Эффективность процесса активизации художественно-творческой деятельности школьников обеспечивается рядом педагогических и психологических условий: целенаправленным педагогическим руководством, стимулирующим творческие проявления детей; использованием методов развивающего и интенсивного обучения; использованием игровых методов; использованием активных форм обучения; интересностыо и увлекательностью занятий; опорой на общие возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников; формированием на основе увлеченности устойчивого интереса к искусству; творческим характером педагогического общения, предполагающим сотворчество педагога с детьми.
Для активизации необходимо использование специальной системы методических средств, приемов и условий, включающей в себя:
• организованное комплексное обучение детей на уроках и внеклассную работу с целью активизации художественно-творческой деятельности;
• эффективные методы - развивающего обучения, интенсивного обучения и игровые, стимулирующие художественно-творческую деятельность;
|
|
• активные формы обучения, направленные на создание оптимальных педагогических условий для активизации художественно-творческой деятельности.
19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.
Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Индивидуальные особенности мышления человека. Основные качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Понятие, суждение, умозаключение, решение мыслительных задач как основные формы мышления. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация как методы активизации и развития художественного мышления у школьников. Приемы активизации художественного мышления учащихся: задания на сопоставление жизненных эмоций с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение; одного и того же художественного образа или явления, выраженного разными видами искусства; перекодирование содержания художественного образа в другую знаковую систему и др. Методики обучения восприятию и осмыслению звуковых образов. Развитие художественно направленного музыкального мышления на занятиях в музыкально- компьютерном классе (аудитории). Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление музыкально- художественных образов в контексте ознакомления с произведениями современной музыкальной культуры.
|
|
Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность.
Художественное осознание мира в образах, как и научное мышление, направлено на познание сущности окружающей человека действительности. Но в отличие от науки, отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме конкретного, индивидуального.
Мышление –проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Если говорить о мышлении художника. То ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (холсте, бумаге, скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника.
Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств.
Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления.
Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе.
Основные качества мышления:
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Ассоциативно-образное мышление будущего педагога выступает главным образом как решение учебных и воспитательных задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью, педагогическая реальность. Решение педагогических задач позволяет получить новое педагогическое знание.
|
|
Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Основные формы мышления:
Понятие –логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-либо.
Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.
Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.
Активизация и развитие художественного мышления у школьников с помощью основных мыслительных операций:
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.
|
|
Конкретизация –это движение мысли от общего к частному.