Общие термины, определения и обозначения зубчатых колес и передач регламентирует ГОСТ 16530-83.
Зубчатым колесом называется зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого звена.
Зубчатыми передачами называются механизмы, состоящие из зубчатых колес, которые сцепляются между собой и передают вращательное движение, обычно, преобразуя угловые скорости и крутящие моменты.
Зубчатые передачи имеют широкое применение во всех отраслях машиностроения.
В зависимости от расположения осей сопряженных колес зубчатые передачи делятся на цилиндрические (оси параллельны), конические (оси пересекаются), винтовые, гипоидные, спироидные и червячные (оси перекрещиваются).
По дополнительным признакам зубчатые передачи подразделяются на понижающие (повышающие), передачи внешнего и внутреннего зацепления.
Наиболее широко в машиностроении применяются цилиндрические зубчатые передачи.
Цилиндрические зубчатые передачи по форме и расположению зубьев зубчатых колес разделяются на: реечные, прямозубые, косозубые, шевронные, эвольвентные, циклоидные и др.
|
|
Погрешности, возникающие при нарезании зубчатых колес, можно свести к четырем видам: тангенциальные, радиальные, осевые погрешности обработки и погрешности производящей поверхности инструмента.
По эксплуатационному назначению можно выделить четыре основные группы цилиндрических зубчатых передач: отсчетные, скоростные, силовые и общего назначения.
СИСТЕМА ДОПУСКОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ.
Каждая из групп по эксплуатационному назначению характеризуется своим основным показателем точности. Так, для отсчетиых передач основным точностным требованием является кинематическая точность; для высокоскоростных - плавность работы; для тяжелонагруженных тихоходных - полнота контактных зубьев; для реверсивных (особенно отсчетных) - ограничение величины и колебания бокового зазора.
С учетом условий эксплуатации в стандартах на допуски для зубчатых и червячных передач установлены нормы точности:
- Кинематической точности,
- плавности работы;
- контакта зубьев;
- бокового зазора.
По точности изготовления все зубчатые колеса и передачи разделены на 12 степеней.