РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Анализ и интерпретация
Произведения искусства»
Направление: 050100 – Педагогическое образование
Профиль: Художественное образование (Дизайн и компьютерная графика, Музыкально-компьютерные технологии, Менеджмент в музыкальном и художественно образовании)
Профессиональный цикл, вариативная часть (Б.3.В.04)
Очная форма обучения Курс – 2–3 Семестр – 4–6 Объем в часах всего – 216 ауд. всего – 114 в т.ч.: лекции – 46 практические занятия – 68 самостоятельная работа –112 Зачет – 5 семестр Экзамен – 6 семестр | Заочная форма обучения Курс – 2–3 Семестр – 4–6 Объем в часах всего – 216 ауд. всего – 20 в т.ч.: лекции – 12 практические занятия – 8 самостоятельная работа – 196 Зачет – 5 семестр Экзамен – 7 семестр |
Екатеринбург, 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Анализ и интерпретация произведения искусства»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. – 43 с.
|
|
Составитель: Самакаева Марина Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры художественного образования УрГПУ
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры художественного образования УрГПУ
Протокол от «» ___________2012 года №
Зав. кафедрой ____________ Н.Ю Перевышина
Декан ИМХО ____________ Р.В. Панкевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью изучения данной дисциплины в педагогическом вузе является содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра художественного образования путем расширения художественного кругозора студента и обогащения его опыта восприятия художественных явлений.
Задачами изучения дисциплины являются:
–формирование системы знаний о способах постижения содержания художественных произведений, принадлежащих различным видам искусства;
– развитие навыков анализа и интерпретации смысла произведений, созданных в разном художественном материале и разных художественных системах;
– организация деятельности, направленной на аналитическое постижение особенностей и смысла различных художественных текстов (произведений различных видов искусства);
– мотивация поисково-исследовательской работы с искусствоведческим материалом;
– инициирование самообразовательной деятельности, расширения художественного кругозора и опыта общения с миром искусства.
Программа предмета «Анализ и интерпретация произведения искусства» предполагает тесную связь с дисциплинами «История художественной культуры» и «История искусства», а также основными дисциплинами блока дисциплин профильной подготовки, и реализуется параллельно с ними, во многом опираясь на представленный в них материал. Она ориентирована на освоение специфических особенностей языка отдельных видов искусств, осознания их видового своеобразия и многообразия жанровых форм с учетом историчности художественных жанров и эстетических норм художественного творчества.
|
|
Процесс изучения дисциплины «Анализ и интерпретация произведения искусства» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных (ОК)
– способности к анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых философских проблем, отраженных в произведениях искусства (ОК–2);
– способности понимать значение культуры и искусства как форм человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК– 3);
– способности работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК– 9);
– готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК– 14);
– способности к использованию навыков публичной речи, введению дискуссии и полемики (ОК–16);
общепрофессиональных (ОПК)
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК–1);
– способности к использованию систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК– 2);
– владение речевой профессиональной культурой (ОПК– 3);
в области педагогической деятельности (ПК)
– способности реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК– 1);
– готовности к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени учреждений общего и дополнительного образования (ПК– 2);
– способности применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процесса социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);
в области культурно-просветительской деятельности
– способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК–8);
– способности к профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9);
– способности к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК–10;
– способности к выявлению и использованию возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК–11).
Также процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование специальных компетентностей
– об информационных ресурсах и воспитательных возможностях различных произведений искусства;
– осовременных направлениях развития различных видов искусства;
– об особенностях творческой деятельности художника в различных видах искусства.
В результате изучения дисциплины «Анализ и интерпретация произведения искусства», студент должен:
Знать:
– основные средства художественной выразительности в различных видах искусства;
– способы постижения содержания художественных произведений различных видов искусства;
– основные виды анализа и интерпретации произведений различных видов искусства.
|
|
Уметь:
– аналитически осмыслять и интерпретировать феномены искусства, выявлять смыслы, заложенные в художественной форме произведения;
– осуществлять различные виды анализа и интерпретации смысла художественных произведений, созданных в разном художественном материале и разных художественных системах;
– находить и использовать для анализа художественных произведений необходимую искусствоведческую информацию;
– применять полученные знания в профессиональной педагогической деятельности в соответствии с профилем подготовки;
Владеть:
– категориальным аппаратом в области анализа произведений различных видов искусства;
– основными навыками работы с различными художественными произведениями.
Программа реализуется в лекционных, практических и самостоятельных занятиях. Лекционный цикл посвящен общетеоретическим темам, вводящим в проблематику анализа произведений различных видов искусства. Практические занятия предусматривают закрепление полученных теоретических знаний, освоение специальной литературы и отработку приемов анализа и интерпретации на конкретном материале произведений искусства (литературных текстов, произведений изобразительного искусства и архитектуры, музыкальных произведений, театральных спектаклей, кинофильмов), на материале творчества отдельных художников в самых различных сферах искусства. Программа также предусматривает живое общение студентов с произведениями искусства в музеях и выставочных залах, театрах и на концертах. Самостоятельные занятия студентов включают обязательную работу с научной искусствоведческой и справочно-энциклопедической литературой, самостоятельное общение с искусством – посещение музеев, выставок, театров, концертных залов и кинозалов, чтение художественной литературы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела темы | Всего трудо-ем-кость | Аудиторные занятия | Само-стоя- тельная работа | |||
Все го | Лек-ции | Прак-тич. | Лабо-ратор. | ||||
I. | Общие проблемы анализа и интер-претации художе-ственного произ-ведения | ||||||
1. | Искусство в системе культуры | ||||||
2. | Художественный образ в искусстве | ||||||
3. | Язык искусства | ||||||
4. | Основные прин-ципы анализа и интерпретации произведения искусства | ||||||
II. | Временные искусства | ||||||
5. | Анализ литера-турного произве-дения | ||||||
6. | Персонажи и предметный мир литературного произведения | ||||||
7. | Поэзия и стихове-дение | ||||||
8. | Проблемы анали-за и интерпрета-ции литературно-го текста | ||||||
9. | Анализ музыкаль-ного произведе-ния. Музыкаль-ный материал | ||||||
10. | Музыкальное содержание | ||||||
11. | Музыкальная форма | ||||||
12. | Музыкальный язык | ||||||
13. | Анализ и интер-претация музы-кального текста | ||||||
III | Пространствен-ные искусства | ||||||
14. | Анализ произве-дения архитекто-нических искусств. Матери-ал архитектони-ческих искусств. | ||||||
15. | Содержательные параметры архи-тектонических искусств | ||||||
16. | Форма в архитек-тонических искусствах | ||||||
17. | Язык архитекто-нических искусств | ||||||
18. | Анализ произве-дения изобрази-тельного искус-ства. Материал изобразительного искусства | ||||||
19. | Содержание про-изведений изоб-разительного ис-кусства | ||||||
20. | Форма в изобра-зительном искус-стве | ||||||
21. | Жанрово-видовая система изобрази-тельного искус-ства | ||||||
22. | Принципы анали-за и интерпрета-ции произведе-ния изобразитель-ного искусства | ||||||
IV | Пространственно-временные искус-ства | ||||||
23. | Анализ театрального произведения | ||||||
24. | Материал театрального искусства | ||||||
25. | Содержание театрального произведения | ||||||
26. | Театральная форма | ||||||
27. | Восприятие и ин-терпретация теат-рального произве-дения | ||||||
28. | Анализ экранного произведения. Экранные искусства и их специфика | ||||||
29. | Материал киноискусства | ||||||
30. | Содержание про-извежения экран-ного искусства | ||||||
31. | Форма в экран-ном искусстве | ||||||
32. | Восприятие и интерпретация экранного искусства | ||||||
Итого: |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
|
|
№ п/п | Наименование раздела темы | Всего трудо-ем-кость | Аудиторные занятия | Само-стоя- тельная работа | |||
Все го | Лек-ции | Прак-тич. | Лабо-ратор. | ||||
I. | Общие проблемы анализа и интер-претации художе-ственного произ-ведения | ||||||
1. | Искусство в системе культуры | ||||||
2. | Художественный образ в искусстве | ||||||
3. | Язык искусства | ||||||
4. | Основные прин-ципы анализа и интерпретации произведения искусства | ||||||
II. | Временные искусства | ||||||
5. | Анализ литера-турного произве-дения | ||||||
6. | Персонажи и предметный мир литературного произведения | ||||||
7. | Поэзия и стихове-дение | ||||||
8. | Проблемы анали-за и интерпрета-ции литературно-го текста | ||||||
9. | Анализ музыкаль-ного произведе-ния. Музыкаль-ный материал | ||||||
10. | Музыкальное содержание | ||||||
11. | Музыкальная форма | ||||||
12. | Музыкальный язык | ||||||
13. | Анализ и интер-претация музы-кального текста | ||||||
III | Пространствен-ные искусства | ||||||
14. | Анализ произве-дения архитекто-нических искусств. Матери-ал архитектони-ческих искусств. | ||||||
15. | Содержательные параметры архи-тектонических искусств | ||||||
16. | Форма в архитек-тонических искусствах | ||||||
17. | Язык архитекто-нических искусств | ||||||
18. | Анализ произве-дения изобрази-тельного искус-ства. Материал изобразительного искусства | ||||||
19. | Содержание про-изведений изоб-разительного ис-кусства | ||||||
20. | Форма в изобра-зительном искус-стве | ||||||
21. | Жанрово-видовая система изобрази-тельного искус-ства | ||||||
22. | Принципы анали-за и интерпрета-ции произведе-ния изобразитель-ного искусства | ||||||
IV | Пространственно-временные искусства | ||||||
23. | Анализ театрального произведения | ||||||
24. | Материал театрального искусства | ||||||
25. | Содержание театрального произведения | ||||||
26. | Театральная форма | ||||||
27. | Восприятие и ин-терпретация теат-рального произве-дения | ||||||
28. | Анализ экранного произведения. Экранные искусства и их специфика | ||||||
29. | Материал киноискусства | ||||||
30. | Содержание про-извежения экран-ного искусства | ||||||
31. | Форма в экран-ном искусстве | ||||||
32. | Восприятие и интерпретация экранного искусства | ||||||
Итого: |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