов удовольствия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: