Муниципальный (микроуровень) – уровень взаимодействия местных органов власти, органов по управлению муниципальной собственностью между собой, с предприятиями организациями, использующих муниципальное имущество, а также с территориальными федеральными органами и региональными органами управления государственным имуществом.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется для достижения следующих целей:
- устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;
- обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления; получения доходов от использования имущества.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется в соответствии с принципами: законности; подотчетности и подконтрольности; открытости в деятельности органов местного самоуправления; эффективности; целевого использования имущества.
Планирование деятельности по управлению муниципальным имуществом муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования. Основным документом является Программа управления муниципальным имуществом на очередной финансовый год.
|
|
Программа управления муниципальным имуществом включает в себя: показатели социально-экономической эффективности использования муниципального имущества; перечень сфер и видов деятельности, в которых целесообразно создание предприятий, учреждений, с использованием муниципального имущества; мероприятия по повышению доходов (эффективности) от использования муниципального имущества; состав и стоимость муниципального имущества; предполагаемый размер доходов от использования объектов муниципальной собственности; виды имущества, которое предполагается приобрести в муниципальную собственность; объекты муниципального имущества, подлежащие приватизации и т.д.
Средства, полученные от использования муниципального имущества, учитываются в доходах местного бюджета. Расходы на управление и распоряжение имуществом муниципального образования осуществляются за счет средств местного бюджета.
Представительные органы местного самоуправления нормативными актами распределяют полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Муниципальное образование осуществляет права собственника следующими способами: приобретает в муниципальную собственность имущество, в том числе в процессе разграничения собственности на федеральную, государственную (региональную), муниципальную; отчуждает имущество в собственность Российской Федерации, собственность субъекта РФ, а также в собственность граждан и юридических лиц; использует муниципальное имущество (передает имущество в аренду; передает имущество в безвозмездное пользование; передает имущество в залог; передает имущество в доверительное управление и т.д.); совершает сделки по содержанию (хранению) имущества, составляющего муниципальную казну; использует муниципальное имущество для создания юридических лиц с участием муниципального образования; создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения; закрепляет имущество за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления; участвует в создании хозяйственных обществ.
|
|
Совершение гражданско-правовых сделок от имени муниципального образования осуществляют должностные лица администрация муниципального образования в пределах полномочий, определенных Уставом муниципального образования и в соответствии с Программой управления муниципальным имуществом муниципального образования.
Учет муниципального имущества осуществляется администрацией муниципального образования путем ведения реестра муниципальной собственности.
Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют представительные органы местного самоуправления, Счетная палата и администрация муниципального образования.
В качестве примера рассмотрим систему органов управления муниципальной собственностью в городском поселении Мытищи Московской области. Структуру органов местного самоуправления городского поселения Мытищи Московской области составляют:
1) Совет депутатов городского поселения Мытищи (представительный орган);
2) Глава городского поселения Мытищи;
3) Администрация городского поселения Мытищи (исполнительно-распорядительный орган).
Полномочия Совета депутатов городского поселения Мытищи по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включают принятие решения:
-о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
-о порядке ведения и содержания реестра муниципального имущества;
-о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
-о порядке осуществления контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципального имущества;
-о порядке передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи его в аренду;
- о порядке передачи в аренду муниципального имущества,
-об утверждении базовой ставки арендной платы;
- о порядке приватизации муниципального имущества;
- о порядке проведения торгов на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Мытищи;
- о порядке проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящемся в собственности городского поселения Мытищи;
-об утверждении программы приватизации муниципального имущества на очередной период;
-об утверждении условий приватизации муниципального имущества.
Полномочия главы городского поселения Мытищи Московской области по управлению и распоряжению муниципальной собственностью связаны с принятием решения путем издания в пределах своей компетенции постановлений, распоряжений администрации:
- в соответствии с решением Совета депутатов об отчуждении муниципального имущества;
-об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципального имущества;
|
|
-о передаче муниципального имущества в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление и на ином виде права;
- о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также утверждает их уставы и внесение в них изменений и дополнений;
- о назначении представителей в органы управления хозяйственных обществ, часть акций (доли, вклады) которых находятся в мун.собственности;
- об отнесении имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений к особо ценному движимому имуществу;
- о предоставлении на утверждение Совету депутатов городского поселения Мытищи программы приватизации муниципального имущества.
Полномочия администрации городского поселения Мытищи по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Администрация городского поселения Мытищи от имени муниципального образования осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а именно:
-разрабатывает проекты решений Совета депутатов, постановлений и распоряжений администрации городского поселения Мытищи по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;
-рассматривает перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность;
-ведет реестр муниципального имущества;
-является держателем муниципальной казны;
-обеспечивает учет и сохранность имущества, поступившего в муниципальную казну, до его закрепления за юридическими лицами;
-осуществляет функции учредителя от имени муниципального образования при создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
- осуществляет организацию торгов по продаже муниципального имущества (в соответствии с планом приватизации);
-осуществляет организацию торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования;
-осуществляет организацию аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящемся в собственности поселения;
|
|
- осуществляет действия по оформлению права собственности на бесхозяйное имущество, находящееся на территории поселения;
- осуществляет необходимые действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничений (обременений) прав на них;
- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского поселения Мытищи части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- оформляет, ведет учет и контролирует исполнение договорных обязательств по договорам аренды и безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом, находящимся в казне городского поселения Мытищи в соответствии с действующим законодательством;
- организует проведение технической инвентаризации и оценки муниципального имущества в установленном законодательством порядке;
- разрабатывает программу приватизации муниципального имущества;
- организует работу по приватизации МУП и продаже объектов недвижимого и иного имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Мытищи, в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами городского поселения Мытищи и действующим законодательством.
Анализ позволил выявить ряд важных моментов в области формирования структур управления муниципальным имуществом. Во-первых, схемы (структуры) управления представлены в виде решений представительного органа власти и постановлений исполнительного органа местного самоуправления. Во-вторых, система органов управления муниципальным имуществом разнообразна и состоит из министерств, департаментов, комитетов, осуществляющих управление. В-третьих, согласно положениям о структурных подразделениях, отдельные структуры наделены правом юридического лица, издания правовых актов в пределах своей компетенции и финансируются за счет средств местного бюджета.
Структуры органов по управлению муниципальным имуществом включает отделы и службы, обеспечивающие выполнение возложенных на него функций. В общем виде организационная структура Комитета по управлению муниципальным имуществом представлена на рисунке 6.
Структура органов управления имуществом устанавливается муниципальными властями самостоятельно. Например, в г.Ульяновске председателем комитета является заместитель главы администрации города, в его состав входит 13 отделов, а в г.Казани структура комитета земельных и имущественных отношений представлена 18 отделами (рис. 7, 8).
Рисунок 6 - Организационная структура Комитета по управлению муниципальным имуществом
Рисунок 7 - Структура Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска
Рисунок 8 - Структура Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани