Пояснительная записка. По дисциплине «анализ и интерпретация

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Анализ и интерпретация

Произведения искусства»

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Художественное образование (Дизайн и компьютерная графика, Музыкально-компьютерные технологии, Менеджмент в музыкальном и художественно образовании)

Профессиональный цикл, вариативная часть (Б.3.В.04)

Очная форма обучения Курс – 2–3 Семестр – 4–6 Объем в часах всего – 216 ауд. всего – 114 в т.ч.: лекции – 46 практические занятия – 68 самостоятельная работа –112 Зачет – 5 семестр Экзамен – 6 семестр Заочная форма обучения Курс – 2–3 Семестр – 4–6 Объем в часах всего – 216 ауд. всего – 20 в т.ч.: лекции – 12 практические занятия – 8 самостоятельная работа – 196 Зачет – 5 семестр Экзамен – 7 семестр

Екатеринбург, 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Анализ и интерпретация произведения искусства»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 43 с.

Составитель: Самакаева Марина Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры художественного образования УрГПУ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры художественного образования УрГПУ

Протокол от «» ___________2012 года №

Зав. кафедрой ____________ Н.Ю Перевышина

Декан ИМХО ____________ Р.В. Панкевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью изучения данной дисциплины в педагогическом вузе является содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра художественного образования путем расширения художественного кругозора студента и обогащения его опыта восприятия художественных явлений.

Задачами изучения дисциплины являются:

–формирование системы знаний о способах постижения содержания художественных произведений, принадлежащих различным видам искусства;

– развитие навыков анализа и интерпретации смысла произведений, созданных в разном художественном материале и разных художественных системах;

– организация деятельности, направленной на аналитическое постижение особенностей и смысла различных художественных текстов (произведений различных видов искусства);

– мотивация поисково-исследовательской работы с искусствоведческим материалом;

– инициирование самообразовательной деятельности, расширения художественного кругозора и опыта общения с миром искусства.

Программа предмета «Анализ и интерпретация произведения искусства» предполагает тесную связь с дисциплинами «История художественной культуры» и «История искусства», а также основными дисциплинами блока дисциплин профильной подготовки, и реализуется параллельно с ними, во многом опираясь на представленный в них материал. Она ориентирована на освоение специфических особенностей языка отдельных видов искусств, осознания их видового своеобразия и многообразия жанровых форм с учетом историчности художественных жанров и эстетических норм художественного творчества.

Процесс изучения дисциплины «Анализ и интерпретация произведения искусства» направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК)

– способности к анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых философских проблем, отраженных в произведениях искусства (ОК–2);

– способности понимать значение культуры и искусства как форм человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК– 3);

– способности работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК– 9);

– готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК– 14);

– способности к использованию навыков публичной речи, введению дискуссии и полемики (ОК–16);

общепрофессиональных (ОПК)

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК–1);

– способности к использованию систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК– 2);

– владение речевой профессиональной культурой (ОПК– 3);

в области педагогической деятельности (ПК)

– способности реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК– 1);

– готовности к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени учреждений общего и дополнительного образования (ПК– 2);

– способности применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процесса социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);

в области культурно-просветительской деятельности

– способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК–8);

– способности к профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9);

– способности к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК–10;

– способности к выявлению и использованию возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК–11).

Также процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование специальных компетентностей

– об информационных ресурсах и воспитательных возможностях различных произведений искусства;

– осовременных направлениях развития различных видов искусства;

– об особенностях творческой деятельности художника в различных видах искусства.

В результате изучения дисциплины «Анализ и интерпретация произведения искусства», студент должен:

Знать:

– основные средства художественной выразительности в различных видах искусства;

– способы постижения содержания художественных произведений различных видов искусства;

– основные виды анализа и интерпретации произведений различных видов искусства.

Уметь:

– аналитически осмыслять и интерпретировать феномены искусства, выявлять смыслы, заложенные в художественной форме произведения;

– осуществлять различные виды анализа и интерпретации смысла художественных произведений, созданных в разном художественном материале и разных художественных системах;

– находить и использовать для анализа художественных произведений необходимую искусствоведческую информацию;

– применять полученные знания в профессиональной педагогической деятельности в соответствии с профилем подготовки;

Владеть:

– категориальным аппаратом в области анализа произведений различных видов искусства;

– основными навыками работы с различными художественными произведениями.

Программа реализуется в лекционных, практических и самостоятельных занятиях. Лекционный цикл посвящен общетеоретическим темам, вводящим в проблематику анализа произведений различных видов искусства. Практические занятия предусматривают закрепление полученных теоретических знаний, освоение специальной литературы и отработку приемов анализа и интерпретации на конкретном материале произведений искусства (литературных текстов, произведений изобразительного искусства и архитектуры, музыкальных произведений, театральных спектаклей, кинофильмов), на материале творчества отдельных художников в самых различных сферах искусства. Программа также предусматривает живое общение студентов с произведениями искусства в музеях и выставочных залах, театрах и на концертах. Самостоятельные занятия студентов включают обязательную работу с научной искусствоведческой и справочно-энциклопедической литературой, самостоятельное общение с искусством – посещение музеев, выставок, театров, концертных залов и кинозалов, чтение художественной литературы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела темы Всего трудо-ем-кость Аудиторные занятия Само-стоя- тельная работа
Все го Лек-ции Прак-тич. Лабо-ратор.
I. Общие проблемы анализа и интер-претации художе-ственного произ-ведения            
1. Искусство в системе культуры            
2. Художественный образ в искусстве            
3. Язык искусства            
4. Основные прин-ципы анализа и интерпретации произведения искусства            
II. Временные искусства            
5. Анализ литера-турного произве-дения            
6. Персонажи и предметный мир литературного произведения            
7. Поэзия и стихове-дение            
8. Проблемы анали-за и интерпрета-ции литературно-го текста            
9. Анализ музыкаль-ного произведе-ния. Музыкаль-ный материал            
10. Музыкальное содержание            
11. Музыкальная форма            
12. Музыкальный язык            
13. Анализ и интер-претация музы-кального текста            
III Пространствен-ные искусства            
14. Анализ произве-дения архитекто-нических искусств. Матери-ал архитектони-ческих искусств.            
15. Содержательные параметры архи-тектонических искусств            
16. Форма в архитек-тонических искусствах            
17. Язык архитекто-нических искусств            
18. Анализ произве-дения изобрази-тельного искус-ства. Материал изобразительного искусства            
19. Содержание про-изведений изоб-разительного ис-кусства            
20. Форма в изобра-зительном искус-стве            
21. Жанрово-видовая система изобрази-тельного искус-ства            
22. Принципы анали-за и интерпрета-ции произведе-ния изобразитель-ного искусства            
IV Пространственно-временные искус-ства            
23. Анализ театрального произведения            
24. Материал театрального искусства            
25. Содержание театрального произведения            
26. Театральная форма            
27. Восприятие и ин-терпретация теат-рального произве-дения            
28. Анализ экранного произведения. Экранные искусства и их специфика            
29. Материал киноискусства            
30. Содержание про-извежения экран-ного искусства            
31. Форма в экран-ном искусстве            
32. Восприятие и интерпретация экранного искусства            
  Итого:            

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела темы Всего трудо-ем-кость Аудиторные занятия Само-стоя- тельная работа
Все го Лек-ции Прак-тич. Лабо-ратор.
I. Общие проблемы анализа и интер-претации художе-ственного произ-ведения            
1. Искусство в системе культуры            
2. Художественный образ в искусстве            
3. Язык искусства            
4. Основные прин-ципы анализа и интерпретации произведения искусства            
II. Временные искусства            
5. Анализ литера-турного произве-дения            
6. Персонажи и предметный мир литературного произведения            
7. Поэзия и стихове-дение            
8. Проблемы анали-за и интерпрета-ции литературно-го текста            
9. Анализ музыкаль-ного произведе-ния. Музыкаль-ный материал            
10. Музыкальное содержание            
11. Музыкальная форма            
12. Музыкальный язык            
13. Анализ и интер-претация музы-кального текста            
III Пространствен-ные искусства            
14. Анализ произве-дения архитекто-нических искусств. Матери-ал архитектони-ческих искусств.            
15. Содержательные параметры архи-тектонических искусств            
16. Форма в архитек-тонических искусствах            
17. Язык архитекто-нических искусств            
18. Анализ произве-дения изобрази-тельного искус-ства. Материал изобразительного искусства            
19. Содержание про-изведений изоб-разительного ис-кусства            
20. Форма в изобра-зительном искус-стве            
21. Жанрово-видовая система изобрази-тельного искус-ства            
22. Принципы анали-за и интерпрета-ции произведе-ния изобразитель-ного искусства            
IV Пространственно-временные искусства            
23. Анализ театрального произведения            
24. Материал театрального искусства            
25. Содержание театрального произведения            
26. Театральная форма            
27. Восприятие и ин-терпретация теат-рального произве-дения            
28. Анализ экранного произведения. Экранные искусства и их специфика            
29. Материал киноискусства            
30. Содержание про-извежения экран-ного искусства            
31. Форма в экран-ном искусстве            
32. Восприятие и интерпретация экранного искусства            
  Итого:            

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: