Рис. 1.77 Пятно контактов зубьев в передаче |
Для повышения износостойкости и долговечности зубчатых передач необходимо, чтобы полнота контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес была наибольшей. При неполном и неравномерном прилегании зубьев уменьшается несущая площадь поверхности их контакта, неравномерно распределяются контактные напряжения и смазочный материал, что приводит к интенсивному изнашиванию зубьев. Для обеспечения необходимой полноты контакта зубьев в передаче установлены наименьшие размеры суммарного пятна контакта.
Суммарным пятном контакта называют часть активной боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного колеса (следы надиров или краски) •в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором. Пятно контакта (рис. 1.77) определяется: по длине зуба - отношением расстояния а между крайними точками следов прилегания за вычетом разрывов с, превышающих модуль (в мм), к длине зуба b, то есть [(а - с)/b] * 100%; по высоте зуба - отношением средней (по длине зуба) высоты следов прилегания hm к высоте зуба соответствующей активной боковой поверхности hp, то есть (hm/hp)* 100%.
|
|
Мгновенное пятно контакта, определяемое после поворота колеса собранной передачи на полный оборот при легком торможении.
На полноту контакта колес влияют погрешности формы зубьев и погрешности их взаимного расположения в передаче.