ситуации особенности

Конфликтность, как вы- Самоутверждение Стремление понять под-

зов обществу, упрямст- ростков, разобраться в

во. Мнение сверстников мотивах их поведения.

выше мнения взрослых Сотрудничество с ними

Замкнутость, агрессив- Развитие интереса к про- Тактично, целомудренно

ность. Отсутствие навы- тивоположному полу, раскрыть подросткам

ков общения, легкая ра- появление новых ощу- красоту настоящей люб-

нимость. Чередование щений, чувств, пережи- ви

плохого и хорошего на- ваний

строения, уход в “себя”

Неподчинение взрос- Стремление к независи- Пытаться понять подро-

лым, действия “напере- мости, агрессивность, стков, понять причины

кор”, критиканство. вызывающее поведение того или иного их по-

Действия опережают ступка, тактично на-

мысли правлять их действия в

нужное русло

Замкнутость, одиночест- Специфические особен- В индивидуальной бесе-

во, сильная ранимость, ности внешнего вида де разъяснять подрост-

вспыльчивость, раздра- (прыщики, полнота, ку, как избавиться от

жительность. Интерес к жирные волосы и т.д.) этих особенностей или

себе сгладить их, как сде-

лать, чтобы “этого” бы-

ло меньше. В коллектив-

ной беседе - находить у

такого подростка луч-

шие качества и подчер-

кивать их

Проявление чрезмерной Стремление Учитывать это и

самостоятельности освободи ться от предоставлять

родительской опеки подросткам как можно

больше подконтрольной

самостоятельности

Несбывающиеся мечты Мечтательность Поразмышлять вместе с

подростков подростками о будущем

Быстрая утомляемость Высокая активность Быстрее “бежать” к фи-

нишу, к результатам -

в игре, труде...

Трудно засыпают, про- Отсутствие навыков са- Терпеливо приучать к

сыпаются по ночам “по- мообслуживания, четко- порядку. Проявить осо-

пить”, не умеют засте- го режима дня бое внимание вечером:

лить постель, разбрасы- кому-то сказку расска-

вают и теряют вещи зать, кому-то спеть

К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что...

О чем ты только думаешь...

Неужели тебе трудно запомнить, что...

Неужели тебе не понятно, что...

Сколько раз надо повторять...

Неужели ты не видишь, что...

Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...

Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)

Ну что за друзья у тебя...

Ну на кого ты похож(а)...

Что ты ко мне пристала...

Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...

К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:

Посоветуй мне, пожалуйста...

Ты меня всегда правильно понимаешь...

Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...

Как я тебе благодарен (благодарна)...

Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты...

Какие у тебя замечательные друзья...

Общаясь с тобой, можно многому научиться...

У тебя поразительная наблюдательность...

Оставь их смеющимися...

оставь их плачущими...

оставь их с надеждой...

но, пожалуйста,

никогда

не оставляй их

равнодушными

Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. В такие моменты не лишним будет вспомнить, что ученые пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей. В 2 года ребенок спокойный, дружелюбный, в 2 с половиной - беспокойный, в 3 года - ровный, уравновешенный, в 3 с половиной - беспокойный, раздражительный, в 4 - энергичный, “завоевательный”, в 4 с половиной - замкнутый, невротичный, в 5 лет - спокойный, ровный, контактный, в 5 с половиной и в 6 лет - беспокойный, в 6 с половиной - уравновешенный, в 7 - вновь беспокойный, раздражительный, в 8 - энергичный, “завоевательный”, в 9 - замкнутый, невротичный, в 10 - опять спокойный, контактный. И дальше та же периодичность: в 11 - беспокойный, в 12 - уравновешенный, в 13 - беспокойный, в 14 - энергичный, в 15 - замкнутый, в 16 - спокойный, контактный.

Не все дети в одинаковой степени соответствуют этим возрастным характеристикам. Психологи эту схему дают для того, чтобы родители, воспитатели детских садов, учителя с пониманием относились к перепадам в настроении и поведении детей и терпеливо ждали, когда трудная полоса пройдет и сменится легкой и приятной.

Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.

Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: