Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами, заемщиками или гарантами. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Чаще всего государство (муниципальное образование) выступает как заемщик,когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, у государства увеличивается. Реже государство (мо) выступает как кредитор,результатом такого рода отношений является сокращение количества денег. Если же государство (муниципальное образование) выступает как гарант,т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство (муниципальное образование), не меняется.
Государственный (муниципальный) кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Однако государственный (муниципальный) кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный (муниципальный) кредит:1) предоставляется, на покрытие дефицита бюджета; 2) выступает как вторичное перераспределение национального дохода; 3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства (муниципального образования); 4) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
Важнейшая функция государственного и муниципального кредита – перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально–экономической деятельности. Также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. Одной из функций - учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.