Конфликтность, как вы- Самоутверждение Стремление понять под-
зов обществу, упрямст- ростков, разобраться в
во. Мнение сверстников мотивах их поведения.
выше мнения взрослых Сотрудничество с ними
Замкнутость, агрессив- Развитие интереса к про- Тактично, целомудренно
ность. Отсутствие навы- тивоположному полу, раскрыть подросткам
ков общения, легкая ра- появление новых ощу- красоту настоящей люб-
нимость. Чередование щений, чувств, пережи- ви
плохого и хорошего на- ваний
строения, уход в “себя”
Неподчинение взрос- Стремление к независи- Пытаться понять подро-
лым, действия “напере- мости, агрессивность, стков, понять причины
кор”, критиканство. вызывающее поведение того или иного их по-
Действия опережают ступка, тактично на-
мысли правлять их действия в
нужное русло
Замкнутость, одиночест- Специфические особен- В индивидуальной бесе-
во, сильная ранимость, ности внешнего вида де разъяснять подрост-
вспыльчивость, раздра- (прыщики, полнота, ку, как избавиться от
|
|
жительность. Интерес к жирные волосы и т.д.) этих особенностей или
себе сгладить их, как сде-
лать, чтобы “этого” бы-
ло меньше. В коллектив-
ной беседе - находить у
такого подростка луч-
шие качества и подчер-
кивать их
Проявление чрезмерной Стремление Учитывать это и
самостоятельности освободи ться от предоставлять
родительской опеки подросткам как можно
больше подконтрольной
самостоятельности
Несбывающиеся мечты Мечтательность Поразмышлять вместе с
подростков подростками о будущем
Быстрая утомляемость Высокая активность Быстрее “бежать” к фи-
нишу, к результатам -
в игре, труде...
Трудно засыпают, про- Отсутствие навыков са- Терпеливо приучать к
сыпаются по ночам “по- мообслуживания, четко- порядку. Проявить осо-
пить”, не умеют засте- го режима дня бое внимание вечером:
лить постель, разбрасы- кому-то сказку расска-
вают и теряют вещи зать, кому-то спеть
К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что...
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристала...
Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...
К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:
Посоветуй мне, пожалуйста...
|
|
Ты меня всегда правильно понимаешь...
Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...
Как я тебе благодарен (благодарна)...
Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты...
Какие у тебя замечательные друзья...
Общаясь с тобой, можно многому научиться...
У тебя поразительная наблюдательность...
Оставь их смеющимися...
оставь их плачущими...
оставь их с надеждой...
но, пожалуйста,
никогда
не оставляй их
равнодушными
Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. В такие моменты не лишним будет вспомнить, что ученые пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей. В 2 года ребенок спокойный, дружелюбный, в 2 с половиной - беспокойный, в 3 года - ровный, уравновешенный, в 3 с половиной - беспокойный, раздражительный, в 4 - энергичный, “завоевательный”, в 4 с половиной - замкнутый, невротичный, в 5 лет - спокойный, ровный, контактный, в 5 с половиной и в 6 лет - беспокойный, в 6 с половиной - уравновешенный, в 7 - вновь беспокойный, раздражительный, в 8 - энергичный, “завоевательный”, в 9 - замкнутый, невротичный, в 10 - опять спокойный, контактный. И дальше та же периодичность: в 11 - беспокойный, в 12 - уравновешенный, в 13 - беспокойный, в 14 - энергичный, в 15 - замкнутый, в 16 - спокойный, контактный.
Не все дети в одинаковой степени соответствуют этим возрастным характеристикам. Психологи эту схему дают для того, чтобы родители, воспитатели детских садов, учителя с пониманием относились к перепадам в настроении и поведении детей и терпеливо ждали, когда трудная полоса пройдет и сменится легкой и приятной.
Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.
Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!