Делаются выводы о характерном для ребенка мотиве учения, анализируются причины того или иного мотива.
Школьный возраст
В школьном возрасте появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания). Происходит интегрирование всей мотивационной системы. Мотивы, базирующиеся на интересах, и поставленные самими учащимися цели приобретают большую устойчивость. В мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о дальнейшей интеграции мотивационной сферы.
Приводим методики, разработанные для исследования потребностной, мотивационной и волевой сфер школьника.
Изучение познавательной потребности13
Предложена В. С. Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, а также с родителями школьника должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час- полтора — для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков)? | а)часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? | а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 | |
Много ли читает школьник дополнительной литературы? | а)постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает | 5 3 1 | |
Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а)очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнение с другими ситуациями) | 5 3 1 | |
Часто ли задает вопросы? | а)часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
Обработка и интерпретация результатов
|
|
Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17-25 баллов — потребность выражена сильно, 12-16 баллов — умеренно, меньше 12 баллов — слабо.
Изучение направленности на приобретение знаний[13]