Психологические новообразования подросткового возраста

Новообразования в личностной сфере таковы:

1. Социальная мимикрия – желание слиться с группой, оно отвечает потребности в эмоциональной безопасности, психологической защите. Подражание взрослым акцентируется. Повышенная тревожность, неуверенность;

2. Стремление ко взрослости, чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому, отказ от контроля взрослых. Сензитивность к самостоятельному обучению (зависит от того, насколько успешна учебная деятельность в младшем школьном возрасте);

3. Потребность в самоутверждении;

4. Стремление к самостоятельным поступкам;

5. «Я концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» («Я реальное» и «Я идеальное»);

6. Усложнение и углубление самопознания, подросток открывает для себя свой внутренний мир;

7. Развитие личностной рефлексии;

8. Самооценка;

9. Самовоспитание, саморегуляция;

10. Формирование средств самовыражения;

11. Потребность в межличностном общении;

12. Физиологические изменения;

13. Половое влечение, половая идентификация достигает более высокого уровня;

14. Поиски друга, того, кто поймет,

По концепции Д.Б.Эльконина особенности развития подростка проявляются в таких симптомах: трудности в отношениях со взрослыми, изменение в эмоциональной сфере.

Во всех симптомах вопрос – “кто я?” Потребность быть и казаться взрослее – главная.

По Т.В. Драгуновой, она проявляется в:

1) подражании внешним признакам взрослых (курение, карты, вино, лексика, косметика, мода, ухаживание, “низкой культуре”);

2) равнение мальчиков на качества “настоящего мужчины” – смелость, выносливость, дружба;

3) социальная зрелость – забота о близких, овладение взрослыми умениями (шить, готовить, фотографировать);

4) интеллектуальная взрослость – умение что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает личностный смысл.

В отношении с взрослыми подросток пытается расширить свои и ограничить права взрослых, что вызывает противоречия в 3-х вариантах: длительный конфликт, эпизодический конфликт, постепенный.

Бурно развивается самосознание, самооценка носит устойчивый характер, ребенок выделяет идеал, составляет свою программу воспитания. Если самооценка неадекватна, то подросток либо самоуверен, либо обладает комплексом неполноценности. Самооценка формируется в общении при сравнении себя с другими. Но и оценка окружающих должна быть положительной, оптимистичной.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере. Часто подросток не доводит до конца дело, но одновременно может быть настойчив и выдержан. Мнение коллектива – закон для подростка. Он не прощает замечаний при людях. Новый характер приобретает дружба, к ней предъявляются высокие требования.

Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, чтобы избежать плохого влияния. Роль взрослых еще очень велика, т.к. именно они, в целом, влияют на все новообразования периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: