Предположим, что ЮКН представляет собой по меньшей мере один из комплекса социальных факторов, связанных с более высокими показателями распространенности убийств в США. Какая психологическая переменная, производная от ЮКН, должна быть связана с суррогатом убийства? В этом и состоит ключевая проблема нашей модели кросс-культурной социальной психологии. Андерсон и Андерсон (Anderson & Anderson, 1998) утверждают: «До сих пор не было четко сформулировано, какие ценности и установки составляют культуру чести, как не было и критерия оценки индивидуальных различий, связанных с культурой чести» (р. 291). Разумеется, оперативная психологическая переменная равным образом может быть характеристикой намерения человека нанести ущерб другому {Tedeschi & Felson, 1994), повышенной склонности к насилию в ответ на насилие со стороны окружающих, не превышающее пределов нормы (Саграга, Barbaranelli & Zimbardo, 1996 — позитивная оценка насилия), сложившегося в обществе мнения о необходимости мести в ответ на нанесенное оскорбление (Vandello & Cohen, 1998) или другого психологического конструкта.
|
|
Каким бы образом исследователь не оценивал ЮКН на индивидуальном уровне, показатели этого параметра должны стать прогностическим фактором явлений, представляющих собой суррогат убийства. Этот параметр должен обеспечивать интерпретацию различий в отношении суррогата убийства по регионам, с более и менее ярко выраженной ЮКН (Anderson & Anderson, 1998; Tedeschi & Bond, 2001). Коэн и его коллеги провели серию исследований, пытаясь выявить переменные, которые на личностном уровне позволяют отличить жителей Юга и Севера США по их реакции на оскорбление (например, Vandello & Cohen, 1998). К сожалению, группа Коэна сравнивала лишь средние групповые показатели гипотетической опосредующей психологической переменной; они не приводят данных корреляционного анализа о связи этой переменной с суррогатом убийства. Этот дополнительный шаг необходим для объяснения различий между южанами и северянами в отношении суррогата убийства.
Когда будет определена система оценки ЮКН на личностном уровне, ее можно будет использовать как систему оценки других культур, основанных на насилии. Помимо США в мире есть страны (например, Китай и Бразилия), где наблюдаются значительные региональные вариации жизнеустройства и различных культурных практик, что ведет к разной степени развития культуры насилия в пределах одного и того же государства. Кроме того, подобные различия наблюдаются в разных странах, где такие явления, как насилие, поощряются в разной степени (Peristany, 1965). Система оценки культуры насилия на личностном уровне, позволяющая интерпретировать региональные и национальные различия в отношении суррогатов убийства, будет существенным вкладом в создание универсальной социально-психологической теории убийства.