Общие сведения. Резьбовые соединения являются наиболее распространенными разъемными соединениями

Резьбовые соединения являются наиболее распространенными разъемными соединениями. Их образуют болты, винты, гайки и другие детали, снабженные резьбой. К ним относятся также и основные элементы винтовых механизмов.

Основные детали соединения имеют наружную либо внутреннюю винтовую нарезку (резьбу) и снабжены огранёнными поверхностями для захвата гаечным ключом.

Болт – длинный цилиндр с головкой и наружной резьбой (рис. 12.7). Проходит сквозь соединяемые детали и затягивается гайкой (а) – деталью с резьбо-

вым отверстием. Винт – внешне не отличается от болта, но завинчивается в

резьбу одной из соединяемых деталей (б). Шпилька – винт без головки с

резьбой на обоих концах (в).

Резьбовые соединения различают по назначению на:

- резьбы крепёжные (рис.12.8)для фиксации деталей (основная – метрическая с треугольным профилем, трубная – треугольная со скруглёнными вершинами и

Рисунок 12.7 – Резьбовые соединения

впадинами, круглая, резьба винтов для дерева) должны обладать самоторможением для надёжной фиксации;

Рисунок 12.8 – Резьбы крепежные

- резьбы ходовые для винтовых механизмов (прямоугольная, трапецеидальная симметричная, трапецеидальная несимметричная упорная) должны обладать ма-лым трением для снижения потерь.

Рисунок 12.9 – Резьбы ходовые

Конструкции винтов и гаек весьма многообразны. Для малонагруженных и декоративных конструкций применяются винты и болты с коническими и сферическими головками (как у заклёпок), снабжёнными линейными или крестообразными углублениями для затяжки отвёрткой. Для соединения деревянных и пластмассовых деталей применяют шурупы и саморезы – винты со специальным заострённым хвостовиком.

Болты и гайки стандартизованы. В их обозначении указан наружный

диаметр резьбы.

Резьбовые соединения имеют ряд существенных достоинств:

- высокая надёжность;

- удобство сборки-разборки;

- простота конструкции;

- дешевизна (вследствие стандартизации);

- технологичность;

- возможность регулировки силы сжатия.

Недостатки резьбовых соединений:

- концентрация напряжений во впадинах резьбы;

- низкая вибрационная стойкость (самоотвинчивание при вибрации).

Это серьёзные недостатки, однако, их можно свести к минимуму и, практически, полностью исключить. Это делается посредством правильного проектировочного расчёта и специальных мер стопорения, называемых на техническом языке "контровка". Известны следующие виды стопорения.

1 Стопорение дополнительным трением, за счёт создания дополнительных сил трения, сохраняющихся при снятии с винта внешней нагрузки.

Контргайка воспринимает основную осевую нагрузку, а

сила трения и затяжки в резьбе основной гайки ослабляется.

Необходима взаимная затяжка гаек.

Самоконтрящиеся гайки с радиальным натягом

резьбы после нарезания резьбы и пластического обжа-

тия специальной шейки гайки на эллипс.

Иногда самоконтрящиеся гайки выполняются с несколькими радиальными прорезями.

Гайки с полиамидными кольцами без резь-бы, которая нарезается винтом при завинчивании, обеспечивают большие силы трения. Применяют полиамидную пробку в винте.

Контргайка цангового типа (слева) при на-винчивании обжимается на конической поверхнос-ти.

Контргайка арочного типа (справа) при навинчивании разгибается и расклинивает резьбу.

Пружинные шайбы обеспечивают трение в резьбе.

Повышают сцепление врезанием своих острых срезов. Изготавливаются для правой и левой резьбы. Создают некоторое смещение нагрузки.

У пружинных шайб с несколькими отогнутыми усиками сила упругости направлена строго по оси болта.

Стопорение пружинными шайбами ненадёжно.

При спокойных нагрузках резьбы стопорят специальными винтами через медную или свинцовую прокладку или деформированием гайки с прорезями, перпендикулярными оси.

2 Стопорение специальными запирающими элементами, полностью

исключающими самопроизвольный проворот гайки.

Шплинты ГОСТ 397-79 сгибают из проволоки полукруглого сечения плоскими сторонами внутрь. Выпадению шплинта препятствуют его петля и разогнутые концы.

Шайбы с лапками ГОСТ 11872-80 стопорят гайки со шлицами при регулировке подшипников качения на валу. Внутренний носик отгибается в канавку винта, а наружные лапки – в шлицы гайки.

У шайб с лапками ГОСТ 3693/95-52 одна отгибается по грани гайки, а другая по грани детали. Стопорение такими шайбами, как и шплинтами, весьма надёжно и широко распространено.

В групповых соединениях головки бол-тов обвязывают проволокой через отверстия с натяжением проволоки в сторону затяжки резьбы.

3 И, наконец, стопорение может выполняться также пластическим де-

формированием или приваркой после затяжки.

Винты и гайки обычно выполняются из Ст3, Ст4, Ст5, Ст35, Ст45.

Наиболее напряжённые соединения из Ст40, 40ХН. Декоративные винты и гайки выполняются из цветных металлов и пластмасс.

Выбор материалов, как и всех параметров резьбовых соединений, определяется расчётом на прочность.

1 2.5.2 Расчет резьбовых соединений на прочность

Прочность является основным критерием работоспособности резьбовых соединений. Под действием осевой силы (силы затяжки) в стержне винта возникают напряжения растяжения, в теле гайки —сжатия, в витках резьбы — смятия, среза.

Основными критериями работоспособности и расчета для крепежных резьб являются прочность, связанная с напряжениями среза τ, а для ходовых резьб – износостойкость, связанная с напряжениями смятия σсм.

Осевая нагрузка винта передаётся через резьбу гайке и уравновешива-

ется реакцией её опоры. Каждый из Z витков резьбы нагружается силами F1,

F2, … FZ.

В общем случае нагрузки на витках не одинаковы. Задача о распределе-

нии нагрузки по виткам статически неопределима и была решена русским

учёным Н.Е. Жуковским в 1902 г. на основе системы уравнений для стандарт-

ной шестигранной гайки. График показывает значительную перегрузку ниж-

них витков и бессмысленность увеличения длины гайки, т.к. последние витки практически не нагружены. Такое распределение нагрузки позже было подтверждено экспериментально. При расчётах неравномерность рагрузки учитывают эмпирическим (опытным) коэффициентом Km, который равен 0,87 для треугольной, 0,5 – для прямоуголь-

ной и 0,65 для трапецеидальной резьбы.

Основные виды разрушений у крепёжных резьб – срез витков, у ходо-

вых - износ витков. Следовательно, основной критерий работоспособности

для расчёта крепёжных резьб – проч-ность по касательным напряжениям сре-

за, а для ходовых резьб – износостой-кость по напряжениям смятия.

Условие прочности на срез:

F / (πd1 HKK m )[ τ ] для винта; τ = F / (πdHKK m )[ τ ] для гайки,

где H –высота гайки или глубина завинчивания винта в деталь, K = ab/p или K = ce/p – коэффициент полноты резьбы, Km – коэффициент неравномерности

нагрузки по виткам.

Условие износостойкости на смятие:

σсм = F / ( πd2 HZ )[ σ ] см,

где Z – число рабочих витков.

Равнопрочность резьбы и стержня винта явля-

ется важнейшим условием назначения высоты стандартных гаек. Так, приняв в качестве предельных напряжений пределы текучести материала и учитывая, что τТ 0,6 σ Т условие равнопрочности резьбы на срез и стержня винта на растяжение предстанет в виде:

τ = F/ ( πd1 HKKm ) = 0,6σТ = 0,6 F / [(π/4) d12 ].

При K = 0,87 и Km = 0,6 получаем H 0,8d1, а учитывая, что d1 = d окончательно принимаем высоту нормальной стандартной крепёжной гайки H 0,8d.

Кроме нормальной стандартом предусмотрены высокие H1,2d и низкие H0,5d гайки. По тем же соображениям устанавливают глубину завинчивания винтов и шпилек в детали: в стальные H1 = d, в хрупкие – чугунные и силуминовые H = 1,5d. Стандартные высоты гаек (кроме низких) и глубины завинчивания избавляют нас от расчёта на прочность резьбы стандартных крепёжных деталей.

В расчётах невозможно игнорировать податливость болта и соединяемых деталей. В про-стейшем случае при болтах постоянного сечения и однородных деталях

λб = lб / (Еб Аб); λд = δд / (Ед Ад),

где λб, λд – податливости болта и деталей, равные их деформации при единичной нагрузке (податливость обратна жёсткости); Еб, Ед, Аб, Ад – модули упругости и площади сечения болта и деталей; δд – суммарная толщина деталей δд lд.

В сложном случае податливость системы определяют как сумму подат-

ливостей отдельных участков болта и отдельных деталей. Под площадями

сечения A понимают площади тех частей, которые подвержены деформации

от затяжки болта. Здесь полагают, что деформации от гайки и головки болта

располагаются вглубь деталей по конусам с углом α = 30 0. Приравнивая объ-

ём этих конусов к объёму цилиндра, находят его диаметр

D1 = D + ( δ1 + δ2 ) / 4; A Д = π ( D12dотв2)/ 4.

Внешняя нагрузка F деформирует не только болт, но и прокладки,

шайбы, тарельчатые пружины и т.п. Поэтому при расчёте суммарной нагрузки болта F вводят понятие коэффициента внешней нагрузки χ, равного приращению нагрузки болта в долях от внешней нагрузки. Тогда F = Fзат + χF. При этом упругие прокладки 1 и 2 нельзя рассматривать как детали 3, 4 и 5, деформация которых уменьшается. В таких случаях все детали соединения разделяют на две системы:

1 Детали системы болта, в которых под действием нагрузки абсолютная дефор-

мация возрастает (болт, прокладки 1,2);

2. Детали системы корпуса, в которых абсолютная деформация уменьшается

(3,4,5).

При этом

В таких соединениях наборы упругих прокладок (шайб, тарельчатых пружин) существенно увеличивают податливость системы болта, а следовательно, уменьшают нагрузку на болт.

В расчёте болтов сначала находят силу, приходящуюся на один болт.

Затем всё многообразие компоновок резьбовых соединений может быть све-

дено к трём простейшим расчётным схемам.

А. Болт вставлен в отверстия с зазором.

Соединение нагружено продольной силой Q. Болт растянут.

Условие прочности на растяжение запишется в виде:

Напряжения растяжения в резьбе

Из условия прочности на растяжение находим внутренний диаметр резьбы болта

Найденный внутренний диаметр резьбы округляют до ближайшего

большего по ГОСТ 9150-59. Там же указан конкретный типоразмер-номер

(наружный диаметр резьбы) болта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: