Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст принято считать “вершиной детства”: в ребенке еще много детских черт (легкомысленность, взгляд на взрослого снизу вверх). Но детская непосредственность постепенно утрачивается, т.к. меняются ценности, ориентиры, интересы в связи с новой значимой деятельностью – учением. Меняется весь уклад жизни. Кризис 7 лет характеризуется перестройкой эмоционально-волевой сферы, возникновением так называемого аффективного комплекса (по Л.С.Выготскому, “обобщение переживаний”). Внутренняя и внешняя жизнь младшего школьника дифференцируется, характерными становятся кривляние, манерничанье, склонность к капризам, к конфликтам, но приблизительно к 7-8 годам этот комплекс изживает себя.

Младший школьный возраст наиболее подробно в российской возрастной психологии описан Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и их сотрудниками, А.К. Марковой, А.К. Дусавицким, Г.А. Цукерман и др.

По Д.Б.Эльконину, происходит перестройка всех отношений ребенка с действительностью, а новая социальная ситуация развития представлена тем, что отношение в системе “ребенок - учитель” становится отношением “ребенок - общество”, т.к. именно в учителе воплощены все требования общества, а в школе – новая система общения, жизненные эталоны, одинаковые меры оценки.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка – это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества.

Ребенок заинтересовано относится к совершенно новым для него правилам: пытается разобраться в них, хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти, обсуждает правила со своими одноклассниками и дома.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу.

Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. В книге “Психология обучения младшего школьника” (М., 1974, с. 18) Д.Б.Эльконин писал: “Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности – той, в результате которой происходят изменения в самом ученике, это деятельность по самоопределению”.

Известно, что сущность – учения в присвоении научных знаний и оперировании научными понятиями. Цель учения – не только в приобщении к новым знаниям, но и научению способам добывания знаний и, в целом, в обогащении личности ученика.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте заключаются в том, что содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач; цель и результат деятельности совпадают.

В течении младшего школьного возраста в личности ученика происходят следующие изменения: изменения в уровне обученности, изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности; изменения в умственном развитии, изменение целей учебной деятельности, появление новых мотивов учения: получить высокую отметку, необходимость хорошо учиться, познавательный интерес, мотивация по достижению успехов.

Рост самосознания, возникновения чувства компетентности, выработка самооценки также характерны для этого возраста.

Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов называют следующие компоненты учебной деятельности младшего школьника:

1. Учебные познавательные мотивы,

2. Учебную задачу (важно вместе с учителем открыть способ ее решения, тогда легче перенести его на решение подобных задач, работа становится более продуктивной);

3. Учебные операции или действия (см. теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина);

4. Контроль (пооперационный контроль, промежуточный, итоговый, перспективный);

5. Самооценку и оценку педагогом деятельности ученика (важна содержательная оценка учителя ответа ученика, указание на плюсы и минусы, указание критериев оценки; обязательна аргументация оценки).

Психолог А.И. Липкина занималась проблемой формирования правильной самооценки у младшего школьника. Она считает, что самооценка оказывает положительное влияние на успеваемость: дети младшего школьного возраста, как правило, оценивают свою работу по количеству времени, потраченного на работу, поэтому так важно объяснить им, какая оценка правильна.

С учебной деятельностью связана трудовая деятельность. Л.И. Божович писала о ее значении для формирования личности ребенка; особенно важна трудовая деятельность для формирования нравственных качеств (это может быть помощь по дому, уборка в классе, сбор макулатуры, реставрация игрушек и т.д.).

В книге И.П. Волкова “Приобщение школьника к творчеству” описана система выработки трудовых навыков у школьников. Волков ведет трудовую книжку школьников с 1-10 класс, вписывая сумму дел, произведенных школьниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: