Основные характеристики группы

3.1.1. Роли психокоррекционной группы

Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь. Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть.

Рольэто круг функций и видов поведения, которые счи­таются подходящими для данного члена группы и реализу­ются в определенном социальном контексте. Чтобы адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, — «добропорядочного гражданина», «при­мерного семьянина», «лидера» или «отверженного».

На первых этапах развития психокоррекцонной группы фун­кционирование участников задается стереотипными внутрен­ними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Например, человек, занима­ющий высокий пост, часто и в тренинге стремится играть роль авторитетного лидера. Однако гибкость ролевой тактики тре­бует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне психокоррекционной группы. Специалисты опи­сывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «эксперт», «аутсайдер», «обви­нитель», «хулиган», «жертва» и т.п.33 Так, К. Рудестам отме­чает, что можно выделить семь основных типов ролей, разде­ленных на четыре пары противоположностей: «романтик» — «проверяющий»; «невиновный» — «козел отпущения»; «фило­софствующий» — «ребенок»; «пуританин» — «объединяю­щий»34.

Р. Шиндлер выделяет пять наиболее часто встречающихся групповых ролей35.

Альфа — лидер, который импонирует группе, защищает ее во время опасности, побуждает к активности, выражает груп­повые интересы и групповую волю, составляет программу дей­ствий, направляет, придает уверенность и решительность. Он берет на себя ответственность за группу и чувствует себя ее пред­ставителем.

Бета — человек, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высо­ко ценит. Он выступает в роли эксперта, советчика, критика; рецензента. В групповых событиях участвует с ограничениями, на эмоциональной дистанции, не берет на себя ответственное!1! за решения группы, как это делает лидер. Ведет себя рационально, нейтрально и самокритично.

Гамма — пассивно следующие за лидером, легко приспо'абливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность. Участники в роли Гамма обычно составляют большинство группы, в открытой группе их состав довольно часто меняется.

Омега — аутсайдер, самый «крайний» член группы, который отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха перед людьми.

Противник — символический представитель враждебной группы. Это может быть хулиганистый участник, агрессор или человек с отклоняющимся поведением, а также отрицатель­ный лидер, который может расколоть группу или свергнуть Альфу и занять его место. В учебной или тренинговой группе с недобровольным участием, а также в некоторых фазах психо­коррекции в роли Противника может восприниматься руково­дитель группы.

Большинство исследователей отмечают, что достаточно час­то роли участников в группе служат предметом общего обсуж­дения или репрезентируются в обратной связи. Такие проце­дуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.

По мнению С. Кратохвила, основная задача групповой пси­хокоррекции состоит в расширении репертуара ролей, предос­тавляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в психокор-рекционной группе и сознательно выбранных ролей.

С развитием группы, естественно, возникают различные групповые роли. Большинство исследователей считают, что роли иидимо, появляются на ранних стадиях развития группы и имеют сходство. Другие утверждают, что специфические роли скрыто существуют внутри группы до тех пор, пока не возни­кает специфическая групповая потребность в их реализации ни различных этапах развития группы36.

Роберт Бейлз предложил выделять роли на основании двух функций поведения, необходимых для успешного существова­ния группы: функции решения задачи и функции оказания поддержки37.

Функции решения задачи — это инструментальные процес­сы решения проблем. Они мобилизуют группу для достиже­ния определенных целей. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений и ин­формации. Функции поддержки связаны с социальным и эмо­циональным климатом коллектива. Они способствуют межлич­ностному объединению и сплоченности, которые служат облегче­нию достижения групповых целей. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие, драматизацию или демонстрацию напряжения. Соответственно, выделяют роли по выполнению задачи ироли по оказанию поддержки (табл. 2)

Таблица 2 Роли психокоррекционной группы по К. Рудестаму

    Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки  
  Роли, связанные с групповой поддержкой Роли, связанные с групповой задачей
     
      Инициирующий: Предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы. Поощряющий: поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует по- нимание чужих идей и мнений.:  
      Разрабатывающий: Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками. Гармонизирующий: Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии у них разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов.  
      Координирующий: Объединяет идеи и предло- жения и пытается координировать действия членов группы. Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим: мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии.  
I     Ориентирующий: Направляет группу к ее це лям, оценивая происходящее и вы- являя отклонения от повестки дня. Охраняющий и выполняющий: Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения.  
      Оценивающий-критикующий: Критически оценивает пред    
      ложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи. Устанавливающий стандар ты:- Применяет в группе стандар- ты для оценки качества группового процесса.  
      Побуждающий к действию: Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений. Пассивно следующий: Пассивно следует за группой. Выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений.  
Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм.  
               

3.1.2. Нормы в психокоррекционной группе

Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Та­ким образом, нормы группы представляют собой совокупность правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции аутсайдера, которого группа вначале пытается подчинить нор­мам, а в случае неудачи — исключает из своей среды, объеди­няясь против него.

Конечно, нормы есть в любой группе. Нормы помогают лю­дям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. Одна­ко подчинение перечисленным нормам не является обязатель­ным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффек­тивность работы психокоррекционной группы. Во многом вы­полнение норм поведения зависит от информированности и спло­ченности группы.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает собствен­ные нормы. Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Большое значение имеет установление норм коммуни­кации в психокоррекционных группах.

Для большинства психокоррекционных групп нормами яв­ляются:

• высокие уровни самораскрытия,

• выражение конфликтов и привязанностей,

• принятие собственных чувств,

• создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, что­
бы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а и других — предполагают резкую конфронтацию.

По мнению Б.Д. Карвасарского, каждый член психокоррек­ционной группы обязан соблюдать следующие нормы40:

• выполнять распорядок групповых занятий,

• не выносить за пределы группы того, что происходит во время занятий,

• помогать коллегам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит принятым нормам,

• отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и пере­живаниях по принципу «здесь и теперь»,

• выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы,
но принимать решения самостоятельно.

Несмотря на разнообразие взглядов, можно выделить «уни­версальные» принципы (нормы) психокорекционной группы41.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: