Специфика прокурорского надзора в охране законности: обеспечение законности в сфере законности

№ 4 Сущность и задачи прокур. Надзора в РБ

Прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора и подчинённых ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения и применения законодательства на всей территории страны всеми органами, организациями должностными лицами и гражданами путём:

а) принятия мер к выявлению и своевременному устранению любых нарушений законов, причин и способствующих им условий;

б) восстановления нарушенных прав;

в) привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Сущность прокурорского надзора состоит в том что:

1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие органы.2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства.

3) Прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной деятельности. Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти, прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Задачи прокурорского надзора можно разделить на 3 вида:

1. Общие задачи: (ст. 4 З-на о прок)

а) задачи, закреплённые в Конституции; - ст. 125

б) защита политических, трудовых и др. имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан;

в) защита законных прав и охраняемых интересов государственных органов и иных организаций

2. Специальные задачи:

а) своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых объектами прокурорского надзора;

б) выявление нарушений законов (в виде принятых решений/ действий)

3. Частные задачи (применительно к конкретной ситуации):

а) получение точной информации о нарушении законодательства;

б) своевременность истребования акта у того или иного объекта прокурорского надзора для проверки его законодательству;

в) обеспечение своевременного опротестования незаконных приговоров, решений, определений суда.

№5 Предмет и система курса «Прок. Надзор».Место курса в системк юр. Наук

Прокурорский надзор выступает как:

1. вид государственной деятельности;

2. как отрасль законодательства (?)/ отрасль юридической науки

3. как наука

4. как учебная дисциплина.

Прокурорский надзор (как учебная дисциплина) – это основные теоретические положения науки прокурорского надзора о правовых нормах, определяющих функцию, задачи, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры РБ, систему и структуру её органов, правовые средства и методы осуществления прокурорского надзора.

Предмет правового регулирования прокурорского надзора: общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Метод правового регулирования – установленный нормами права специфичный способ правового воздействия на поведение участников правоотношений в данной области общественных отношений.

В теории прокурорского надзора применяются:

Ø Диалектический метод;

Ø Конкретно-исторический метод;

Ø Статистический метод;

Ø Метод сравнительного анализа

Система курса прокурорского надзора включает в себя:

1. Общую часть (сущность и задачи прокурорского надзора; его предмет и система, основные направления и принципы деятельности прокуратуры; организация работы органов прокуратуры.

2. Особенную часть (общий надзор; надзор за ОРД; за досудебным пр-вом; надзор за законностью судебных постановлений и зак-ва при их исп-нии; надзор за соблюдением законодательства в местах исполнения наказания, А ТАКЖЕ надзор по делам несовершеннолетних и работа с заявлениями и жалобами)

Курс прокурорского надзора связан с другими юридическими дисциплинами:

1. Общая теория права рассматривает прокурорский надзор как форму государственной деятельности, показывает роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка.

2. Конституционное право изучает место прокуратуры в системе органов государства и ей взаимоотношения с ними.

3. Административное право рассматривает деятельность прокуратуры по общему надзору в свете обеспечения законности в государственном управлении.

4. Судоустройство даёт общее представление об учреждении прокуратуры, системе её органов.

5. Уголовный и гражданский процесс рассматривают полномочия прокурора при производстве предварительного следствия, а так же при рассмотрении дел в судах.

6. Криминология излагает вопросы, связанные с деятельностью прокурора по изучению и предупреждению преступности.

Таким образом, курс прокурорского надзора даёт цельное представление об организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законодательства.

№6 Правовые средства прокур. Надзора

Полномочия прокурора реализуются посредствам закреплённых в законодательстве действий и правовых актов, которые именуются правовыми средствами прокурорского надзора. В применении этих средств, в выявлении правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Классификация правовых средств осуществляется по ряду оснований:

1. По направленности правовых средств:

а) направленные на выявление нарушений законодательства, их причин и условий:

- истребование для проверки соответствия закону различных актов;

- проверка исполнения законодательства органами и организациями

- вызов должностных лиц и граждан и требование у них объяснений по поводу нарушений законодательства;

- вхождение беспрепятственно на террит и др О гос орг и др организ

- требование от органов дознания, предварительного следствия для проверки уголовных дел, материалов и пр. документов о совершённых преступлениях

б) направленные на устранение нарушения законов и обстоятельств им способствовавших:

- принесение протестов на противоречащие закону акты или действия должностных лиц;

- внесение представлений об устранении нарушений закона, их причин и условий;

- отмена необоснованных или незаконных постановлений следователей, дознавателей;

- принесение протестов на незаконные или необоснованные приговоры, определения и постановления суда;

- вынесение постановлений и предложений относительно установленного законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы.

- дача письменных указаний по делам об администр пр/нар

в) направленные на привлечение к ответственности нарушителей законов:

- возбуждение уголовного дела, администр пр-ва, дисцплин пр-ва, постан о привлечении к мат ответ-ти;

- обращение в суд с ИЗ с защиту прав и з-ных интересов субъектов

г) направленные на предупреждение нарушений законов:

- в широком смысле: на предупреждение направлены все перечисленные средства;

- в узком смысле:

· офиц предупреждение (о недопустимости повт совершен ДЛ/ др гр-ном пр/нар или подготовки к их совершению)

· заключения по поводу заявленных в суде ходатайств;

· приостановление действия правового акта до рассмотрения протеста (в УПр в рамках надзорного пр-ва одновременно с истреб-ем угол дел, если есть данные, свидет о явном нарушении з-на, соотв-ий прокурор м приостановить исполнение приговора)

2. По характеру правовые средства прокурорского надзора могут быть:

а) обязывающие:

- требование о проведении проверок (ревизий);

- обязанность рассмотрения протеста в установленный срок; (кассация – 1 мес (+1 м.б.), надзор – 15 суток (1 мес - ВС)

б) приостанавливающие:

- приостановление решений, приговоров, определений суда в порядке надзора и пр.

в) распорядительные:

- возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия на дополнительное расследование;

- изъятие из органа дознания и передача следователю любого дела

+ м.б. отменяющие: пост ОУП, адм пр-ва, админ ИУ

3. По форме:

а) действия:

- поддержание государственного обвинения;

- отказ от гос обвинения

- высказывание мнения по вопр во время разбир-ва дела и по существу дела;

- ходатайства

б) акты прокурорского реагирования (5 шт):

протесты;представления;постановления;предписания;официальные предупреждения.

№ 7 Принципы организации и деятельности
органов прокуратуры

При изучении этой темы следует иметь в виду, что принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие руководящие положения, определяющие существенные черты деятельности прокуроров. Каждый принцип определяет в организации и осуществлении надзора главные, исходные моменты деятельности прокуратуры, поэтому они закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 125–127) и Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» (ст. 5–10).

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь и осуществляют свою деятельность на основе законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокуроров, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений как представитель единой системы всех органов прокуратуры, а все акты его деятельности исходят от прокуратуры в целом. Все прокуроры (за некоторыми исключениями) наделены одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, предписания, представления и др. Лишь некоторые специально оговоренные в законодательстве полномочия закреплены за определенными прокурорами. Только Генеральному прокурору, например, предоставлено право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о даче ими судам разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел (ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Лишь определенный круг прокуроров наделен правом принесения протестов на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов.

Действие принципа единства проявляется и в том, что одно лицо прокурорского надзора может заменить другое. Так, вышестоящий прокурор может принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, а также поручить выполнение своих обязанностей нижестоящему прокурору, кроме случаев, специально оговоренных в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному прокурору принести протест в порядке надзора на решение районного суда, поскольку за районным прокурором закон не закрепляет такого права.

Принцип централизации означает, что подчиненность прокуратуры идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры – Генеральному прокурору Республики Беларусь. В системе органов прокуратуры неприменим принцип «двойного» подчинения, характерный для организации и деятельности органов управления и заключающийся в подчинении как по вертикали – центру, так и по горизонтали – местным органам. Если бы прокурор района, города или области находился в «двойном» подчинении – местным органам и центру – он не смог бы обеспечить проведение в жизнь требования единой законности в масштабе государства.

Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов, как назначаемость. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (ст. 126 Конституции).

Централизация означает, что принципом руководства в системе органов прокуратуры является единоначалие, сущность которого состоит в том, что соответствующий прокурор разрешает все вопросы, относящиеся к компетенции, единолично и, что единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор вправе единолично отменить решение нижестоящего прокурора.

Единоначалие проявляется в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь является Генеральный прокурор, на которого Конституция возлагает осуществление надзора за законностью в стране. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров (ст. 125 Конституции).

В соответствии с Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры и приравненные к ним прокуратуры возглавляет соответствующий прокурор области, города Минска и приравненный к ним прокурор, который обладает всей полнотой прокурорской власти в данном органе прокуратуре и в отношении нижестоящих прокуратур. Руководитель соответствующего звена прокуратуры несет ответственность за деятельность работников аппарата прокуратуры (заместителей, помощников) и нижестоящих прокуратур.

Единоначалие не устраняет коллегиальность обсуждения в органах прокуратуры наиболее важных вопросов оперативной и организационной работы. Формой коллегиального обсуждения вопросов в органах прокуратуры являются коллегии прокуратур. Согласно ст. 21 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» коллегии создаются в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы практической деятельности прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора.

В прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах для коллегиального обсуждения важнейших вопросов деятельности прокуратуры созываются оперативные совещания.

Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь. Являясь общеправовым принципом, присущим всем формам государственной деятельности, этот принцип для деятельности органов прокуратуры, выполняющей законоохранительную функцию, имеет особое значение. Будучи органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, прокуратура вместе с тем сама должна строго и неуклонно руководствоваться законами, регулирующими ее деятельность. Органы прокуратуры не должны выходить за пределы своих полномочий в надзорной деятельности и вместе с тем не оставлять ни один случай нарушения закона без соответствующего реагирования. Малейшее нарушение закона самой прокуратурой, ослабление надзора за законностью в поднадзорных ей органах подрывают авторитет прокуратуры как органа, стоящего на страже законности, интересов государства, прав и интересов граждан.

Принцип независимости означает, что каждый прокурор осуществляет действие и принимает все решения (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и др.) в пределах своих полномочий (компетенции) независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений, руководствуясь только Конституцией и законами Республики Беларусь, своим внутренним убеждением, материалами проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.

Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий и иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью принудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).

Гарантией независимости прокуратуры служит закрепленное в Законе положение о том, что прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны с решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 8 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Независимость органов прокуратуры обеспечивается и запретом прокурорским работникам оказывать платные юридические услуги, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать службу в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях.

Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность. В соответствии со ст. 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»[1], последняя может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

Принцип равенства всех граждан перед законом означает, что органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, иму­щественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным движениям.

Гласность деятельности органов прокуратуры означает, что ее деятельность открыта и доступна для граждан, средств массовой информации.

Гласность характерна для всех направлений деятельности прокуратуры. Проверки исполнения законов, их результаты, в том числе меры по устранению выявленных нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, как правило, становятся широко известными не только в коллективе учреждений, организаций, предприятий, но и населению. Для этого прокуроры используют средства массовой информации, выступая в них с сообщениями о выявленных нарушениях закона и принятых в этой связи мерах.

В целях обеспечения принципа гласности в деятельности органов прокуратуры в структуре аппарата прокуратуры Республики Беларусь имеется «Отдел информации и связей с общественностью», на который возложена обязанность информировать через средства массовой информации граждан, общественность о состоянии законности, о принимаемых прокуратурой мерах по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

Принцип гласности, как это предусмотрено Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», имеет определенные ограничения. Они связаны с соблюдением норм Конституции, закрепляющих права граждан на личную и семейную тайну, требований законов, охраняющих государственную, коммерческую, врачебную, следственную тайну.

Принцип обязательности требований прокурора означает, что прокурор, осуществляя свои полномочия по надзору за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, действует от имени государства в целях обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов, в силу чего исполнение основанных на законе требований прокурора не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в сроки, указанные в законе либо в согласованные с прокурором сроки.

№8 сущность принципа законности и его проявления в деятельности прокуратуры

Сущность п-па законности и его проявления в д-ти прок-ры.

В своей деятельности прокурор руководствуется только Конституцией и соотв-ми ей актами и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом о прокуратуре и другими законодательными актами. Прокурор принимает меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности лиц, их совершивших.

Этот п-п = необходимое усл-е реализ всех ост п-пов д-ти прок-ры. Законность есть основополаг п-п гос руков-ва в целом, важное ср-во укрепления и развития гос-ти, необходим усл-е демократич системы и построения правового гос-ва.В рамках д-ти прок-ры прокурор реализует свои з-чи строго в рамках з-на + сам следит за законностью. Малейшее отступление от треб-й законности или ослабление надзора не только подрывают авторитет прок-ры, но и наносит ущерб сост зак-ти в стране.Реализ п-па законности приобретает особое значен, когда речь идет о принятии мер к наказанию пр/нарушителей. Каждое д-е и акт прок в этой области д.б. строго основаны на з-не, соверш-ся в з-ных формах и ни в коем случае не нарушать пр и интер др лиц.Специфика прокурорского надзора в охране законности: обеспечение законности в сфере законности.

№9 Взаимодействие органов прокуратуры с правоохра. Органами в деле укрепления законности и правопорядка.Формы взаимодейвия.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов государственной безопасности, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, а также деятельность по борьбе с преступностью организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью в состав которого входят руководители органов, осуществляющих борьбу с преступностью, и организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Порядок работы координационных совещаний и полномочия их председателей определяются Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Формы взаимодействия. В целях обеспечения координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, и организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:

- проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

- дает указания по вопросам организации борьбы с коррупцией;

- истребует статистическую и другую необходимую информацию;

- представляет Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии преступности и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью;

- информирует общественность о состоянии преступности, правоохранительной деятельности государственных органов через средства массовой информации.

№10 Разработка прокуратурой совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Одним из направлений деятельности прокуратуры является разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений (правонарушений).

Выделяют 3 группы таких мер:

Совместная разработка мер предупреждения конкретного преступления или иного правонарушения:

выявление и устранение обстоятельств, которые могут привести к совершению преступления;

предупреждение готовящихся преступлений;

пресечение совершаемого преступления;

выявление и устранение обстоятельств, которые уже способствовали совершению преступления;

предупреждение рецидива.

Разработка этих мер ведётся совместно с:

- контрольно-ревизионным управление Минфина (см. Указание Генпрокурора №6/15 1995 г. «О взаимодействии работников контрольно-ревизионного управления Минфина и правоохранительных органов по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений»);

- судами;- МВД;- Органами здравоохранения;- Исправительно-трудовыми учреждениями (особенно в плане предупреждения рецидива).

Совместная разработка мер предупреждения преступлений по результатам совместной деятельности, анализов криминологических исследований преступности или отдельных категорий преступлений.

Тут прокуратура действует совместно с:

- научными и экспертными учреждениями (например, Институтом криминологии, криминалистики и судебной медицины).

Комплексное текущее (на данный момент) и перспективное (на будущее) планирование борьбы с нарушением законности.

№11 Правовое регулирование прокурорского надзора. Место предмета "Прокурорский надзор" в системе права.

Правовое регулирование прокурорского надзора:

1) В 1722 г. Петр 1 учредил наряду со службой фискалов прокуратуру, к-рую возглавил генерал Ягужинский (система: генерал-прок, прок коллегии Сената, прок провинций, прок при надворных судах + Указом от 1722 б учрежден обер-прок Св Синода)

2) Уложение о губерниях, принятое Екатериной 2 – в Рос имп б создан пост губернского прокурора, наряду с генерал-прокурором

3) Судебная реформа 1964 г. – были образованы окружн суды и окружн прокуроры, к-рые д-ли наряду с губернскими, по реформе прокуратура превращалась в ОУП, а ф-ция надзора отходила на 2й план, т.е. внесудебн дела не входят в компет ПН

4) Декрет СНК от 24.11.1917 – упразднил институт ПН без к-л замены

5) Первый закон о прокуратуре был принят 26.05.1922 г. – Положение о прокурорском надзоре в РФ (прокуратура объявлялась централизованным органом, независимым от местных органов власти, учреждался Народный комиссариат юстиции)

6) 22.06.1922 г. – Положение о прокурорском надзоре в БССР.

7) С 1923 по 1938 г. структура органов прокуратуры регламентировалась законодательством о судоустройстве.

8) 24.07.1926 г. – Положение «О верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного суда СССР» (права прокурора были значительно расширены).

9) Декабрь 1933 г. – Положение «О прокуратуре СССР» (конкретизировались функции прокурора и определялись взаимоотношения Прокуратуры СССР с прокуратурами союзных республик).

10) Май 1955 г. – Положение «О прокурорском надзоре в СССР» (закрепило основные положения и задачах прокурорского надзора и методах его осуществления).

11) 30.11.1979 г. – принят закон СССР «О прокуратуре СССР» (закон был принят в связи с принятием новой Конституции СССР 1977 г. Значительно расширялся круг объектов надзора)

12) январь 1993 г. принимается закон «О прокуратуре РБ»

13) 1996 год – изменения в закон «О прокуратуре РБ» (в связи с внесением изменений в Конституцию РБ 1994 г. на республиканском референдуме): Генеральный прокурор стал назначаться Президентом РБ с согласия Совета Республики (ранее назначался Верховным Советом); Ген. Прокурор лишался права законодательной инициативы.

14) 8 мая 2007 г. - принят новый закон «О прокуратуре РБ»

15) 1 января 2012 г. вступил в силу новый закон «О прокуратуре РБ» (в связи с введением в РБ такого института как Следственный комитет).

Система права может быть представлена совокупностью отраслей права. Самостоятельный характер любой отрасли права определяется, в первую очередь, предметом и методом правового регулирования. Попытки выделить прокурорское право в качестве самостоятельной отрасли права предпринимались и в советское время (Тадевосян, Мелкумов). Мелкумов предлагал выделить в самостоятельную отрасль права — «прокурорское право» — совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области высшего надзора за точным исполнением законов. При этом он считал неудачным использование наименования «прокурорский надзор», «так как оно одновременно определяет соответствующую форму государственной деятельности». Им же были определены предмет и метод правового регулирования указанной отрасли права. Так, под предметом правового регулирования В.Г. Мелкумов понимал «строго определенную область общественных отношений, качественно отличающихся от общественных отношений, являющихся предметом других отраслей права». Метод правового регулирования им определялся по ряду признаков:

а) основания установления прав и обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов рассматриваемых отношений;

в) характер взаимоотношений этих субъектов;

г) особенности правовых мер воздействия способов, оснований и процедур их применения.

Выделение предмета и особого метода правового регулирования позволило и В.К. Звирбуль сформулировать тезис об образовании прокурорским надзором самостоятельной отрасли права, который признается большинством авторов и в настоящее время. Идеи В.С. Тадевосяна, В.Г. Мелкумова получили развитие в работах М.Н. Маршунова, В.Д. Ломовского, В.Г. Даева.

Предмет прокурорского надзора: общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов

Место в сист права:

ПН нельзя определить как отрасль права в том понимании, в каком ее признает прав сист РБ. ПН м назвать комплексной отр пр, но в сист РБ таких не сущ-ет, а если отсечь и ПН все нормы, входящие в др отр пр и отставить только н пр, касающ-ся непоср-но организ и д-ти прок-ры, то это не составит полноценную отрасль. Т.о. ПН = комплексная отрасль зак-ва/ отрасль юрид науки (Винокуров)

- Общая теория права рассматривает прокурорский надзор как форму государственной деятельности, показывает роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка.

- Конституционное право изучает место прокуратуры в системе органов государства и ее взаимоотношения с ними.

- Административное право рассматривает деятельность прокуратуры по общему надзору в свете обеспечения законности в государственном управлении.

- Судоустройство даёт общее представление об учреждении прокуратуры, системе её органов.

- Уголовный и гражданский процесс рассматривают полномочия прокурора при производстве предварительного следствия, а так же при рассмотрении дел в судах

- Криминология излагает вопросы, связанные с деятельностью прокурора по изучению и предупреждению преступности.

Таким образом курс прокурорского надзора даёт цельное представление об организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: