Примечания. · 1. Для автора, который писал свою книгу в начале 20-х годов XX века

· 1. Для автора, который писал свою книгу в начале 20-х годов XX века. (Прим. пер.)

(^ ^ ^)

· 2. Paris. Jacques du Puys. 4-е изд., 1580. Предисловие, адресованное де Ту, подписано «De Laon, ce xx iour de Decembre, M.D.LXXIX». До 1604 г. эта книга выдержала 9 изданий. Наиболее полное было осуществлено в Париже в 1587 г. В добавление к тексту оно содержит 10 дополнительных страниц, касающихся дела колдуна Абеля де ла Рю, казненного в 1582 г.

(^ ^ ^)

· 3. Первая папская булла, посвященная проблеме колдовства, была опубликована Александром IV 13 декабря 1258 г. Последний папский указ, относящийся к этому преступлению, принадлежит Урбану VIII и называется «Inscrutabilis iudiciorum Dei altitudo». 1 апреля 1631 г. Последний суд по обвинению в колдовстве был произведен в Лейчестере в 1717 г. над старой женщиной и ее сыном. В 1722 г. была произведена последняя казнь над шотландской ведьмой в Лоте. Английский и шотландский статуты о ведовстве были отменены в 1735 г. Ирландский статут продержался до 1821 г. В баварском местечке Кемптен казнь над сумасшедшей еретичкой по обвинению в колдовстве была совершена в 1775 г. В швейцарском кантоне Гларус девица Анна Гельди была повешена как ведьма 17 июня 1782 г. Две ведьмы также были повешены в Польше уже в 1793 г.

(^ ^ ^)

· 4. Roland Brevannes. Les Messes Noires, I tableau, scene vii.

(^ ^ ^)

· 5. Во время научной дискуссии о Шекспире я слышал, как один весьма высокообразованный литератор категорично отметал возможность того, что елизаветинцы могли верить в ведовство.

(^ ^ ^)

· 6. Картина выставлялась в Лондоне в марте 1925 г.

(^ ^ ^)

· 7. Qu’elle, &sa mere montoeint sur une ramasse, & que sortans le con-teemont de la cheminee elles alloient par l’air en ceste facon au Sabbat. Boguet, Discours, p. 104.

(^ ^ ^)

· 8. Глэнвил, часть 2, с. 194.

(^ ^ ^)

· 9. Julius Wellhausen. Reste arabischen Heidenthums, S.159, Berlin, 1897.

(^ ^ ^)

· 10. См. книгу мисс Мюррей «Культ ведьм» (1921), Приложение V, с. 279 – 280.

(^ ^ ^)

· 11. Boguet, Discours, XVI, 4.

(^ ^ ^)

· 12. Бенджамин Торп. Monumenta ecclesiastica, II, p. 34. London, 1840. Впервые была опубликована Вассеншлибеном в 1851 г. Изд. Migne, PL. (Patrologiae cursus completus. Series latina), vol. XCIX.

(^ ^ ^)

· 13. Calendar of State Papers, Domestic, 1584.

(^ ^ ^)

· 14. Сэр Вальтер Скотт. Демонология и ведовство. Письмо V дает описание этого расследования. В свете последних изысканий его выводы можно несколько подправить.

(^ ^ ^)

· 15. Pitcairn, I, p. 162.

(^ ^ ^)

· 16. Осуждена и сожжена (лат.).

(^ ^ ^)

· 17. Proceedings of the Society of Antiquaries of Scotland, New Series, vol. X, Edinburgh.

(^ ^ ^)

· 18. Сэр Джеймс Мелвилл. Memoirs. Edinburgh. p. 395 – 396.

(^ ^ ^)

· 19. Гравюра на титульном листе. Страницы не пронумерованы.

(^ ^ ^)

· 20. Flying Ointments. Согласно книге мисс Мюррей о культе ведьм, с. 279, скандалы времен Людовика XIV о проведении черных месс были тесно связаны с делами об отравлениях. Лавузен был известным торговцем приворотными зельями. В литературе часто обсуждалась вероятность отравления короля, дофина, Кольбера и других ведущих деятелей эпохи.

(^ ^ ^)

· 21. Дион Кассий, XLIX, 43.

(^ ^ ^)

· 22. Ibid, LII, 36.

(^ ^ ^)

· 23. Светоний, Август, 31.

(^ ^ ^)

· 24. Тацит. Анналы, II, 32. More prisco. Ut eum infelici arbori alligatum uirgis caedi, et postremo securi percuti iuberent.

(^ ^ ^)

· 25. Ibid, XII, 32.

(^ ^ ^)

· 26. Светоний. Вителлий, 14.

(^ ^ ^)

· 27. Дион Кассий, LXVI, 10.

(^ ^ ^)

· 28. La magie et la Sorcellerie. Paris, 1912. I. p. 33.

(^ ^ ^)

· 29. Memoirs of Extraordinary Popular Delusions, II, p. 117.

(^ ^ ^)

· 30. Даты этот автор дает столь же неверные, как и имена. Джованни Баттиста Чибо был избран папой 29 августа 1484 года, рассматриваемая булла была выпущена в декабре того же года, а не в 1488 году.

(^ ^ ^)

· 31. Rise and Influence of Rationalism in Europe, p. 1.

(^ ^ ^)

· 32. Dictionary of Universal Biography, VIII, 1890.

(^ ^ ^)

· 33. Более подробно об этом написано в моей работе «География ведовства», где дается полный текст буллы.

(^ ^ ^)

· 34. См. Послания.

(^ ^ ^)

· 35. Гомилии, XLVI.

(^ ^ ^)

· 36. Sententianum, III

(^ ^ ^)

· 37. Феодосий II. Новеллы. Тит. 3. 438 год.

(^ ^ ^)

· 38. Uanissimus (то есть Priscillianus) et plus iusto inflatior profanarum rerum scientia: quin et magicas artes ab adolescentia cum exercuisse creditum… (Сульпиций Север, II, 47)

(^ ^ ^)

· 39. Ли в «Истории инквизиции в Средние века» (1888) I, 215 заявляет, что репрессии были обоснованы Львом I и что последующие эдикты против ересей были следствием церковной позиции. Это совершенно не соответствует исторической действительности. Автор не постеснялся слова императора приписать Папе.

(^ ^ ^)

· 40. Из проповеди, опубликованной в 1896 году падре Мореном в Revue benedictine, c. XIII, p. 205.

(^ ^ ^)

· 41. Epistola Elipandi ad Alcuinu, // PL, vol. CXCVI, col. 872; Alcuin. Opera Omnia // PL, vol. C-CI, особенно Liber Albini contra haeresim Felicis; Libri VII aduersus Felicem; Aduersus Elipandum Libri IV. Florez. Espana sagrada. V, c. 562; Menendez i Pelayo. Historia de los heterodoxes espanoles, Madrid, 1880, I, p.274.

(^ ^ ^)

· 42. Мученичество св. Петра получило достойное отражение в иконографии. Произведение Тициана с этим сюжетом находилось в доминиканской церкви Сан-Джованни и Паоло в Венеции и было уничтожено во время пожара 16 августа 1867 года. Сохранились картины Лоренцо Лот-то и Беллини. Гробница св. Петра находится в Сан-Евстархио, в Милане. Канонизация имела место 25 марта 1253 года и была совершена Иннокентием IV.

(^ ^ ^)

· 43. Муратори. Antiquitates italicae medii aevi, Milano, 1738 – 1742.

(^ ^ ^)

· 44. Габриэль Россетти. Disquisitiones, Т. 1, p. 27.

(^ ^ ^)

· 45. Gervasius Dorobernensis. Chronicon.

(^ ^ ^)

· 46. Vita S. Romanoe, n.10, Acta SS. Die, 3 Oct, c.138. S.Grigorii VII, Lib.1, Epistola 75, ad Philippum.

(^ ^ ^)

· 47. Labbe Ph. Sacrosanta consilia. Изд. в 18 томах. 1671. Т.X. col.84

(^ ^ ^)

· 48. Quarum verum rex uester, qui non rex sed tyrannus dicendus est, suadente diabolo, caput et causa est, qui omnem aetatem suam flagitiis et faci-noribus polluit. Та м же, col. 72.

(^ ^ ^)

· 49. Sane… prouinciali ordinis praedicatorum in eodem regno dedimus in mandatis, ut aliquibus fratribus suis aptis ad hoc, inquisitionem contra illos commiteret in regno prefato… fraternitate tue… mandamus quaternis… per alios qui ad hoc idonei uidebuntur, festines… procedere in inquisitionis nego-tio et ad dominicum certamen accingi. Ripoll et Bremond, Bullarium ordinis S. Dominici I, c. 80 (8 т., Romae, 1737).

(^ ^ ^)

· 50. Fratres… qui ad praedicandum crucem uel inquirendum contra praui-tatem haereticam… sunt deputati. Wadding. Annales Minorum. 2-е изд. 24 т., Romae, 1732, III, 144.

(^ ^ ^)

· 51. В своей книге «Гностические ереси».

(^ ^ ^)

· 52. Jules Bois. Le Satanisme et la Magic, p. 6.

(^ ^ ^)

· 53. Правда, св. Августин не обвиняет манихеев в подобных непотребствах, но известно, что они приоткрывали свои пороки с большой осторожностью, а св. Августин был лишь новообращенным, одним из слушателей, и не мог знать о всех мерзостях, там происходящих.

(^ ^ ^)

· 54. Extra ciuitatis educti muros in quodam tuguriolo copioso igne accenso…cremati sunt. Gesta synodi Aurelianensis. Arnould. L’Inquisition. Paris, 1869. VI, p. 46.

(^ ^ ^)

· 55. Sed antequam ad conflictum ueniamus, de cibo illo, qui coelestis ab illis dicebatur, quali arte conficiebatur, nescientibus demonstrare curabo. Congregabantur si quidem certis noctibus in domo denominata, singuli lucernas tenentes in manibus, ad instar litaniae demonum nomina declamabant, donec subito Daemonum in similitudine cuiuslibet bestiolae inter eos uiderent descen-dere. Qui statim, ut uisibilis ille uidebatur uisio, omnibus extinctis luminaribus, quamprimum quisque poterat, mulierem, quae ad manumsibi ueniebat, ad abu-tendum arripiebat, sine peccati respectu, et utrum mater, aut soror, aut monacha haberetur, pro sanctitate et religione eius concubitus ab illis aestimabatur; ex quo spurcissimo concubitu infans generatus, octaua die im medio eorum copioso igne accenso probabatur per ignem more antiquorum Paganorum; et sic in igne crema-batur. Cuius cinis tanta ueneratione colligebatur atqui custodiebatur, ut Christiana religiositas Corpus Christi custodire solet, aegris dandum de hoc saeculo exituris ad uiaticum. Inerat enim tanta uis diabolicae fraudis in ipso cinere ut quicumque de praefata haeresi imbutus fuisset et de eodem cinere quamuis sumendo parum praelibauisset, uix unquam postea de eadem haeresi gressum mentis ad uiam ueritatis dirigere ualeret. De qua re parum dixisse sufficiat, ut Christicolae caueant se ad hoc nefario opere, non ut studeant sectando imitari. Schmidt. Histoire et doctrine des Cathares ou Albigeois. Paris, 1849. I, p. 31.

(^ ^ ^)

· 56. G. R. Kinloch. Reliquioe Antiquae Scoticae. Edinburgh, 1848.

(^ ^ ^)

· 57. Adhemar de Chabannes (Ангулемский монах). Сhronicon. Recueil des historicus, vol. X, p. 163.

(^ ^ ^)

· 58. Fabre Palaprat. Recherches Historiques sur les Templiers. Paris, 1835.

(^ ^ ^)

· 59. F. G. Buskitt. The Religion of Manichees. Cambridge University Press, 1925.

(^ ^ ^)

· 60. The Philosopher, июль – август 1924.

(^ ^ ^)

· 61. The Philosopher, январь – март 1925. Альбигойцы. С. 20 – 25. Может быть рекомендована вся статья, написанная с большой тщательностью.

(^ ^ ^)

· 62. Joanny Bricaud, автор ряда книг, таких как Elements d’Astrologi; Un disciple de Cl. de Saint-Martin, Dutoit-Membrini; Premiers Elements d’Occultisme; La petite Eglise anticoncordataire, son histoire, son etat actuel; J.K. Huysmans et la Satanisme; Huysmans, Occultiste et Magicien.

(^ ^ ^)

· 63. In Uerrem. IV, 43.

(^ ^ ^)

· 64. H. Th. Pyl. Die griechischen Rundbauten. 1861, S. 67.

(^ ^ ^)

· 65. Плутарх. Тесей, 36. Кимон, 8.

(^ ^ ^)

· 66. Основным авторитетом является здесь Павсаний. См.: Rohde. Psyche I. p. 161.

(^ ^ ^)

· 67. Clarendon Press, 1921.

(^ ^ ^)

· 68. The Witch-Cult in Western Europe, p. 16. Правда заключается в том, что члены Братства свободного духа, анархисты, исповедующие заблуждения адамитов, в XIII столетии действительно шли на костер с песнями радости. Но, вероятно, они находились под воздействием алкогольных напитков или наркотиков. J. L. Mosheim. Ecclesiastical History. London, 1819. III, p. 278. Адамиты объединялись в редкую по распущенности секту, именовавшую свою церковь раем и проводившую службы в состоянии полной обнаженности. Будучи гностиками, они настаивали на полной отстраненности от всех моральных законов. Жили они в общинах, где господствовал своеобразный коммунизм. Богемские адамиты существовали еще в 1849 году. В России teleschi ветвь секты, известной как Divine Men (хлысты?), совершала свои богослужения при полной наготе ее участников, которые следовали, таким образом, примеру Адама и Евы в раю. Эти собрания заканчивались, как правило, всеобщим развратом.

(^ ^ ^)

· 69. The Witch-Cult in Western Europe, p. 161.

(^ ^ ^)

· 70. Там же.

(^ ^ ^)

· 71. Additional Notices of Major Weir and his Sister; Sinclair. Satan’s Invisible World. Репринт, 1875.

(^ ^ ^)

· 72. Anxiomania.

(^ ^ ^)

· 73. Criminal Trials, 1536 – 1784; Hugo Arnot, 1785.

(^ ^ ^)

· 74. …the cause and interest of Christ…

(^ ^ ^)

· 75. Ravillac Rediuius, George Hickes, 1678.

(^ ^ ^)

· 76. Iubemus namque, auctores quidem et principes, una cum abominandis scripturis eorum seueriori poenia subiici, ita ut flammeis ignibus exurantur. Бароний, 287, 4.

(^ ^ ^)

· 77. Scio multos [Proconsules] et ad bestias damnasse sacrilegos, nonnullos etiam uiuos exussisse. Lex Romana Visigothorum nouella, XLVIII, tit. XIII, c. 6 – 7.

(^ ^ ^)

· 78. Plures etiam per Italiam tunc huius pestiferi dogmatis sunt reperti, qui aut gladiis, aut incendiis perierunt.

(^ ^ ^)

· 79. Tanchelin, Tanchelinus, Tandomus, Tanchelmus. Истории этого революционного движения было посвящено немало исследований. Мы хотим перечислить лишь несколько публикаций. Corpus documentorum Inquisitionis hereticae prauitatis neerlandicae, ed. Paul Fredericq, T.1, p.16. Ghent, 1889; Tanchelijn Janssen’s в Annales de l’academie Royale d’arche-ologie de Belgique, T. XXIII, p. 448, 1867; Foppens. Historia Episcopatus Antuerpiensis, c. 8, 146. Брюссель, 1717. Dierxsens. Antuerpia Christo nascens et crescens, T. 1, p. 88, Antwerp., 1773; Poncelet. Saint Norbert et Tanchelin d’Anvers в Bibliotheque norbertine, T. 2, p. 97, 1900; De Schapper. Reponse a la question: Faites connaitre l’heresiarque Tanchelin et les erreurs qu’il repandit au commencement du XIII siecle (ошибка, на самом деле век XII) в Collationes Brugenses, T. XVII, p. 107, 1912; L. Vander Essen. De Katterij van Tanchelm in de XII eeuw в Ons Geloof, T. II, p. 354, 1912; Antwerpen en de H.Norbertus в Bode wan Onze Liere Vrouw van het H.Hert van Averbode, 18. 19. p. 207 – 211, 217 – 220, 1914.

(^ ^ ^)

· 80. «И этот злобный и распутный негодяй повел себя столь открыто и так явно проявил себя врагом христианской веры и всех церковных обрядов, что отрицал достоинство епископов и священников и что следует относиться к ним с уважением; более того, он утверждал, что причащение Телом и Кровью Спасителя нашего Господа отнюдь не дает вечной жизни и не способствует спасению душ человеческих».

«Erat quidem ille sceleratissimus et christianae fidei et totius religionis inimicus in tantum ut obsequium episcoporum et sacerdotum nihil esse diceret, et sacrosancti corporiset sanguinis Domini J.C. perceptionem ad salutem perpetuam prodesse denegeret». Vita Noberti archiepiscopi Magdeburgensis, Vita A // MGH. Scriptores. T. XII, p. 690, ed. G. A. Pertz. Hannover, Berlin.

(^ ^ ^)

· 81. Immo uere ipse angelus Sathanae declamabat ecclesias Dei lupinaria esse reputanda. Nihil esse, quod sacerdotum officio in mensa dominica confi-ceretur; pollutiones, non sacramenta nominanda». Lettres de chanoines d’Utrecht au nom de leur diocese a Frederic, archeveque de Colonge. Apud Fredericq, T. 1, n. 11.

(^ ^ ^)

· 82. Talibus nequitiae successibus miscro homini tanta sceleris accessit auda-cia, ut etiam se Deum diceret, asserens, quia, si Christus ideo Deus est, quia Spiritum Sanctum habuisset, se non inferius nec dissimilius Deum, quia plen-itudinem Spiritus Sancti accepisset. Там же.

(^ ^ ^)

· 83. Вновь напоминаем, что книга писалась в начале 20-х годов. (Прим. пер.)

(^ ^ ^)

· 84. Qui tandem post multos errores et caedes, dum nauuigaret, a quodam presbytero percussus in cerebro occubuit. Sigiberti continuatio. Apud Monument. Germ. Scriptores. T. VI, p. 449. Также см.: Johannes Trithemius, Annales Hirsaugiensis, T. 1, p. 387, Saint-Gall, 1690; Du Plessis d’Argantre, Collectio iudiciorum, T. 1 p.11, Paris, 1728; Scmidt. Histoire et doctrine des Cathares ou Albigeois, T. 1,, p. 49, Paris, 1849.

(^ ^ ^)

· 85. Существует современная этим событиям Vita Norberti, причем есть две версии этого Жития: Vita A Р.Вилманса // MGH. Hag. SS. T. XIII, p. 663 – 706, Hannover, 1853; Vita B Cурия, De probatis Sanctorum his-toriis, Т. III, p. 517 – 547, Cologne, 1572. Другие авторитетные работы на эту тему: J. Van der Sterse. Uita S. Norberti, Antwerp. 1622; Du Pre. La Vic du bienhereux saint Norbert, Paris, 1627; Ch. Hugo. La Vie de St. Norbert, Luxembourg, 1704; G. Madelaine. Histoire de St. Norbert, Lille, 1886; B. Wazasek. Der Hl. Norbert, Vienne, 1914. Отличная и достаточно краткая работа – The life of S. Norbert, 1886, London, написанная моим добрым другом преподобным аббатом Geudens.

(^ ^ ^)

· 86. Память 17 февраля.

(^ ^ ^)

· 87. Ранее провозглашалась по воскресеньям.

(^ ^ ^)

· 88. Ibid, p. 16, 17.

(^ ^ ^)

· 89. Ibid, p. 191.

(^ ^ ^)

· 90. Полная информация на эту тему в великой работе Дидрона Iconographie chretienne, Paris, 1843.

(^ ^ ^)

· 91. Spalding Club Miscellany, I, p. 129, Aberdeen, 1841.

(^ ^ ^)

· 92. Во время черной мессы ведьмы с Нижних Пиренеев (1609) при вознесении гостии повторяли: «Corbeau noir, corbeau noir». De Lancre. Tableau de l’Inconstance des mauvais Anges, Paris, 1613.

(^ ^ ^)

· 93. Ibid, p. 255.

(^ ^ ^)

· 94. Ibid, р. 165. Далеко не очевидно, что слово diable – собственная вставка Бодена вместо имени древнего бога. По сути дела, это предположение было сделано лишь для поддержания собственных доводов и не может быть принято.

(^ ^ ^)

· 95. Ibid, p. 14, 15. Я здесь не пытаюсь заставить моего оппонента дать должный ответ за свои слова, так как вероятно, они были написаны неосознанно.

(^ ^ ^)

· 96. Золотая ветвь, Ч. 1, Т. 1, с. xx.

(^ ^ ^)

· 97. Ibid, p. 19.

(^ ^ ^)

· 98. Книга The Goddess of Ghosts, p. 137 – 158.

(^ ^ ^)

· 99. Кассиодор. Hist. Eccl. VII, 11. Говорит о fetidissimusfons (зловоннейшем источнике) ереси.

(^ ^ ^)

· 100. 1535 – 1598. Его работы были собраны в четырех томах (Paris, 1620) с предисловием Генри Холланда Uita Thomae Stapletoni. Его портрет имеется, между прочим, в аббатстве Дуайе (Douai), Вулхэмптон.

(^ ^ ^)

· 101. Состоялся при Иннокентии III в 1215 году.

(^ ^ ^)

· 102. Diabolus enim et alii daemones a Deo quidem natura creati sunt boni, sed ipsi per se facti sunt mali.

(^ ^ ^)

· 103. Недаром Боссе отмечал, что писания доктора Суареса содержат всю схоластическую философию.

(^ ^ ^)

· 104. Поскольку он противоречил бы определенным (certa) церковным канонам или истинам, основанным на двух предпосылках, из которых одна основана на положениях веры (de fide), другая же самоочевидна.

(^ ^ ^)

· 105. Что в значительной степени объясняет многие глупости спиритизма. Именно через подобных духов приходят ответы к медиумам.

(^ ^ ^)

· 106. Иосиф Флавий. Иудейские древности, XIX, 8, 2.

(^ ^ ^)

· 107. Cветоний. Калигула, XXII. Та м же можно прочитать все детали о культе Калигулы.

(^ ^ ^)

· 108. Эпиграммы, V, 8.1, также IX, 4.

(^ ^ ^)

· 109. id agens ne quis Romae deus nisi Heliogabalus coleretur… Nec Romanas tantum extinguere uoluit religiones, sed per orbem terrae unum studens ut Heliogabalus deus unus ubique coleretur. Элий Лампридий. Антоний Гелиогабал. 3:6.

(^ ^ ^)

· 110. Даже христианский (арианский) император Констанций II страдал от того, что его называли Nostra Aeternitas (Наша вечность).

(^ ^ ^)

· 111. Этот день отмечается 14 сентября, праздник Воздвижения Честного Креста Господня. Вскоре после возвращения Креста он был распилен на небольшие фрагменты, которые были распределены по всему христианскому миру.

(^ ^ ^)

· 112. Didymus. De Trinitate, III, 41.

(^ ^ ^)

· 113. Epiphanius. Haer, XLVIII, 11.

(^ ^ ^)

· 114. Annales de la Propogation de la Foi, 1834, VII, p. 84.

(^ ^ ^)

· 115. Ibbetson. Outlines of Punjaub Ethnography. Calcutta, 1883, р. 123.

(^ ^ ^)

· 116. …vous n’avez pas eu honte de vous agenouiller devant votre Belzebuth, que vous avez adore. J. B. Cannaert. Olim proces des Sorcieres en Belgique. Gand, 1847.

(^ ^ ^)

· 117. Ie me remets de tout poinct en ton pouuoir et entre tes mains, ne recog-nois autre Dieu: si bien que tu es mon Dieu.

(^ ^ ^)

· 118. On dit au Diable nous vous recognoissons pour nostre maistre, nostre Dieu, nostre Createur.

(^ ^ ^)

· 119. John Hutchinson. History of the Provinceof Massachusett’s Bay, 1828, II, p. 31.

(^ ^ ^)

· 120. Satan luy commada de le prier soir et matin, auant qu’elle s’addonat a faire autre oeuure.

(^ ^ ^)

· 121. Wonderful Discoverie of Elizabeth Sawyer, London, 1621.

(^ ^ ^)

· 122. F. G. Lee. More Glimpses of the World Unseen, 1878, p. 12.

(^ ^ ^)

· 123. Potest diabolus eludere sensus et facere ut appareat caput abcisum, De Religione, 1.2, c.16, n.13, t.13, c. 578.

(^ ^ ^)

· 124. Huc. Voyage dans la Tartarie, le hibet et la Chine, I.9, с. 308. Автор отмечает: «Ces ceremonies horribles se renouvellent assez souvent dans les grandes lamaseries de la Tartarie et du Thibet. Nous ne pensons nullement qu’on puisse mettre toujours sur le compte de la supercherie des faits de ce genre: car d’apres tout ce que non avons vu et entendu parmi les nations idolatres, nous sommes persuade que le demon y joue un grand role» (Эти ужасные церемонии нередко проводятся в больших ламствах Татарии и Тибета. Я вполне убежден, что не всегда можно списать подобные акции на ловкость рук и обыкновенные фокусы; после всего, что я видел и слышал, находясь среди язычников, следует признать большую концентрацию сил зла в этих местах).

(^ ^ ^)

· 125. Предпочитаю использовать это слово, а не более популярное «спиритуализм». Спиритизм ныне распространен в Италии, Франции и Германии. «Спиритуализм» – собственно название доктрины, отрицающей то, что содержание вселенной сводится к свойствам и процессам материи.

(^ ^ ^)

· 126. Более подробная информация дается в книге Godfrey Raupert’a «Modern Spiritism», L., 1904.

Cм. также Spiritualism, DublinRewiew, октябрь 1909, очерк монсе-ньора Бенсона, перепечатанный Обществом католической истины.

(^ ^ ^)

· 127. Prognosticare (делать прогноз, от «про-» и «гнозис». – Прим. пер.) – позднее слово. Означает «делать прогноз на основе неких знаков». По-английски to prophesy – предсказывать будущее, не основываясь на каких-либо знаках.

(^ ^ ^)

· 128. Камизарды подверглись справедливому осмеянию д’Юрфе в его комедии «Современные пророки, или Новый ум для мужа», поставленной в Друри Лэйн 5 мая 1709 года и в том же году опубликованной. Один из основных персонажей – Маррон, подлый французский камизар и священник, был создан Боуэном. Подразумевается здесь Эли Марион. В предисловии д’Юрфе говорит о «проклятом жульничестве этих сумасшедших энтузиастов», коих он бичует. Пьеса была сочинена в 1708 году, но постановка перенесена из-за смерти принца-консорта, 28 окт. того года. Свифт в «Предсказаниях на год 1708» пишет: «Июнь. Этот месяц будет отмечен на нашей родине полным разгромом этих смешных энтузиастов, обычно называемых пророками; поскольку придет время, когда исполнятся сроки свершения предсказанных ими пророчеств, они же обнаружат, что события происходят весьма отличные от тех, которые предполагались».

(^ ^ ^)

· 129. См. также: Recit fidele Feshier в Lettres choisies, Lyons, 1715, и Histoire du fanatisme de notre temps Bruey, Montpellier, 1713.

(^ ^ ^)

· 130. Apres que Dieu a parle de sa propre bouche des magiciens et sorciers, qui est l’incrudile qui on peut justement douter?

(^ ^ ^)

· 131. В XIV веке на барельефах средневековых церквей нередко изображались люди, склонившиеся перед дьяволом, поклоняющиеся ему и посвящающие ему свою жизнь в качестве слуг. Мартонн. Piete au Moyen Age. р.137.

(^ ^ ^)

· 132. George Ives. A History of Penal Methods, р. 75. Документированная глава 2 этого труда «Процессы ведьм» заслуживает тщательного прочтения.

(^ ^ ^)

· 133. Philip Schaff. History of the Christian Church.

(^ ^ ^)

· 134. Матвей Парижский. Большая хроника.

(^ ^ ^)

· 135. J. P. Kirsch.

(^ ^ ^)

· 136. Цитата взята из «Истории рационализма в Европе» Lecky, р. 1.

(^ ^ ^)

· 137. Ibid.

(^ ^ ^)

· 138. Преп. Питер Лоример.

(^ ^ ^)

· 139. Впервые опубликовано Исидором Лизе, 1875, p. 21, XIII. Лодовико Мария Синистрари из ордена миноритов родился в Амено, Новаре, 26 февраля 1622 года. Был консультантом верховного трибунала Святейшей канцелярии; генерал-викарием архиепископства Авиньонского; советником по богословию архиепископа Миланского. Известен как omnium scienciarum uir (муж, умудренный во всех науках). Умер 6 марта 1701 года.

(^ ^ ^)

· 140. L’Incredulite et Mescreance du Sortilege, Paris, 1622, p. 38.

(^ ^ ^)

· 141. Subscriptio autem saepissime peragitur proprio sanguine… Sic Augustae referebat Joseph Egmund Schultz, se anno 1671. d. 15 Maji sanguine proprio tinctum manuscriptum, in membrana, nomino picto, obuolutoque muccinio, in media nocte, cum hora undecima et duodecima agebatur, in com-pitum iecisse, atque pactum sic corroborasse… Sic de infausto illo Fausto Widmannus refert, proprio sanguine ex leuiter uulnerato pollice emisso illum se totum diaboli adscripsisse, Deoque repudium misisse. De Sagis, Christian Stridtheckh, Lipsiae, 1691, XXII.

(^ ^ ^)

· 142. См. Gotz. De subscriptionibus sanguine humano firmatis, Lubeck, 1724. Также Scheible, Die Sage vom Faust, Stuttgart, 1847. Насколько мне известно, авторы, специализирующиеся на ведовстве, об этом не писали.

(^ ^ ^)

· 143. Ne foedora quidem incruenta sunt: sauciant se, qui paciscuntur, exem-tumque sanguinem, ubi permiscuere, degustant. Id putant mansurae fidei pignus certissimum.

(^ ^ ^)

· 144. …Uel quia Deus non permittit, uel propter alias rationes nobis occul-tas. De Superstitione, VIII, i. 13.

(^ ^ ^)

· 145. Tunc autem propria culpa diuinationis iam commissa est ab homine, eti-amsi effectus desideratus non fuerit subsecutus (Поскольку грех призывания демонов действительно совершен грешником и совершен добровольно, хотя ему и не удалось добиться желаемого эффекта), ibid.

(^ ^ ^)

· 146. Theologia moralis, 1.iii, n. 28. Monendi sunt se teneri. 1. Pactum expressum, si quod habent cum daemone, aut commercium abiurare et dis-soluere; 2. Libros suos, schedas, ligaturas, aliaque instrumenta artis combu-rere; 3. Comburere chirographum, si habeat, si iuro solus daemonid habeat, non necessario cogendus est ut reddat, quia pactum sufficienter soluitur per poenitentiam; 4. Damna illata resarcire.

(^ ^ ^)

· 147. Болландисты, 4 февраля.

(^ ^ ^)

· 148. Breuiarium Romanum, Paris Autumnalis, 26 cент. Lectio iii Matins. По мотивам этой истории написана знаменитая драма Кальдерона «El Magico Prodogioso».

(^ ^ ^)

· 149. Болландисты, 14 мая. Breuiarium iuxta S. Ordinis Praedicatorum. 14 мая. In Nocturno, Lectiones ii, iii. Touron. Histoire des hommes illustres de l’ordre de Saint Domonique, Paris, 1743.

(^ ^ ^)

· 150. Discoverie of Witchcraft, к нига III.

(^ ^ ^)

· 151. Examination of Joane Williford, London, 1643.

(^ ^ ^)

· 152. John Davenport. Witches of Huntingdon, London, 1646.

(^ ^ ^)

· 153. Glanvill. Sadducismus Triumphatus.

(^ ^ ^)

· 154. Antoinette Bourignon. La Vie exterieure, Amsterdam, 1683.

(^ ^ ^)

· 155. Delrio. Disquisitiones magicae. L.v.sect. 4.t.2. Non eadem est forma signi; aliquando est simile leporis vestigio, aliquando bufonis pedi, aliquando araneae, uel catello, uel gliri.

(^ ^ ^)

· 156. Та м же. In uirorum enim corpore saepe uisitur sub palpebris, sub labi-is, sub axilliis, in humeris, in sede ima: feminis etiam, in mammis uel muliebribus locis.

(^ ^ ^)

· 157. …le Diable leur fait quelque marque comme avec une aleine de fer en quelque partie du corps.

(^ ^ ^)

· 158. Newes from Scotland, London, 1592. Roxburgh Club reprint, 1816.

(^ ^ ^)

· 159. the advocate for the instruction of the assyze producing the declaration of two witnesses, that being in the tolbuirth, saw Mr.John Aird, minister, put a pin in the pannell’s shoulder up to the heid, and no bluid followed thereupon, nor she shrinking thereat; which was againe done in the justice-depute his own presence.

(^ ^ ^)

· 160. Abbreviate of the Justiciary Record.

(^ ^ ^)

· 161. Nous, medecins et chrurgiens soussingnes, suivant le commandement a nous fait par messire Anthoine de Thoron, sieur de Thoron, conseiller du roy en sa cour de parlement, avons visite messire L.Gaufridy au corps duquel avons remarque trois petites marques peu differentes en coloer du reste du cuir. L’une en sa cuisse senestre sur le milieu et en la partie inferieure, en laquelle ayant enforce une aiguille environ deux travers de doigts n’a senti aucune douleur, ni de la place n’est sorti point de sang ni autre humidite.

Le seconde est en la region des lombes en la partie droite, un poulce pres de l’epine du dos et quatre doigts au-dessus les muscles de la fesse, en laque-lle nous avons enfonce l’aiguille trois travers de doigts, la laissons comme avions fait a la premiere plantee en cette partie quelque espace de temps, sans toute-fois que le dit Gaufridy ait senti aucune douleur et que sang ni humeur quel-conque en soit sorti.

Le troisieme est vers la reion du coeur. Laquelle, au commencement qu’on mit l’aiguille parut comme les autres sans sentiment; mais a mesure que l’on enfoncait fort avant, il dit sentir quelque douleur; ne sortant toutefois aucune humidite, et l’ayant visite le lendemain au matin, n’avons reconnu aux parties piquees ni tumeur, ni rougeur. A cause de quoi nous disons telles marques insensibles en rendant point d’humidite etant piquees, ne pouvoir arriver par aucune maladie du cuir precedante, et tel faisons notre rapport ce 10 mars, 1611. Fontaine, Grassy, medecins; Merindol, Bontemps, chirurgiens.

Интересно, что отысканию клейм дьявола на теле обвиняемого придавалось такое большое значение, что, когда этот медицинско-юридический отчет был зачитан в суде, отец Себастиан Микаэлис, ученый доминиканец, бывший советником в этом деле, невольно воскликнул, пораженный ужасом: «Боже праведный, будь мы в Авиньоне, этот человек завтра же был бы казнен!» Гофриди признался: «J’advoue que les dites marques sont faites pour protestation qu’on sera toujours bon et fidele serviteur du diable toute la vie» (Признаюсь, что эти знаки были получены мною от дьявола и означают, что я буду верным его слугою всю мою жизнь).

(^ ^ ^)

· 162. Pitcairn. Records of Justiciary. В 1663 году Кинкэйд подвергся тюремному заключению сроком на 9 недель за то, что занимался прокалыванием без санкции судьи. Он был освобожден лишь по причине своего значительного возраста и при условии, что впредь не будет никого «протыкать».

(^ ^ ^)

· 163. Перед тем как приступить к прокалыванию, тело и голова обривались наголо. Это было обычной процедурой в ходе дознания в делах по обвинению в ведовстве. Мы сталкиваемся с этим практически во всех делах. Как правило, для проведения этой процедуры призывался цирюльник. См., например, дела Гофриди и Грандье, где даются все детали.

(^ ^ ^)

· 164. The Wardlow Manuscript, p. 446. Scottish History Society publication, Edinburgh.

(^ ^ ^)

· 165. The Witch Cult in Western Europe, p. 86.

(^ ^ ^)

· 166. Анжелика в пьесе «Любовь за любовь» (1695), высмеивая своего суеверного старого дядю Форсайта и няню, восклицает: «Смотри же, нянюшка; у меня есть свидетель, что под левой рукой у тебя есть большой сосок, происхождения далекого от природы; и у него такой же; и что ты кормишь им молодого демона, имеющего вид полосатого кота».

(^ ^ ^)

· 167. The most wonderful… storie of a… Witch named Alse Gooderidge, London, 1597.

(^ ^ ^)

· 168. Goodscole. Wonderful Discovery of Elizabeth Sawyer, London, 1621. Существует аллюзия в драме Форда и Деккера, IV: Сойер: Мой милый Том, иди сюда… Утешь меня: сейчас тебе я дам сосок. Собака: Гав-гав! Сейчас его я пососу.

(^ ^ ^)

· 169. W. B. Gerish. The Devil’s Delusions, Bishops Stortford, 1914.

(^ ^ ^)

· 170. Prodigious and Tragicall Histories, London, 1652.

(^ ^ ^)

· 171. W. B. Gerish. Relation of Mary Hall of Gadsden. 1912.

(^ ^ ^)

· 172. T. B. Howell. State Trials, London, 1816.

(^ ^ ^)

· 173. Cotton Mather. Wonders of the Invisible World.

(^ ^ ^)

· 174. Два местных миланских ордена, Apostolini св. Варнавы и братство св. Амброзия в Немю, были объединены бреве Сикста V 15 августа 1589 года. 11 января 1606 года Павел V одобрил новые установления. Братство ввиду своей немногочисленности было распущено Иннокентием X в 1650 году. Одежда братьев состояла из туники, широкого наплечника и капюшона каштанового цвета. Их делали из плотной ткани; на улице братья одевали широкий плащ того же цвета, что и их обычное одеяние.

(^ ^ ^)

· 175. E. Goldsmid. Confessions of Witches under Torture, Edinburgh, 1886.

(^ ^ ^)

· 176. renoncer et renier son Createur, la saincte Vierge, les Saincts, le Baptesme, pere, mere, parens, le ciel, la terre et tout ce qui est au monde. Tableau de l’Inconstance des mauvais Anges, Paris, 1613.

(^ ^ ^)

· 177. Je, Lois Gaufridi, renonce a tous les biens tant spirituels que temporels qui me pouvraient etre conferes de la part de Dieu, de la Vierge Marie, de tous les Saints et Saintes du Paradis, particulierement de mon patron Saint Jean-Baptiste, Saintes Pierre, Paul, et Francois, et me donne corps et ame a vous Lucifer ici present, avec tous les biens que je possederai jamais (excepts la valeur des sacrements pour le regard de ceux qui les recurent). Ainsi j’ai signe et atteste. Confession faicte par messire Loys Gaufridi, prestre en l’eglise des Accoules de Marseille, prince des magiciens… a deux peres capucins du cou-vent d’Aix, la veille de Pasques le onzieme avril mil six cent onze. A Aix, par Jean Tholozan, MVCXI.

(^ ^ ^)

· 178. Je renonce entierement de tout mon coeur, de toute ma force, et de toute ma puissance a Dieu le Pere, au Fils et au Saint-Esprit, a la tres Sainte Mere de Dieu, a tous les anges et specialement a mon bon ange, a la passion de Notre Seigneur Jesus Christ, a Son Sang, a tous les merites d’icelle, a ma part de Paradis, a toutes les inspirations que Dieu me pourrait donner a l’avenir, a toutes les prieres qu’on a faites et pourrait faire pour moi.

(^ ^ ^)

· 179. S. Pius V, Булла Consueuerunt, 17 сентября 1569 года. Блаж. Франсиско де Поссадас, Vida di Santo Domingo, Madrid, 1721.

(^ ^ ^)

· 180. В Англии в это время владение Agnus Dei расценивалось как уголовное преступление.

(^ ^ ^)

· 181. Spondent quod… ad conuentus nocturnos diligenter accedent.

(^ ^ ^)

· 182. Coven, coeven, covine, curving, covey. Впрочем, существуют и другие варианты этого слова.

(^ ^ ^)

· 183. R. Pitcairn. Criminal Trials, Edinburgh, 1833.

(^ ^ ^)

· 184. Examination of Certain Witches, Philobiblion Society, London, 1863 – 1864.

(^ ^ ^)

· 185. Thomas Potts. Discovery of Witches.

(^ ^ ^)

· 186. qu’elle a veu souuent baptiser des enfans au sabbat, qu’elle nous expli-qua estre des enfans des sorcieres et non autres, lesquelles ont accoutume faire plustost baptiser leurs enfans au sabbat qu’en l’eglise. Pierre de Lancre. Tableau de l’Inconstance des mauvais Anges, Paris, 1613.

(^ ^ ^)

· 187. qu’on baptise des enfans au Sabbat auec du Cresme, que des femmes apportent, et frottent la verge de quelque homme, et en font sortir de la semence qu’elles amassent, and la meslent auec le Cresme,puis mettant cela sur la teste de l’enfant en prononsant quelque paroles en Latin. Arrest et procedure faicte par le Lieutenant Criminel d’Orleans contre Siluain Neuillon.

(^ ^ ^)

· 188. Dit que sa mere le presenta (dit-on) en l’aage de trois ans au Sabbat, a un bouc, qu’on appelloit l’Aspic. Dit qu’il fut baptise au Sabbat, au Carrior d’Oliuet, auec quatorze ou quinze autres, et que Jeanne Geraut porta du Chresme qui estoit jaune dans vn pot, et ledit Neuillon ietta de la semence dans ledit pot, et vn nomme Semelle, et brouilloient cela auec vne petite cuilliere de bois, et puis leur en mirent a tous sur la teste.

(^ ^ ^)

· 189. Jadvoue comme on baptise au Sabbath et comme chacun sorcier fait voeu particulierement se donnant au diable et faire baptiser tous ses enfants au Sabbath (si faire se peut). Comme aussi l’on impose des noms a chacun de ceux qui sont au Sabbath, differents de leur propre nom. J’advoue comme au bapteme on se sert de l’eau, du soufre et du cel: le soufre rend esclave le diable et le sel pour confirmer le bapteme au service du diable. J’advoue comme la form et l’intention est de baptiser au nom de Lucifer, de Belzebuth et autres diables faisant le signe de la croix en le commencant par le travers et puis le poursuivant par les pieds et finissant a la tete. Confessions faicte par messire Loys Gaufridi, prestre en l’eglise des Accoules de Marseille, prince des magiciens, MVCXI.

(^ ^ ^)

· 190. Приложение Энтони Хорнеха к труду Глэнвила «Sadducismus Triumphatus», London, 1681.

(^ ^ ^)

· 191. W. Wright, Newes from Scotland, London, 1592.

(^ ^ ^)

· 192. Praestant Daemoni… iuramentum super circulo in terram sculpto fort-assequia cum circulos sit Symbolum Divinitatis, et terra scabellum Dei sic certe uellet eos credere se esse Dominum coeli et terrae. Guazzo. Compendium. Я исправил текст, где было «uellet eos credere eum esset».

(^ ^ ^)

· 193. Даже такие проницательные исследователи, как мисс Мюррей.

(^ ^ ^)

· 194. Dressant quelque forme d’autel sur des colones infernales, et sur iceluy sans dire le Confiteor, ny l’Alleluya, tournant les feuillets d’vn certain liure qu’il a en main, il commence a marmoter quelques mots de la Messe. De Lancre. Tableau, p. 401.

(^ ^ ^)

· 195. que le Sabbat se tenoir dans vne maison… Vit aussi vn grand homme noir a l’opposite de celuy de la cheminee, qui regardoit dans vn livre, dont les feuillets estoient noirs et bleuds, et marmotait entre ses dents sans entendre ce qu’il dis-oit, leuoit vne hostie noire, puis vn calice de meschant estain tout crasseux.

(^ ^ ^)

· 196. On dit la Messe, et que c’est le Diable qui la dit, qu’il a vne Chasuble qui a vne croix: mais qu’elle n’a que trois barres: et tourne le dos a l’Autel quand il veut leuer l’Hostie et le Calice, qui sont noirs, et marmote dans vn liure, duquel le couuerture est toute velue comme d’vne peau de loup, auec des feuillets blancs et rouge, d’autres noirs.

(^ ^ ^)

· 197. On lisait la messe dans le livre des blasphemes, qui servait de canon et qu’on employait aussi dans les processions. Il renfer mait les plus horribles mele-dictions contre la sainte Trinite, le Saint Sacrement de l’autel, les autres sacre-ments et les ceremonies de l’Eglise, et il etait ecrit dans une langue qui m’etait inconnue. Gurres, La Mystique Divine, Charles Sainte-Foi, V, р. 230. Рецензия в Die christliche Mystik Бореция и Краузе, Ганновер, 1893 – 1897.

(^ ^ ^)

· 198. W. Wright, Newes from Scotland, London, 1592.

(^ ^ ^)

· 199. Книга III, с. 42.

(^ ^ ^)

· 200. T. B. Howell. State Trials, London, 1816, IV, р. 844, 846.

(^ ^ ^)

· 201. S. Caleb. Les Messes Noires, Paris.

(^ ^ ^)

· 202. Apres ce que nous ont appris les livres et les ames, il ne nous est pasper-mis de douter, et notre devoir est de combattre, ne fut-ce que par un simpleaf-firmation, les nombreux auteurs qui, effrontement ou temerairement, traitent ces horreurs de fables ou d’hallucinations. La Mystique Divine, второе изд. Paris, 1902, III, p. 269, 270.

(^ ^ ^)

· 203. Ces histoires, loin d’etre fabuleuses, ont toute l’authenticite que peut leur donner une procedure instruite avec tout le zele et la talent que pouvaient y apporter des magistrats eclaires et consciencieux, auxquels, a toutes les epo-ques, les faits ne manquaient pas. Libre III, c. 8

(^ ^ ^)

· 204. De Ciuitate Dei, xv. 23.

(^ ^ ^)

· 205. Esse eorum (qui usialiter incubi uel succubi nominantur) et concupis-centiam eorum libidinosam, necnon et generationem ab eis esse famosam atque credibilem fecerunt testimonia uirorum et mulierem qui illusiones ipsorum, molestiasque et improbitates, necnon et uiolentias libidinis ipsorum, se passos fuisse testificati sunt et adhuc asserunt. De Universitate, Secunda pars, III, 25.

(^ ^ ^)

· 206. Si tamen ex coitu daemonum aliqui interdum nascuntur, hoc non est persemenab eis decisum, aut a corporibus assumptis; sed per semen alicuius hominis ad hoc acceptum, utpote quod idem daemon qui est succubus ad uirum, fiat incubus ad mulierem. Summa. Pars Prima. Quaestio 1, a 3, at 6.

(^ ^ ^)

· 207. Succumbunt uiris in specie mulieris, et ex eis semen pollutionis suscipi-unt, et quadam sagacitate ipsum in sua uirtute custodiunt, et postmodum, Deo permittente, fiunt incubi et in uasa mulierum transfundunt. Sententiarum, Liber II, d.viii, Pars Prima, a. 3, q. 1.

(^ ^ ^)

· 208. Docet S. Thomas… et consentiunt communiter reliqui theologi… Ratio huius sententiae est quia tota illa actio non excedit potestatem naturalem daemonis, usus autem talis potestatis est ualde conformis prauae uluntati daemonis, et iuste a Deo permitti potest propter aliquorum hominum peccata. Ergo non potest cum fundamento negari, et ideo non immerito dixit Augustinus, cum de illo usu multis experientiis et testimoniis constet, non sine impudentia negari. De Angelis, l.iv.c.38, nn. 10, 11.

(^ ^ ^)

· 209. Начат в 1665 году фра Франсиско де Хесус-Мария.

(^ ^ ^)

· 210. Negant aliqui, credentes impossible esse quod daemones actum car-nalem cum hominibus exercere ualent. Sed tenanda est ut omnino certa con-traria sententia. Theologia Moralis. Tr.xxi. c.11, p. 10, nn. 180, 181.

(^ ^ ^)

· 211. Idem daemon qui est succubus ad uirum potest fieri incubus ad mulierem. Cм. его знаменитый труд Summa S. Thomas hodiernis Acade-miarum moribus accomdata, 19 томов, Liege, 1746 – 1751.

(^ ^ ^)

· 212. De Seruorum Dei Beatificatione, Romae, MDCCXC, Cura Aloysii Salvioni. T.VII, p. 30 – 33.

(^ ^ ^)

· 213. Quae leguntur de Daemonibus incubis et succubis… Quamuis enim praedicti concubitus communiter admittantur, sed generatis a nonnullus excludetur… alii, tamen, tum concubitum, tum generationem fieri posse, et factam fuisse existimauerunt, modo quodam nouo et inusitate, et hominibus incognito. Cанчо Авильский, епископ Мурсии, Хаена и Сигуэнцы, исповедник св. Терезы в комментарии на книгу «Исход» обсуждает следующий странный вопрос: An Angeli de se generare possint?

(^ ^ ^)

· 214. Quidam hos daemones incubos uel succubos dari negarunt; sed com-muniter id affirmant auctores.

(^ ^ ^)

· 215. Ad bestialitatem autem reuocatur peccatum eum daemone succubo, uel incubo; cui peccato superadditur malitia contra religionem; et praeterea etiam sodomiae, adulterii, uel incestus, si affectu uiri, uel mulieris, sodomitico, adul-terino uel incestuoso cum daemone coeat. Lib. III, Tract iv.c. 2. Dubium 3.

Cлово bestialitas c богословской точки зрения следует толковать существенно шире, чем английское bestiality (скотоложество). В 1222 году некий декан после суда, произведенного архиепископом Лэнгтоном, был сожжен в Оксфорде по обвинению в скотоложестве. Он принял иудаизм для того, чтобы жениться на еврейке. Профессор Эванс отмечает: «Довольно странным кажется то, что христианские законники приняли еврейский закон о наказании смертью лиц, имевших сексуальные контакты с животными, а потом так его расширили, что под последними стали пониматься сами евреи. Юристы серьезно занимались вопросом, следует ли считать сожительство христианина с еврейкой или, наоборот, еврея с христианкой содомией. Дамхудер (Prax.rer.crim.) cчитал, что следует. Николай Боер приводит пример некоего Иоанна Аларда, или Жана Алара, который содержал в своем доме в Париже еврейку и имел от нее нескольких детей: он был обвинен по этому поводу в содомии и сожжен вместе со своей любовницей, „т. к. совокупление с еврейкой то же, как если бы мужчина задумал соединиться с собакой“. (Dopl. Theat. ii, c.157). Дамхудер относит турок и сарацин к той же категории. The Criminal Prosecution and Capital Punishment of Animals, p. 152, London, 1906.

(^ ^ ^)

· 216. Посвятивший себя св. Карлу. Умер в 1631 году.

(^ ^ ^)

· 217. 1566 – 1622. Его книга «Synopsis Theologiae Moralis» была издана посмертно, опубликована в 1626 году.

(^ ^ ^)

· 218. Bene ait Busembaum quod congressus cum daemone redicitur ad pec-catum bestialitatis. Hermann Busembaum. 1600 – 1668.

(^ ^ ^)

· 219. Theologia moralis decalogalis et sacramentalis. Venice, 1731.

(^ ^ ^)

· 220. Praeter autem crimen bestialitatis accedit scelus superstitionis. An autem, qui coit cum daemone apparente in forma conjugatae, monialis, aut con-sanguiniae, peccat semper affective peccato adulterii, sacrilegii, aut incestus? Uidetur uniuerse affirmare Busembaum cum aliis ut supra.

(^ ^ ^)

· 221. Paris, 1883.

(^ ^ ^)

· 222. Пособие, предназначенное только для священников.

