Подготовка к проведению исследования

Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решитель­ный — робкий); 2 коробочки с наклеенными картинками: на одной коро­бочке нарисованы дети в школьной форме с портфелями, на другой — ре­бята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования

Эксперимент проводится в конце учебного года с детьми 6—7 лет, посе­щающими детский сад и 1-й класс школы. Перед ребенком ставят 2 коро­бочки и дают инструкцию.

Инструкция. Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дош­кольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты по­думай, кому они больше подходят — школьнику или дошкольнику, в ту ко­робочку и положи карточку.

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточ­ку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.

Обработка данных

Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные

результаты оформляют в виде таблицы (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Протокол для изучения эмоционального отношения к школе

  Характеристика
Возраст Дошкольник Школьник
  + - отказ + - отказ
Детский сад (6 лет) 1 -й класс (6 лет) 1 -й класс (7 лет)    
           

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей пе­реходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаше всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предпола­гает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нрав­ственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к мораль­ным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выяв­ление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания

Метод «Беседа»14

Метод «Беседа» предназначен для изучения представлений детей о нрав­ственных качествах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: