1. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.
- наливает воду в стакан;
- выливает воду из стакана;
- переливает из стакана в стакан;
- разливает воду по стаканам;
- доливает воду в стакан;
- поливает водой цветы.
Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
3. Припоминание роли приставки, ее места в слове и роли в словообразовании.
4. Знакомство с графическим изображ ением приставок.
Логопед: Послушайте сказку о девочке Приставке и вы поймете, почему приставки пишутся со словами слитно.
В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.
|
|
Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА, Они решили набрать побольше грибов И ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.
В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.
Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.
Логопед выставляет веселое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки.
5. Подбор приставок к словам-действиям.
Логопед: Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки (работа на доске).
....звенел в школе звонок. Ученики...шли из класса. Лена...шла за Светой в детский сад. Миша...шёл из школы и...шёл домой.
|
|
6. Практическое употребление приставочных глаголов.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте предложения. Назовите слова с приставками. Что общего между всеми названными словами? Чем они отличаются?
7.Работа на уровне текста (запись на карточках).
Логопед: «Зажгите фонарики» в словах - укажите приставки.
2-й класс
В полях показалась земля. Наступила первая весна — полевая. На реках потрескался лед. Река стала большой. Это настала вторая весна - речная. Сошел снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зеленый наряд. Пришла третья весна - лесная.
3-й класс
Скатился Колобок с окошка на завалинку. Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок.
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?
III. Итог занятия (задание 1, с. 6)
Логопед: Девочка Приставка принесла нам свои «фонарики-приставки и просит образовать с ними новые слова. Помогите девочке образовать новые слова от корней -ЕЗД-, -ХОД- по образцу. Образец: поездка, переход...
по- в- под- на- с-
от- ис- у- пере- при-