(^ ^ ^)

· 223. Omnes theologi loquuntur de congressu cum daemone in forma uiri, mulieres, aut alicuius bestiae apparente, uel ut praesente per imaginationem repraesentato, dicuntque tale peccatum ad genus bestialitatis reuocandum esse, et specialem habere malitiam in confessione declarandam, scilicet supersti-tionem in pacto cum daemone consistentem. In hoc igitur scelere duae neces-sario reperiuntur malitiae, una contra castitatem, et altera contra uirtutem reli-gionis. Si quis ad daemonem sub specie uiri apparentem affectu sodomitico accedat, tertia est species peccati, ut patet. Item si sub specie consanguineae aut mulieres conjugatae fingatur apparere, adest species incestus uel adulterii; si sub specie bestiae, adest bestialitas.

(^ ^ ^)

· 224. 1722 – 1797. Умер монахом в Бансе, недалеко от Бамберга.

(^ ^ ^)

· 225. Quaeri potest utrum daemon per turpem concubitum possit uiolenter opprimere marem uel feminam cuius obsessio permissa sit ob finem perfection-is et contemplationis acquirendae. Ut autem uera a falsis separemus, sciendum est quod daemones (incubi et succubi, quidquid dicant increduli) uere dantur: immo hoc iuxta doctrinam Augustini (lib. 15, de Ciuit. Dei, cap. 23) sine ali-qua impudentia negari nequit:…Hoc idem asserit D.Thomas, aliique com-muniter. Hic uero, qui talia patiuntur, sunt peccatores qui uel daemones ad hos nefandos concubitus inuitant, uel daemonibus turpia haec facinora intentan-tibus ultro assentiuntur. Quod autem hi allique praui homines possint per uio-lentiam a daemone opprimi non dubitamus:…et ego ipse plures inueni qui quamuis de admissis sceleribus dolerent; et hoc nefarium diaboli commercium exsecrarentur, tamen illud pati cogebantur inuiti. D. Schram. Theologia Mystica, I, 233, Scholium 3, p. 408, Paris, 1848.

(^ ^ ^)

· 226. 1532 – 1591. Провинциал Рейнского капитула ордена иезуитов.

(^ ^ ^)

· 227. Congressus hos daemonum cum utriusque sexus hominibus negare, ita temer-arium est, ut necessarium ait simul conuellas et sanctissimorum et grauissimorum hominum grauissimas sententias, et humanis sensibus bellum indicas, et te ignorare fatearis quanta sit illorum spirituum in haec corpora uis utque potestas. C.X. n. 3

(^ ^ ^)

· 228. Placuit enim affirmatio axiomatis adeo multis, ut uerendum sit ne perti-naciae et audaciae sit ab eis discedere; communis namque haec est sententia Patrum, theologorum et philosophorum doctiorum, et omnium fere saeculorum atque nationum experientia comprobata. Liber II, quaestio 15.

(^ ^ ^)

· 229. Asserere per incubos et succubos daemones homines interdum procreari in tantum est catholicum, quod eius oppositum asserere est nedum dictis Sanctorum, sed et traditioni sacrae Scripturae contrarium. Pars prima, quaestio 3

(^ ^ ^)

· 230. Causa autem quare daemones se incubos faciunt uel succubos esse uidetur, ut per luxuriae uitium hominis utramque naturam laedant, corporis uidelicet et animae, qua in laesione praecipue delectari uidentur. Нидер был весьма видной фигурой на Базельском соборе. (Биографии отцов-демо-нологов заинтересованный читатель найдет в «Энциклопедии колдовства и демонологии» Рассела Хоупа Роббинса. Москва, Локид, МИФ, 1996, так же, как и множество иных сведений о процессах ведьм. Вместе с тем концепции Роббинса сильно разнятся (несмотря на текстуальные совпадения, например, в предисловии) с излагаемыми Саммерсом и по меньшей мере не столь оригинальны. – Прим. пер.).

(^ ^ ^)

· 231. Daemon in forma succubi se transformat, et habet coitum cum uiro…; accedit ad mulierem in forma scilicet uiri… Ita firmant communiter Theologi.

(^ ^ ^)

· 232. Certissima experientia saepe cognitum est foeminas etiam inuitas a dae-monibus fuisse compressas. De justa haereticorum punitione, Lib. I c. xviii. Salamanca, 1547.

(^ ^ ^)

· 233. Haec est indubitata ueritas quam non solum experientia certissima com-probat, sed etiam antiquitas confirmat, quidquid quidam medici et iurisperiti opinentur. Conclusio quinta.

(^ ^ ^)

· 234. Affirmatiuam sententiam tam multi et graues tuentur auctores, ut sine pertinaciae nota ab illa discedi non posse uidatur.

(^ ^ ^)

· 235. Rapports de l’homme avec le demon.

(^ ^ ^)

· 236. Les hauts phenomenes de la magic.

(^ ^ ^)

· 237. Sane ad nostrum, non sine ingenti molestia, peruenit auditum quod… complures utriusque sexus personae, propriae salutis immemores et a fide catholica deuiantes, cum daemonibus incubis et succubis abuti.

(^ ^ ^)

· 238. Декан св. Павла (Christian Mysticism, 1899, c. 265) изысканно отделывается от предмета наших изысканий цитатой из Лукреция:

Hunc igitur terrorem animi, tenebrasque necessest

Non radii solis, neque lucida tela diei

Discutiant, sed naturae species ratioque. (I, 147 – 149)

Этот ужас души и тьму над нею

Разрушить ни солнца лучи, ни стрелы света дневного

Рассеять не могут, но лишь разуменье законов природы.

(^ ^ ^)

· 239. De Daemonialitate, 24.

(^ ^ ^)

· 240. Survival, сборник авторов. Редактор сэр Джеймс Маршант. Лондон – Нью-Йорк.

(^ ^ ^)

· 241. Так, в пьесе Миддлтона «Ведьма», когда молодой красавец Альмахильд посещает жилище Гекаты, она восклицает:

Вот Альмахильд – струится кровь во мне живая,

Вот человек, с которым я возлечь желала,

Кого уже инкубом трижды призывала.

А в предыдущей сцене она произносит такие слова:

Какого пожелать молодого человека, чтобы он

Нас развлек, как инкуб?

(^ ^ ^)

· 242. Ce commerce monstreux dura plusiers mois; mais Dieu le delivra enfin par mon entremise et il fit penitence de ses peches.

(^ ^ ^)

· 243. Auoir este au Sabbat; ne scait comme elle y fut transportee… qu’au Sabbat le Diable cogneust charnellement toutes les femmes qui y estoient, et elle aussi la marqua en deux endroicts… Que le Diable la cogneu vne autre-fois, et qu’il a le membre faict comme un cheual, en entrant est froid comme glace, iette la semence fort froide, et en sortant la brusse comme si c’estoit du feu. Qu’elle receut tout mescontentement que lors qu’il eut habite auec elle au Sabbat, vn autre homme qu’elle ne cognoist fit le semblable en presence de tous, que son mary s’appercut quand le Diable eut affaire auec elle, et que le Diable se vint coucher auprez d’elle fort froid, luy mit la main sur le bas du ven-tre, dont elle effrayee en ayant aduerty son mary, il luy dict ces mots, Taise-toy folle, taise-toy. Que son mary vit quand le Diable la cogneust au Sabbat, ensemble cet autre qui la cogneust apres.

(^ ^ ^)

· 244. L’accouplement du Demon avec la Sorciere et le Sorcier…1. Le Demon cognoit toutes les Sorcieres, et pourquoy. 2. Il se met aussi en femme pour les Sorciers, et pourquoy. 3. Autres raisons pour lesquelles le Demon cog-noit les Sorciers, et Sorcieres.

(^ ^ ^)

· 245. …qui Satan l’auoit cogneue charnellement… Et pource que les hommes ne cedent guieres aux femmes en lubricite.

(^ ^ ^)

· 246. Il y a encor deux autres raisons pour lesquelles le Diable s’accouple auec le Sorcier: La premiere, que l’offense est de tant plus grande: Car si Dieu a en si grande haine l’accouplement du fidelle auec l’infidele (Исход 34, Второзаконие 37), a combien plus forte raison detesterait celuy de l’homme auec le Diable. La seconde raison est, que parcemoyen la semence naturelle de l’homme se pert, d’ou vient que l’amitie qui est entre l’homme et la femme, se conuertit le plus souuent en haine, qui est l’un des plus grands mal-heurs, qui pourroient arriuer au mariage.

В главе 13 Боге приходит к следующим выводам: l’accouplement de Satan auec le Sorcier est reel et non imaginaire… Les vns donc s’en moc-quet… mais les confessions des Sorciers qui j’ay eu en main, me font croire qu’il en est quelque chose! Dautant qu’ils ont tout recogneu, qu’ils auoient este couplez auec le Diable, et que la semence qu’il iettoit estoit fort froide… Iaquema Paget adioustoit, qu’elle auoit empoigne plusiers fois auec la main le mebre du Demon, qui la cognoissoit, et que le membre estoit froid comme glace, log d’vn bon doigt, et moindre en grosseur que celuy d’vn homme: Tieuenne Paget, et Antoine Tornier adioustoient aussi, que le membre de leurs Demons estoit long, et gros comme l’vn de leurs doigts.

(^ ^ ^)

· 247. Heuze. Do the Dead Live? 1923.

(^ ^ ^)

· 248. John Stearne. Confirmation and Discovery of Witchcraft.

(^ ^ ^)

· 249. Robert Pitcairn. Criminal Trials, Edinburgh, 1833, III, c. 603, 611, 617.

(^ ^ ^)

· 250. Там же.

(^ ^ ^)

· 251. Le Diable faict des mariages au Sabbat entre les Sorciers et Sorcieres, et leur joignant les mains, il leur dict hautement.

Esta es buena parati Esta parati lo toma.

Mais auant qu’ils couchent ensemble, il s’accouple auec elles, oste la vir-ginite des filles. Lancre. Tableau de l’Inconstance, p. 132.

(^ ^ ^)

· 252. Что особо подчеркивала мисс Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе». Глава о ритуалах. Но она не знала, что фасцинум был хорошо известен демонологам и использование его было запрещено sub mortali Церковью.

(^ ^ ^)

· 253. В связи с восстановлением потенции тем или иным божеством.

(^ ^ ^)

· 254. См. G. Belluci. Amuletti Italiani antichi e contemporanei; также Amuletti Italiani contemporanei, Perugia, 1898.

(^ ^ ^)

· 255. Auctore P.P. Parisiis, MDCCCXXVI.

(^ ^ ^)

· 256. Crudelissima anus. Cатиры Петрония, 138.

(^ ^ ^)

· 257. Titi Petronii Satiricon. Amstelodami, 1669. На титульном листе этой книги помимо прочих фигур можно разглядеть ведьму, летящую на помеле.

(^ ^ ^)

· 258. Priapeia, LXXXIV.

(^ ^ ^)

· 259. Подробно об этих мерзостях писал св. Августин. De Ciuitate Dei, VII, 26.

(^ ^ ^)

· 260. Priapi lignei in honorem Bacchi.

(^ ^ ^)

· 261. Fransis Hutchinson. Historical Essay, London, 1718.

(^ ^ ^)

· 262. Witches at Chelmsford, Philobiblion Society, VIII.

(^ ^ ^)

· 263. Fransis Hutchinson. Historical Essay on Witchcraft, London, 1718.

(^ ^ ^)

· 264. Elogia Doctorum Uirorum., p. 101.

(^ ^ ^)

· 265. Liber II, Cap. V, 11, 12.

(^ ^ ^)

· 266. Omnia autem honeste et secundum ordinem fiant. 1 Посл. Кор. 14, 40.

(^ ^ ^)

· 267. Мисс Мюррей, введенная в заблуждение многочисленными источниками, считает, что все собрания можно разделить на шабаши (Sabbat), всеобщие собрания всех приверженцев секты, и эсбаты (Esbat), «проводимые лишь для избранных, которые вырабатывали основы культа и куда допускались лишь немногие». The Witch-Cult in Western Europe, c. 97. Герр уже писал, что небольшие собрания ведьм именовались эсбатами. Но о том, что шабаши следует считать всеобщим собранием приверженцев культа, ранее не писалось.

(^ ^ ^)

· 268. Seven (англ).

(^ ^ ^)

· 269. On a voulu trouver l’etymologie du sabbat, reunion des sorciers, dans les sabazies; mais la forme ne le permet pas; d’ailleurs comment, au moyen age aurait on connu les sabazies? Saint-Croix, Resherches sur les mysteres du paganisme; Maury, Histoire des religions de la Grece antique.

(^ ^ ^)

· 270. Метаморфозы, VIII, 25.

(^ ^ ^)

· 271. Мисс Мюррей полагает, что слово «шабаш» происходит от s’esbat-tre, «резвиться», что «вполне соответствует веселью, царившему на этих встречах!».

(^ ^ ^)

· 272. Мисс Мюррей ошибочно утверждает (с. 109), что канун Майского дня (30 апреля) называется Roodmas. Roodmas приходится на 3 мая, и полное название этого праздника – Обретение честного креста Господня. В раннем английском календаре (702 – 706) Roodmas приходится даже на 7 мая. Это один из самых старых праздников. Он упоминается уже в Силосских чтениях и служебнике из Боббио.

(^ ^ ^)

· 273. Особенно на севере и северо-востоке. В Баварии, Бадене и Вюртемберге эта дата не была известна.

(^ ^ ^)

· 274. В «Ритуале» читаем: «Benedictio Rogi, que fit a Clero extra Ecclesiam in Uigilia Natiuitatis S. Joannis Baptistae» (Благословение огня может быть дано на канун дня Иоанна Предтечи, но за пределами церкви). Эта форма особенно одобрялась в Тарбской епархии.

(^ ^ ^)

· 275. Relacion de las personas que salieron al auto de la fe que los inquisidores apostolicos del reino de Navarra y su distrito, celebraron en la ciudad De Logrono, en 7 y 8 del mes de noviembre de 1610 anos, 1611.

(^ ^ ^)

· 276. Discours des Sorciers, XXII, 12. У Тертуллиана Diabolus simia Dei.

(^ ^ ^)

· 277. Там же, XX, 2

(^ ^ ^)

· 278. Tableau, c. 65.

(^ ^ ^)

· 279. Les lieux des assamblees des Sorciers sont notables et signalez de quelques arbres, ou croix. Fleau, c. 181.

(^ ^ ^)

· 280. Anthony Horneck. Приложение к Sadducismus Triumphatus Глэнвиля, London, 1681.

(^ ^ ^)

· 281. Locus in diuersis regionibus est diuersus; plerumque autem comitia in syluestribus, montanis, uel subterraneis atque ab hominum conuersatione dis-sitis locis habentur. Mela. Lib. III, cap. 44. montem Atlantem nominat; de Vaulx Magus Stabuleti decollatus, fatebatur 1603, in Hollandia congraga-tionem frequentissimam fuisse in Utraiectinae ditionis aliquo loco. Nobis ab hoc conuentu notus atq. Notatus mons Bructerorum, Meliboeus alias dictus in ducatu Brunswicensi, uulgo der Blocksberg oder Heweberg, Peucero, der Brockersberg, et Tilemanno Stellae, der Vogelsberg, perhibente Ortelio in Thesauro Geographico. О горах Бруктери см. Тацит. Германия, 33. Вел-лий Патеркул. II, 105, i. Bructera natio. Тацит. История, IV, 61.

(^ ^ ^)

· 282. …le lieu ou le trouue ordinairement s’appelle Lanne de bouc, et en Basque Aqullarre de verros, prado del Cabron et la des Sorciers le vont adorer trois nuicts durant, celle du Lundy, du Mercredy, et du Vendredy. De Lancre. Tableau, c. 62.

(^ ^ ^)

· 283. Boguet. Discours des Sorciers, c. 124.

(^ ^ ^)

· 284. A Pleasant Treaties of Witches, London, 1673.

(^ ^ ^)

· 285. Псалом 90.

(^ ^ ^)

· 286. Conuentus, ut plurimum ineuntur uel noctis mediae silentio, quando uiget potestas tenebrarum; uel interdiu meridie, quo sunt qui referant illud Psalmistae notum de daemonio meridiano. Noctes frequentiores, quae feriam tertiam et sextam praecedunt. Delrio. Disquisitiones Magicae, Lib. II, xvi.

(^ ^ ^)

· 287. Discours, XIX, 1. «Маги собираются на шабаш в полночь».

(^ ^ ^)

· 288. Ее обвинительное заключение состоит из 53 пунктов.

(^ ^ ^)

· 289. Practicks Споттисвуда.

(^ ^ ^)

· 290. Spalding Club. Miscellany, I.

(^ ^ ^)

· 291. Манускрипт, об этом повествующий, ныне во владении Майкла Стюарта Николсона, эсквайра.

(^ ^ ^)

· 292. Je me trouvais transporte au lieu ou le Sabatt se tenait, y demeurant quelquefois une, deux, trois, quatre heures pour le plus souvent suivant les affections.

(^ ^ ^)

· 293. Ferant uagantes Daemonas Laetas tenebras noctium Gallo canente exterritos Sparsim timere et credere.

(^ ^ ^)

· 294. Nocturna lux uiantibus A nocte noctem segregens, Praeco diei iam sonat, Iubarque solis euocat. Hoc nauta uires colligit, Pontique mitescunt freta: Hoc, ipsa petra Ecclesiae, Canente, culpam diluit. Surgamus ergo strenue: Gallus iacentes excitat, Et somnolentos increpat, Gallus negantes arguit. Gallo canente, spes redit, Aegris salus refunditur, Mucro latronis conditur, Lapsis fides reuertitur.

(^ ^ ^)

· 295. Tableau, c. 154.

(^ ^ ^)

· 296. Так о Лондоне д-р Джонсон писал в поэме «Лондон» (1738):

Но если хочешь ночью там пройти, то к смер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: