Педагогическая психология - это междисциплинарная самостоятельная отрасль знаний, основывающаяся на общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогике. Она имеет собственную историю становления, позволяющую понять сущность и специфику предмета педагогической психологии.
Объектом науки считается то, что существует как данность, вне самого изучения и может быть изучено разными науками (например, человек, общество, цивилизация и так далее).
Кроме объекта, каждая наука имеет свой предмет, то есть то, что она изучает в своем объекте.
У возрастной психологии и педагогической психологии общий объект – человек, но предметы разные.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе и изменения в интеллектуальном и личном развитии человека, происходящие в учебной деятельности.
Проще было бы сказать, что педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, а предмет ее исследований – познавательная и интеллектуальная деятельность, развивающая учащегося.
|
|
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей личности обучаемого, а более частными задачами являются:
1) раскрытие механизмов обучающих и воспитывающих воздействий на развитие ребенка;
2) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого, а также формами и методами воздействия на него;
3) выявление особенностей организации и управления учебной деятельности, выявление особенностей влияния их на познавательную активность учеников;
4) изучение психологии деятельности педагога;
5) выявление законов развивающего обучения;
6) определение условий, критериев усвоения знаний;
7) определение психологических основ диагностики уровня усвоения материала;
8) разработка основ совершенствования образовательного процесса.
Традиционно педагогическая психология делится на 3 раздела:
1) психология обучения;
2) психология воспитания;
3) психология деятельности учителя.
Основными ветвями педагогической психологии являются именно эти три раздела.
В русле последних исследований (И.А.Зимняя) структурировать педагогическую психологию можно так:
1) психология образовательной деятельности как единства учебной и педагогической;
2) психология учебной деятельности и ее субъекта (ученика);
3) психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя);
4) психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Такая структура расширяет область педагогической психологии, ведь в последние годы все чаще педагогическая психология дифференцируется на психологию высшей школы и психологию школьного обучения.