Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными картинками: на одной коробочке нарисованы дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования
Эксперимент проводится в конце учебного года с детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают инструкцию.
Инструкция. Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят — школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку.
Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных
Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные
результаты оформляют в виде таблицы (табл. 6.4). Таблица 6.4. Протокол для изучения эмоционального отношения к школе
|
Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.
Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаше всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания
Метод «Беседа»14
Метод «Беседа» предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах.