Диалектика культурно-исторического и типологического рассмотрения произведения искусства. Художественный контекст и контекст культуры. Описание, анализ и интерпретация. Методики и алгоритмы анализа.
Разновидности методологических принципов анализа произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, культурологический, структурно-семиотический, психоаналитический и др.
Основные методы интерпретации художественного произведения.
Герменевтический метод интерпретации. Искусство как текст. Проблема понимания художественного текста. Комплексность восприятия художественного текста и вербализация результатов восприятия—понимания.
Семиотический метод интерпретации. Язык искусства как формосмысл. Структура знака. Структура и моделирование. Синтагматика, семантика, прагматика как разделы семиотики. Коммуникативные аспекты произведения искусства.
Культурологический метод интерпретации. Историко-культурные смыслы художественного произведения.
Психоаналитический метод интерпретации и др.
|
|
Вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Тождественны ля понятия «произведение искусства» и «художественный образ»? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Охарактеризуйте основные фазы бытия художественного образа как процесса. Насколько правомерно утверждение, что развитие художественного образа бесконечно.
3. Охарактеризуйте особенности сотворческой деятельности в области различных видов искусства.
4. Какую роль в искусстве играет материал, из которого создано художественное произведение?
5. Есть ли различие в смысле понятий «Анализ» и «истолкование»? Можно ли проникнуть в глубины художественного образа только при помощи анализа? Мотивируйте свою точку зрения.
6. Дайте определение понятия «контекст» по отношению к художественному образу произведения искусства.
7. Покажите на конкретном примере, почему и как от поколения к поколению меняется восприятие произведений искусства.
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА
Тема 5. Анализ литературного произведения
Литература как предмет познания в системе культуры и искусства (лекция)
Специфика словесного художественного творчества (литературы) в системе искусств. Эстетическая функция словесного текста. Понятие «художественная литература», его историческая изменчивость; переходные формы словесных текстов.
Литературное произведение в ценностной иерархии текстов культуры. Моделирующая активность художественной литературы (внутренний мир литературного произведения).